Army Recognition: украинские позиции в зоне СВО штурмуют русские роботы
Нейросети и дроны меняют характер боевых действий, делая очень уязвимыми САУ и танки
Константин Ольшанский
Российская армия для сохранения личного состава использует в зоне СВО все больше вариантов беспилотников. Речь не про летающие, а про наземные.
В частности, издание Bulgarian Military обратило внимание на видео колесных беспилотников, которые создают дымовые завесы на поле боя.
Видно, что дистанционно управляемый аппарат начинает сначала выдавать белый дымок, но потом он становится густым, плотным и черным. Bulgarian Military пишет, что военные часто используют различные химические соединения для создания дымовых завес в целях маскировки и сигнализации.
Одним из наиболее часто используемых соединений для создания плотной черной дымовой завесы является гексахлорэтан. Это твердое кристаллическое вещество белого цвета, которое при горении образует густой черный дым — именно такой, что, судя по видео, рассеивал беспилотник.
— Такой дым очень эффективен для снижения обзора и может использоваться для маскировки передвижений пехоты и техники. А также для сигнализации, — говорит главный редактор Bulgarian Military Бойко Николов.
Черный дым, образующийся при производстве гексахлорэтана, в основном, состоит из частиц углерода. Они эффективно поглощают и рассеивают свет, что делает дым особенно непрозрачным и сквозь него трудно что-либо разглядеть.
В дополнение к гексахлорэтану в дымовых смесях могут использоваться другие соединения, такие как хлориды цинка и алюминия. Эти составы могут повысить плотность и стойкость дыма, делая его более эффективным для военного применения.
Бойко Николов считает, что беспилотные дымогенераторы могут заменить машины ТДМ-2К, которые создают аэрозольные завесы (такие машины в недавнем прошлом были развернуты вдоль линии боевого соприкосновения).
Правда, беспилотные дымогенераторы еще предстоит доработать. По мощности они, конечно, уступают ТДМ-2К, которые в войсках хвалят за способность создавать дымовую завесу протяженностью в тысячу метров. Однако несомненный плюс беспилотного дымогенератора — сохранение жизней членов экипажа.
К безымянному пока беспилотному дымогенератору в войсках скоро может добавиться и боевой робот «Импульс-М». Его разработали и представили госкорпорация «Ростех» в сотрудничестве с компанией «Гумич», пишет специализированное издание Army Recognition (Бельгия).
«Импульс-М» — универсальная гусеничная роботизированная платформа, которая предназначена для размещения различных боевых модулей, включая противотанковые. На ближайшее будущее запланированы полевые испытания платформы с ПТУРами. «Импульс-М» также может использоваться для установки противотанковых мин.
Army Recognition пишет, что «Импульс-М» использует различные типы связи между оператором и роботом, обеспечивая высокую помехозащищенность в условиях агрессивной украинской РЭБ. Платформа оснащена элементами искусственного интеллекта (в частности, имеет машинное зрение). Так что даже в случае полной потери связи с оператором «Импульс-М» сможет самостоятельно вернуться на базу.
Имея длину чуть более двух метров, «Импульс-М» перевозит около тонны груза по горизонтальной поверхности или вдвое меньше по 30-градусным склонам, буксирует до 1,5 тонны на прицепе. Гусеничное шасси отличается высокой надежностью и ремонтопригодностью в полевых условиях, что позволяет роботу продолжать движение даже в случае выхода из строя нескольких опорных катков, подчеркивает Army Recognition.
В ходе испытаний робот показал возможности передвижения по пересеченной местности, преодоления бродов и траншей. Уменьшенный прототип комплекса уже протестирован в реальных боевых условиях.
Army Recognition пишет, что разработка «Импульс-М» — всего лишь один из логичных шагов по внедрению искусственного интеллекта в современную войну. Опыт СВО требует обновления оперативной практики и военных доктрин.
«Поле боя превратилось в сложную, многомерную арену, где искусственный интеллект и робототехника являются неотъемлемой частью, особенно в командных центрах и системах управления вооружением», — отмечает бельгийское издание в редакционной статье.
Опыт применения БПЛА в СВО уже влияет и на другие конфликты, в том числе палестино-израильскую и гражданские войны в странах Африки, пишет Army Recognition. Тяжелая техника (включая танки) слишком неповоротлива и уязвима для дронов, что требует срочной разработки новых средств защиты (например, беспилотных систем противоракетной обороны и дистанционного управления).
«Искусственный интеллект уже встроен в процессы принятия решений командованием. Нейросети меняют военное искусство, затрагивая все аспекты боя — от подводного до космического, — пишет Army Recognition. — Искусственный интеллект и роботизированное оружие уже незаменимы, например, для разведки и рекогносцировки. Нейросети предлагают новые возможности, ранее абсолютно невообразимые».