Торпеда Луиса Бреннана. Управляемое оружие конца XIX века
Широко известен опыт с катушкой ниток, которая, если потянуть за свободный конец нити, приходит в движение и, вопреки очевидным предположениям, «убегает» вдаль. Именно этот простой эффект подтолкнул молодого австралийского инженера Луиса Бреннана к идее создания нового оружия. Несложный, но интересный механический эффект стал основой для создания первой в мире системы управляемого оружия для флота – торпеды системы Л. Бреннана.
Перед началом разработки перспективной торпеды Л. Бреннан провел анализ возможностей и попытался установить, в каком типе техники можно применить известный «эффект катушки». Разматывание нити или троса позволяло перемещать некий объект лишь в одну сторону, без возможности возврата. Таким образом, подобный оригинальный привод можно было использовать только в оружии наподобие торпеды. Ввиду отсутствия иных способов реализации идеи, Бреннан начал работы над проектом вооружения для флота.
Первые расчеты и чертежи были выполнены в 1874 году. В работе над проектом Бреннану помогал профессор Мельбурнского университета Уильям Чарльз Карно. Примечателен тот факт, что У.Ч. Карно стал первым профессором в истории этого университета. В течение нескольких лет Бреннан и Карно изучали физические и механические особенности взаимодействия нити и катушки. Пользуясь результатами исследований, они создали несколько эскизных проектов торпеды. За четыре года инженер и ученый проработали ряд вариантов конструкции и испытали несколько прототипов. К примеру, испытывался вариант торпеды с одним гребным винтом. Несмотря на простоту конструкции, одновинтовой аппарат имел недостаточную путевую устойчивость и малую скорость.
В 1878 году Бреннан и Карно построили полноразмерный прототип перспективной торпеды, оснащенный оригинальным приводом и двумя гребными винтами. Действующая модель торпеды позволила проверить правильность примененных технических решений и определить дальнейший курс развития проекта. Опытная торпеда длиной около 4,6 метра имела «традиционный» для торпед того времени корпус веретенообразной формы, стабилизаторы и два соосных гребных винта в хвостовой части.
В отличие от прочих самодвижущихся мин, торпеда Бреннана не имела собственной силовой установки, позволило упростить ее конструкцию и удешевить производство. Обеспечивать торпеду энергией должна была паровая машина, которую предлагалось устанавливать на берегу или на корабле-носителе. Энергия пара должна была приводить в движение барабаны двух лебедок, на которые наматывался трос или проволока. В средней части торпеды имелись две катушки с намотанным на них тросом или проволокой, прикрепленным к лебедке. Катушки были соединены с валами гребных винтов. Таким образом, лебедки с паровым приводом должны были выбирать трос и тем самым вращать катушки, передающие крутящий момент на гребные винты.
Испытания первого полноразмерного прототипа торпеды прошли в доках города Вильямстаун. Оригинальный привод, в котором использовалась тонкая проволока, показал свои положительные стороны, хотя и не был лишен недостатков. Однако главным результатом испытания стало не подтверждение характеристик или выявление недостатков, а идея механизма поворота. Л. Бреннан во время испытаний предложил оснастить торпеду оригинальным механизмом, отслеживающим скорость вращения катушек. Если одна из них вращалась быстрее другой, специальный механизм должен был отклонять руль. Благодаря этому можно было изменять направление движения торпеды, увеличивая скорость вращения одной из лебедок.
Еще до начала доводки механизма поворота проект торпеды Бреннана привлек внимание британских флотоводцев. Имеющийся прототип продемонстрировали представителям адмиралтейства Великобритании, которые заинтересовались проектом и признали его перспективным. После этого команда Луиса Бреннана получила грант на продолжение работ с последующим строительством боеспособного изделия. Сроком строительства нового прототипа определили весну следующего, 1879 года.
В марте 1879-го в Мельбурне прошли испытания нового опытного образца. От первого прототипа он отличался наличием механизма поворота, доработанным корпусом и приводом, а также местом для установки боевой части. В том же году Бреннан совместно со своим коллегой Джоном Ридли Темперли основал компанию Brennan Torpedo Company («Торпедная компания Бреннана»). В дальнейшем все работы по проекту осуществлялись не группой инженеров-единомышленников, но коммерческой организацией с собственным конструкторским бюро и производством.
В 1880 году костяк «Торпедной компании Бреннана» отправился в Великобританию, где должен был завершить разработку перспективной торпеды для военного флота империи. Однако к этому времени энтузиазм адмиралов уменьшился. Адмиралтейство еще раз проанализировало предложенный проект и сочло его непригодным к практической эксплуатации. Причиной для претензий стал оригинальный проволочный привод: военачальники посчитали, что установка на корабле отдельной паровой машины с лебедками и управление торпедой при помощи двух проволок чересчур усложнят эксплуатацию нового боеприпаса.
