Боевой дебют БЭК «Визир»: корабль-разведчик ВМСУ «Симферополь» на дне Дуная. Впереди — обеспечение броска через Днепр
30 авг, 2025 0 Комментариев 0 Просмотров

Боевой дебют БЭК «Визир»: корабль-разведчик ВМСУ «Симферополь» на дне Дуная. Впереди — обеспечение броска через Днепр

Новейший безэкипажный катер вернёт России стратегическую инициативу в борьбе не только за Черное море
Сергей Ищенко

Ко вчерашнему полудню, 28 августа, интернет-сообщество Украины буквально взорвалось стенаниями типа: «Русня скопіювала наші морські дрони».

Никаким иным способом там просто не в силах объяснить первое в истории ВМФ России успешное боевое применение новейшего ударного безэкипажного катера (БЭК) в устье Дуная, случившееся именно в ночь на минувшую пятницу. Пораженной целью стал средний разведывательный корабль ВМСУ «Симферополь».

К слову, построен он сравнительно недавно, в 2016—2019 годах, на верфях «Кузня на Рыбальском» под Киевом. Но наряду с прочим оборудованием оснащен широкополосными пеленгаторными антеннами германской фирмы Rohde&Schwarz.

«Аналога такому кораблю на Украине нет, — говорил в свое время на церемонии спуска на воду „Симферополя“ тогдашний министр обороны страны Степан Полторак. — Это большой прорыв и перемога».

В истории с потерей ВМСУ разведывательного корабля даже на первый взгляд множество крайне примечательного. И заслуживающего самого внимательного рассмотрения.

Во-первых, насчет: «русня» будто бы чего-то там скопировала у своего заклятого врага. Да, согласимся, мы долго отставали от Украины в развитии безэкипажных катеров в боевых действиях на море.

Однако в обеспечении внезапного для нас технологического прорыва противника на этом направлении основная «заслуга» принадлежит все же вовсе не Киеву, а Лондону. Который, как свидетельствует сайт Naval Technology, по программам Wasp и Snapper помог ВМСУ обзавестись «новыми беспилотными системами, разрабатываемыми в быстрых условиях специально для поддержки Украины».

Как следствие — противник достаточно успешно стал применять БЭКи против нашего Черноморского флота еще с осени 2022 года. К чему российские военные моряки оказались совершенно не готовы. Ни тактически, ни технически. Промежуточными итогами стали серьезные потери ЧФ в катерном и корабельном составе.

Именно БЭКом ВМСУ на рейде Севастополя 29 октября 2022 г. первым был серьезно поврежден морской тральщик «Иван Голубец». Но вскоре наши потери от этого вида оружия стали куда серьезней.

31 января 2024 г. на траверзе озера Донузлав тем же способом оказался затоплен российский ракетный катер Р-334 «Ивановец» проекта 12411.

Следом 14 февраля 2024 г. крупной стаей морских беспилотных аппаратов ГУР МО Украины вблизи побережья Алупки был атакован и затонул большой десантный корабль «Цезарь Куников». А 5 марта та же участь неподалеку от Керченского пролива постигла патрульный корабль ЧФ «Сергей Котов».

Естественно, столь разорительное форменное безобразие на театре военных действий вызвало справедливый гнев в Москве. И скорые с ее стороны кадровые расправы.

Вначале в августе 2022-го был снят с должности командующего Черноморским флотом адмирал Игорь Осипов, продержавшийся на своем посту чуть более трех лет. А еще через полтора года, 14 февраля 2024-го, точнехонько в день гибели «Цезаря Куникова», в немедленную отставку был отправлен и сменивший Осипова в главном кресле флота адмирал Виктор Соколов.

Одновременно сам этот флот было решено от греха и от украинских безэкипажных катеров подальше почти в полном состав вывести из Севастополя и Феодосии в Новороссийск. Где он пребывает ныне. Озабоченный, скорее, обеспечением собственной безопасности, чем иными, куда более важными для государства задачами.

Но понятно, что исключительно ретирадными заботами на Черном море Москва не ограничивалась. Лучшие умы отечественного кораблестроения были экстренно брошены на решение двух важнейших проблем. Первая: как надежно обезопасить наши корабли от атак вражеских БЭК? И вторая — как самим в кратчайшие сроки получить возможности вести тем же крайне эффективным и недорогим оружием результативную борьбу с врагом в морях и океанах?

Судя по всему, наша пятничная, отлично организованная во взаимодействии с воздушной разведкой операция в устье Дуная по уничтожению «Симферополя», и стала зримым доказательством, что мы на верном пути. Движемся по нему хоть и медленней, чем хотелось бы, зато верно.

Первые наглядные свидетельства наметившегося прогресса России в этой сфере были отмечены Западом еще на состоявшихся всего месяц назад крупных комплексных учениях ВМФ РФ «Июльский шторм». Многие за рубежом посчитали их главным эпизодом удар некоего перспективного российского БЭК с мощным фугасным боезарядом по поставленной на якоря плавучей мишени на Балтийском флоте.

