Семейство управляемых ракет Raytheon AGM-176 Griffin (США)
В последние годы на рынке вооружений появился спрос на сравнительно простые и дешевые управляемые ракеты, пригодные для использования с различными базовыми платформами. Такое оружие призвано дополнять ракеты иных типов, и предназначается для решения некоторых специфических задач. В 2008 года к созданию подобного ракетного вооружения приступила американская компания Raytheon.
Результатом проекта AGM-176 Griffin («Грифон») должно было стать создание новой управляемой ракеты класса «воздух-поверхность». Прежде всего это оружие предназначалось для оснащения самолетов AC-130 последних модификаций. Предполагалось, что расширение номенклатуры вооружения этих «ганшипов» позволит в определенной мере удешевить их эксплуатацию за счет возможности использования ракет, наиболее соответствующих требованиям конкретной ситуации. Кроме того, рассматривалась возможность вооружения новыми ракетами самолетов и вертолетов иных типов.
С целью привлечения потенциальных заказчиков было решено максимально удешевить новую ракету. Основным методом снижения ее стоимости стало использование уже существующих компонентов, применяемых в производстве управляемого вооружения иных типов. Основными «донорами» узлов и агрегатов стали противотанковый ракетный комплекс FGM-148 Javelin и управляемая ракета «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder. Тем не менее, некоторое количество узлов пришлось разрабатывать специально для ракеты Griffin.
Ракета AGM-176 имеет облик, типичный для оружия своего класса. Ее общая длина – 110 см, калибр – 140 мм. На боковой поверхности цилиндрического корпуса предусмотрены рули и стабилизаторы. Все плоскости построены по Х-образной схемы и выполнены складными. В транспортном положении рули и стабилизаторы находятся внутри корпуса ракеты. Сам боеприпас поставляется в цилиндрическом транспортно-пусковом контейнере. Стартовый вес ракеты Griffin – 20 кг, 5,9 кг из которых приходится на боевую часть.
Ракета имеет классическую компоновку. В головной части располагается система наведения, позади которой находится осколочно-фугасная боевая часть. В средней и хвостовой частях корпуса размещен твердотопливный двигатель.
С целью расширения списка возможных носителей новых ракет было предложено разрабатывать две модификации, отличающиеся друг от друга способом запуска. Так, вариант AGM-176A (Griffin-A) предлагалось запускать с помощью специальных пусковых установок, монтируемых на кормовой рампе или боковых дверях транспортных самолетов. Ракета AGM-176B (Griffin-B) должна была использоваться со стандартными узлами внешней подвески боевых самолетов и вертолетов.
Первые модификации ракеты AGM-176 оснащались комбинированной головкой самонаведения. В зависимости от тактической необходимости можно использовать комбинацию инерциальной и спутниковой навигационных систем или полуактивную лазерную ГСН. В первом случае ракета стремится попасть в точку с указанными координатами, во втором – наводится на пятно лазерного луча, которым подсвечивается цель.
Небольшие габариты и вес ракеты Griffin не позволили обеспечить большую дальность. Тем не менее, существуют способы заметного увеличения этого параметра. При запуске с наземной пусковой установки, смонтированной на каком-либо транспортном средстве, дальность стрельбы не превышает 5,5 км. При использовании ракеты в качестве авиационного вооружения дальность ее полета может достигать 15-20 км, в зависимости от высоты, на которой производится пуск.
Ракеты AGM-176 несут осколочно-фугасную боевую часть весом 5,9 кг. В настоящее время специалисты компании Raytheon занимаются доводкой новой многоцелевой боевой части MEWS, способной поражать цели различных типов. Боевая часть ракеты оснащается взрывателем, работающим в нескольких режимах. Обеспечивается воздушный подрыв над целью, взрыв при контакте с целью или с задержкой.
Уже в 2008 году компания Raytheon получила несколько заказов министерства обороны США на проведение ряда этапов проекта, а также на производство первых опытных ракет. В июне 2009-го Пентагон выделил 14,5 млн долларов на подготовку к испытаниям и серийному производству новых ракет. На тот момент речь шла о модификациях AGM-176A и AGM-176B. Осенью 2010 года стартовали работы по интеграции ракет «Грифон» в комплекс вооружения современных американских БПЛА.
В начале 2011 года стало известно, что проектом AGM-176 заинтересовались ВМС США. Незадолго до этого командование флота остановило конкурс NLOS-LS, целью которого был выбор ракет малой и средней дальности для новых кораблей проекта LCS. В качестве такого оружия начали рассматривать новые ракеты Griffin в версии, получившей название SeaGriffin («Морской грифон»).
В 2011 году Пентагон закупил некоторое количество ракет Griffin, предназначенных для использования с разными авиационными платформами. В начале ноября того же года появились сообщения о первом боевом применении новых ракет. Оно состоялось в Афганистане. Запуск производился с самолета KC-130J-HH. В 2012 году продолжились испытания ракет новых модификаций с разными пусковыми установками.
В феврале 2014 года компания Raytheon начала производство очередной модификации ракеты «Грифон» под названием AGM-176B Block III. Основные изменения коснулись лазерной головки самонаведения, характеристики которой были заметно улучшены. Также ракеты «Блок 3» комплектуются новой многоцелевой боевой частью MEWS. В феврале компания Raytheon сообщила, что с конвейера сошла двухтысячная ракета семейства Griffin.
Немного позже, весной 2014 года, началась полноценная эксплуатация ракет Griffin-B в военно-морских силах США. Патрульные катера проекта Cyclone оснащаются ракетным комплексом MK-60, в состав которого входит пусковая установка, ракета AGM-176B, лазерный целеуказатель и система управления.
В апреле 2014-го Пентагон объявил, что новые корабли класса LCS не будут оснащаться ракетами SeaGriffin. В качестве ракетного вооружения, предназначенного для атаки малоразмерных целей, корабли получат ракету AGM-114L Hellfire. При этом, однако, такой отказ никак не должен сказаться на эксплуатации «Грифонов» в качестве оружия иных катеров и кораблей.
Несмотря на неудачу, компания Raytheon продолжает разработку проекта ракеты корабельного базирования. Предполагается, что эта ракета может представлять большой интерес для военных благодаря нескольким своим качествам. Главное – повышенная дальность полета, благодаря которой SeaGriffin может конкурировать с ракетами AGM-114L и Brimstone 2. Кроме того, ракета для кораблей оснащается комбинированной системой управления с лазерной и инфракрасной головками самонаведения. В случае использования инфракрасной ГСН реализуется принцип «выстрелил-забыл».
В июле 2014 года были проведены испытания ракеты SeaGriffin, целью которых была проверка ее характеристик и демонстрация желания продолжать проект. Немного позже стало известно, что ракета SeaGriffin получила новое название – AGM-176C. Кроме того, стало известно о начале работ над ракетой AGM-176C-ER повышенной дальности.
Таким образом, на данный момент список модификаций ракеты «Грифон» выглядит следующим образом:
- AGM-176A или Griffin-A. Ракета для вооружения самолетов AC-130 или некоторых военно-транспортных машин. Эта модификация предназначается для использования с пусковой установкой, монтируемой на кормовой грузовой рампе или в боковых дверях базового самолета;
- AGM-176B или Griffin-B. Ракета «воздух-поверхность», предназначенная для использования на боевых самолетах и вертолетах. Этот боеприпас должен перевозиться на внешней подвеске и запускается вперед по полету;
- AGM-176C или Griffin-C. Изначально корабельный вариант базовой ракеты с новой системой управления, использующей лазерное и инфракрасное наведение. В зависимости от типа цели и других особенностей боевой задачи может использоваться полуактивное наведение на лазерную метку либо наведение на выбранную оператором цель;
- AGM-176C-ER. Дальнейшее развитие ракеты Griffin-C с обновленной силовой установкой. Утверждается, что при запуске с наземной пусковой установки эта ракета способна поражать цели на дальности более 10-15 км.
В настоящее время компания Raytheon серийно производит ракеты Griffin-A и Griffin-B. Проекты с литерой «C» пока находятся на стадии испытаний и доводки прототипов. Вооружение для кораблей планируется представить потенциальным покупателям в самое ближайшее время.
По материалам сайтов:
http://raytheon.com/
http://defenseindustrydaily.com/
http://airforce-technology.com/
http://defensenews.com/
Источник: topwar.ru