Торпеды Бреннана развертывались как средство прикрытия входов в гавани и стратегические порты
Отказ военно-морских сил мог поставить на проекте крест. К счастью для проекта и сотрудников «Торпедной компании», новым управляемым оружием заинтересовался Королевский инженерный корпус. В то время именно эта организация занималась береговой обороной страны. В 1881 году, после дополнительных испытаний специальная комиссия Корпуса рекомендовала завершить проект и принять новую торпеду на вооружение. Теперь торпеда конструкции Бреннана предлагалась для защиты портов и гаваней.
Примерно через два года после этого последовал новый контракт на проектные работы. К этому времени Королевский инженерный корпус и «Торпедная компания Бреннана» построили испытательный комплекс в форте Гаррисон-Пойнт. До 1885 года Корпус и компания Бреннана провели большое количество испытательных пусков торпед с атакой учебных целей. Наконец, в 1886 году был издан документ, в соответствии с которым торпеда Бреннана принималась на вооружение. Вскоре был подписан контракт на поставку торпед и береговых агрегатов торпедного комплекса. Общая стоимость контракта составила огромные для того времени 100 тыс. фунтов стерлингов.
В окончательном виде торпеда Бреннана немного отличалась от прототипов, использовавшихся в ходе испытаний. Веретенообразный корпус длиной 4,6 метра с целью стабилизации имел сечение, близкое к эллиптическому. На носовой и хвостовой частях корпуса устанавливались стабилизаторы разных размеров и формы. В носовой части корпуса поместили 200-фунтовую (91 кг) боевую часть с контактным взрывателем. Среднюю и хвостовую часть корпуса отдали под привод. В средней помещались две катушки с проволокой, в хвостовой – гребной вал и рулевая машинка. Кроме того, принятая на вооружение торпеда получила автоматическую систему, удерживавшую ее на глубине 12 футов (3,7 метра).
Изначально на катушках торпеды помещалось по 1800 метров металлической проволоки толщиной 1 мм. Торпеда с такой проволокой могла разгоняться до 20 узлов. Дальнейшее увеличение скорости было ограничено прочностью проволоки. Во время одной из модернизаций торпеда Бреннана получила более прочную проволоку диаметром 1,8 мм. Благодаря этому скорость торпеды выросла до 27 узлов. При такой скорости торпеда могла пройти 1800 метров примерно за две минуты.
Наземная часть торпедного комплекса состояла из пусковой установки с паровой машиной и вышки наведения. В состав первой входили собственно паровая машина, лебедки с системой управления и рельсы, по которым торпеда спускалась в воду. Рабочее место оператора комплекса располагалось на вершине телескопической мачты высотой 12 метров. В небольшой кабине устанавливался бинокль на станине, при помощи которого оператор должен был следить за торпедой и целью, а также электрический пульт управления. При помощи нескольких кнопок и переключателей оператор мог производить пуск торпеды и управлять ею. Для удобства наведения на верхней стороне торпеды монтировалась мачта с флажком, поднимавшаяся над поверхностью воды.
В планах Королевского инженерного комплекса было строительство 15 торпедных станций в нескольких важных портах. Тем не менее, сложность строительства наземной части не позволило реализовать эти планы. Было построено лишь восемь станций в портах Британии и колоний. В дальнейшем предполагалось продолжить строительство станций. При максимальной дальности стрельбы 1800 метров торпеды новой конструкции надежно защищали порт от пытающихся прорваться кораблей противника. Предполагалось, что торпеды должны дополнять береговую артиллерию, прицельно поражая корабли.
В 1905 году, вскоре после начала Русско-японской войны стало ясно, что развитие боевых кораблей привело к изменению доктрины войны на море. Проанализировав ход заморского конфликта, британские адмиралы выработали новые требования к современным и перспективным торпедам. Управляемый боеприпас системы Л. Бреннана уже не соответствовал им. В 1906 году почти все построенные к тому времени торпедные станции были сняты с боевого дежурства, а потом демонтированы. Некоторое количество торпед и их макетов сохранилось в музеях Великобритании и ее бывших колоний.
По материалам сайтов:
http://submerged.co.uk/
http://alternathistory.org.ua/
http://victorianforts.co.uk/
http://raigap.livejournal.com/
http://emelbourne.net.au/
Источник: http://topwar.ru