Видеосюжет на сей счет был официально широко распространен Министерством обороны РФ. Судя по кадрам, взрыв был такой силы, что судно-мишень могло просто переломиться надвое.

Иными словами — с ним произошло примерно то же самое, что в минувшую пятницу на Дунае с украинским «Симферополем». Легшим на дно реки невдалеке от берега за считанные минуты. Иначе с чего бы часть его экипажа, по официальному признанию Киева, до сих пор числилась бы в пропавших без вести?

Словом, резонно предположить, что в обоих случаях нами был применен один и тот же тип БЭК.

При этом атака на Дунае позволяет предположить, что этот безэкипажный катер облагает большой скоростью и солидной дальностью плавания. Иначе он навряд ли сумел бы на большом удалении от берегов Крыма совершить переход примерно до побережья Одессы.

А затем пробраться вверх по оживленной реке с хорошо охраняемыми берегами до точки якорной стоянки неприятельского разведывательного корабля. Которая, как вскоре выяснилось, находилась аж в 25 километрах вверх по течению от места, где Дунай впадает в Черное море.

Ряд специалистов полагают, что совокупность приведенных технических подробностей завершившейся операции позволяет сделать вывод: и главным премьером учений «Июльский шторм», и погубителем вражеского «Симферополя» на Дунае стал наш только начавший поступать на вооружение ВМФ РФ тяжелый многофункциональный БЭК «Визир-700», к выпуску которого недавно приступил военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод».

О создании такового КМЗ впервые объявил еще на форуме «Армия-2023». Но всё минувшее время шли доводки и испытания.

В самых общих чертах получился плавучий робот, управляемый или оператором с берега, или искусственным интеллектом и специальной программой, заранее «зашитой» в его электронные мозги. Длина — порядка 7 метров. Ширина — 2,5 метра. Дальность действия до 270 морских миль (примерно 450 километров). Скорость — до 90 километров в час. Грузоподъемность — до тонны.

«На случай прерывания связи «Визиры» будут оснащаться функцией автоматического возвращения на базу и системой полного позиционирования на местности… То есть даже если «Визир» потеряет все сигналы, то всё равно имеет заранее заложенный алгоритм, как действовать, куда плыть.

У него есть «мозги» для того, чтобы жить своей жизнью и чётко понимать, где свой берег, где чужой"", — рассказал в минувшем году официальный представитель КМЗ.

При этом одними лишь боевыми качествами мощнейшего дрона-камикадзе «Визир» не ограничен. Стабилизованная гироскопами площадка на его палубе позволяет даже в условиях небольшого шторма вести прицельную стрельбу из всего, что угодно.

От крупнокалиберных пулеметов до малогабаритных зенитных и ударных ракет. Для которых, как говорят создатели машины, на этом БЭК может быть установлено до восьми пусковых установок.

Готов ли «Визир» уже сегодня превратиться в небольшой безэкипажный надводный ракетоносец? Пока неясно. Однако можно предположить, что на него могут быть установлены отечественные аналоги британских сверхзвуковых авиационных ракет Brimstonе, разработанных в 2012 году.

Их размеры (длина — 1,8 м, масса — 48 кг, боевая часть — 6,4 кг), активная головка самонаведения и система управления, выполненная по принципу «выстрелил — забыл», вполне позволяют разместить такое оружие и на палубе нашего «Визира».

Что мы получим в этом случае? Поскольку после уничтожения «Симферополя» хоть сколько-нибудь крупных вражеских надводных целей на Черном море не осталось в принципе, новейшие российские БЭК смогут осуществлять массированные набеги на берега и порты противника. Собственными силами снося там очень многое из того, на что пока нам приходится тратить, допустим, достаточно дорогие крылатые ракеты «Калибр» или «Циркон».

Если допустить, что в недалекой перспективе нас ждет битва за форсирование Днепра (а без этого нечего и мечтать о возвращении под контроль России Херсона, Очакова, Николаева и Одессы), то и здесь «Визиры» нам будут нужны просто позарез. Поскольку без массированного участия в форсировании столь серьезной водной преграды таких многофункциональных БЭКов сильно развитую украинскую оборону на днепровских кручах просто не продавить.

Таким образом, в первую очередь столь замечательными дронами должна пополняться наша Днепровская речная флотилия, воссозданная в 2024 году. Ее оперативная зона ответственности на сегодня — нижнее течение и дельта Днепра, Кинбурнская коса и Днепровско-Бугский лиман. Контролируя их, мы не позволяем противнику использовать порты Николаев и Очаков.

Но, если исходить из всем известных реалий международной политики, скоро, похоже, спектр боевых задач Днепровской флотилии может существенно расшириться. Тут-то ей так многое умеющие «Визиры» и пригодятся.

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация