Британская легкая многоцелевая ракета LMM (Lightweight Multirole Missile)
Продолжаем обзор вооружения Великобритании. Здесь будет рассмотрена легкая многоцелевая ракета (Lightweight Multirole Missile) или LMM, которой в соответствии с требованиями к будущему легкому управляемому вооружению класса поверхность — воздух (Future Surface to Air Guided Weapon (Light), FASGW(L) планируется оснастить вертолеты Королевских ВМС Wildcat.
История
LMM является относительно новой ракетой, хотя в значительной степени она основана на более старом семействе ракет High Velocity Missile/Starstreak. Starstreak родилась из требований для системы ПВО малой дальности, переносной и устанавливаемой на транспортном средстве. Система берет свое начало в конструкциях ПЗРК Blowpipe и Javelin. Starstreak является чрезвычайно сложной системой; запускается с установки, после выработки первой ступени ракета разгоняется до высокой скорости в 3,5 Маха. После выработки второй ступени по направлению к цели устремляются три суббоеприпаса.
Ракета Starstreak
Каждый суббоеприпас "дротик" является бездвигательным, но он также является управляемым и оснащен взрывателем замедленного действия, приводящим в действие боеголовку уже внутри цели.
Зенитный ракетный комплекс Starstreak. Плохо быть вражеским самолетом!
Комплекс прошел испытания на ряде платформ, например, на вертолетах и военно-морских установках.
Морская пусковая установка получила название Seastreak. Она появилась в результате программы Британского Королевского флота от 1994-го года под названием Зенитные огневые средства ближайшего рубежа (Inner Layer Defence System, ILDS). Другие военно-морские ЗРК обладают четырьмя и шестью круглыми установленными на платформу пусковыми установками.
Ракета Seastreak
Солдат обслуживает ракетный комплекс Starstreak HVM High Velocity Missile System во время учений Olympic Guardian в Лондоне в 2012-м году
Солдат стоит на дежурстве рядом с зенитной ракетной батареей в Олимпийском парке в Стратфорде, Ист-Лондон
В 2009-ом году в рамках проекта ПВО (Air Defence Availability Project, ADAPT Министерство обороны Великобритании и компания Thales заключили контракт на HVM/Starstreak которая будет принята на вооружение в 2020-ом году. Этот контракт также включает положения о новой системе управления огнем, системе сопровождения целей и платформу для будущей LMM.
Starstreak/HVM не является легкой многоцелевой ракетой (LMM), подробнее о HVM Thales и Британской армии здесь.
В 2008-м году были опубликованы требования FASGW(L) Королевского флота с целью противостоять угрозам быстроходных прибрежных катеров (Fast Inshore Attack Craft, FIAC). Хотя это маловероятно, что отдельные быстроходные прибрежные катера, вооруженные ракетами или РПГ, способны потопить крупный надводный корабль. Москитный флот таких катеров, в свою очередь, может причинить значительный урон кораблю.
Статья "ВМС Ирана: от партизанской войны к современной военно-морской стратегии", опубликованная в 2009-ом году Управлением военно-морской разведки США, была воспринята многими как переломный момент в осознании Западом современных военно-морских угроз, однако Королевский флот к тому времени уже начал работу в этом направлении и определил ряд требований, одним из которых является FASGW(L).
В связи с этим вертолеты будут продолжать обеспечивать защиту кораблей, но вместо увеличения дальности и крупных систем, таких как Sea Skua, потребуются меньшие ракеты с абсолютной точностью, которые можно было бы применять с учетом ограничений Правил применения силы (Rules of Engagement).
12,7-миллиметровый FN Herstal M3M HMG и тепловизионный прицел DRS также были представлены для улучшения защиты сил и обеспечения элемента "дозированных ответных мер".
В мае 2011-го года Министерство обороны Великобритании заключило контракт с Thales на "разработку, квалификацию и начальное производство", включая изготовление 1000 ракет, наводимых по лазерному лучу.
Выпущенный в 2011-м году пресс-релиз Thales включает следующий абзац:
Thales. Великобритания и Министерство обороны Великобритании объявили сегодня о инновационном подходе при заключении контракта в соответствии с принципами программы Team Complex Weapons (TCW). Обе стороны договорились о перераспределении ранее полученных бюджетов в целях содействия полномасштабного проектирования, серийного производства и принятия на вооружение британскими силами легких многоцелевых ракет.
Необходим интеллект Эйнштейна, чтобы понять, что они этим хотят сказать.
Контракт ADAPT был изменен и использован для инициирования разработки LMM, т.е. за счет HVM. Или, говоря другими словами, желание ВМС получить ракету, способную противостоять быстроходному москитному флоту, оказалось важнее желания армии обладать системой ПВО.
Возможно, инцидент с HMS Cornwall развеял сомнения по этому вопросу.
Квалификация прошла в 2013-м году, а производство начнется в 2014-м году (если уже не началось), принятие на вооружение ожидается в 2015-м году, что соответствует программе Wildcat.
Описание
Ракета является очень "стройной" и аэродинамически эффективной по причине отсутствия необходимости нести боеголовку с кумулятивным зарядом и соответственно отсутствия необходимости в большом диаметре ракеты. Это позволяет добиться довольно впечатляющего радиуса действия в 6-8 км при минимальном радиусе действия всего в 400 метров, что сравнимо с управляемыми ракетами. Низкая скорость в 1,5 Маха также способствует большей дальности ракеты, особенно по сравнению с HVM, некоторые компоненты которой были использованы при создании LMM.
Легкая многоцелевая ракета (LMM) от Thales
Тринадцатикилограммовая ракета относительно легкая, разумеется, гораздо более легкая, чем следующая категория ракет воздух-поверхность — пятидесятикилограммовая Hellfire/Brimstone. Малочувствительная боеголовка относительно простая, 3 кг взрывчатки/шрапнели и лазерный взрыватель, что позволяет использовать ракету против целей, изготовленных из малого количества металла, например, надувных и полунадувных катеров. Для сравнения: боеголовка Hellfire весит 9 кг, а Javelin — 8,4 кг.
Легкая многоцелевая ракета (LMM) от Thales
Используемая система наведения по лазерному лучу позаимствована из HVM/Starstreak. Она проста, с ней трудно бороться, она подходит для морской среды и дешева, однако и она не без недостатков. Например, одновременная атака нескольких целей не представляется возможной.
Разумный компромисс с целью получить работающую систему при ограниченном бюджете.
Возможности и альтернативы
Так же как и с Brimstone, в настоящее время количество запланированных для службы Великобритании LMM определено и весьма ограничено. Ракеты интегрированы на вертолетах ВМС Wildcat и кое-где еще. Различные конфигурации LMM были продемонстрированы на пилонах Wildcat в пакетах по 7 и 5 ракет.
Вертолет Wildcat
Легкие многоцелевые ракеты производства Thales на вертолете Wildcat
Сколько ракет будет в пусковой установке, станет ясно когда они поступят на вооружение, однако версия с 5-ю ракетами всё чаще попадается на глаза в последнее время.
Не вызывает сомнения, что предпринимаются попытки экспорта ракет, но этим попыткам мешает ограниченное количество планируемых на принятие на вооружение ракет на их родине, т.е. в Великобритании. Возможно ли их применение в другом месте?
Воздушное базирование
Несомненно, очевидной платформой для развертывания LMM могут стать вертолеты армейской авиации Wildcat и Apache AH-1. Однако следует заметить, что пока будущее флота Апачей не будет решено, принимая во внимание возможное применение элементов американской модернизации Блок III, к которым относятся дополнительные издержки, и LMM могут остаться в списке "не помешало бы".
Если быть еще более циничным, то более гибкий и лучше вооруженный Wildcat — это не совсем то, что чтобы желали видеть поклонники Apache. Особенно в эти трудные финансовые времена, когда те, в чьих руках находится кошелек, могут спросить, что такого будет у Apache, чего нет у Wildcat. Было бы неплохо, если бы ракета LMM оказалась на обоих вертолетах: Wildcat и Apache.
Эти ракеты не годятся для применения на реактивных носителях и вряд ли когда-либо будут на них развернуты, таким образом, остаются беспилотные системы. Thales продемонстрировал и провел испытания LMM как на BAE Fury и Shiebel Camcopter.
БПЛА BAE Fury и ракеты Thaless LMM
Camcopter и ракеты Thaless LMM
Более крупные БПЛА могут даже быть в состоянии нести по несколько ракет, как и вертолет Wildcat. Комбинирование их с Brimstone 2 позволит на одной платформе разместить очень мощный, эффективный и гибкий набор вооружения.
Несмотря на то, что Королевская артиллерия хотела бы вооружить свои БПЛА Watchkeeper, эти желания не подкреплены финансово и им хватает заботы с поддержанием Watchkeeper в рабочем состоянии. Без сомнения, размещение вооружения потребует значительного увеличения подготовки, летной годности и накладных расходов, и способен ли на всё это Watchkeeper, остается предметом обсуждения. Может быть размещено еще более легкое, свободно падающее вооружение. Thales разработала концепцию свободно падающих планирующих боеприпасов, используя боеголовки и системы наведения от ракет LMM демонтируя ракетный двигатель.
Бездвигательный управляемый LMM от Thales
Это довольно элегантное решение максимизирует унификацию.
Наземное базирование
Поскольку LMM была разработана с учетом физических габаритов и электрической совместимости уже существующих ракет Starstreak HVM, не исключено, что они могут быть размещены на многочисленных находящихся в производстве или уже принятых на вооружение пусковых установках. Одним из таких примеров является система Тор (Thor) способная нести по мере необходимости сочетание из ракет LMM и Hellfire.
Тор (Thor) с ракетами Starstreak/HVM установлен на легком транспортном средстве Pinzgauer
Система Тор позже был переименована в Многоцелевую ракетную систему (Multimission Missile System), но так никогда и не была продана.
Компания Aselsan также продемонстрировала систему с дистанционно управляемым боевым модулем (RWS) оснащенным двумя ракетами LMM и 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом.
В наземных условиях, в сложной обстановке, там, где необходимы точность и уменьшенный радиус поражения, ракета LMM может служить маломощной альтернативой ПТРК Javelin.
Thales продемонстрировала Starstreak на легкой пусковой установке, размещенной на колесных транспортных средствах, система получила название Rapid Ranger.
Rapid Ranger от Thales
Этот вид легкого оружия может быть размещен практически на любом наземном транспортном средстве, если он подходит для Starstreak, то он подходит и для LMM.
Можно даже представить себе пару ракет, размещенных на аэростатах Base-ISTAR для обеспечения возможности моментального уничтожения пролетающих целей; ракета не имеет отдачи при стрельбе.
Морское базирование
LMM также была продемонстрирована (и испытана) на военно-морской платформе Seahawk Sigma, как показано ниже, в сочетании с автоматической 30-мм морской пушкой Bushmaster. MSI является одним из малоизвестных британских производителей вооружения, о котором стоило бы рассказать подробнее.
30-мм автоматическая пушка Seahawk Sigma и LMM Thales
Турецкая компания Аселсан (Aselsan) продемонстрировала LMM на военно-морской пусковой установке с 4 и 8 ракетами LMM.
Военно-морская установка LMM Thales
Военно-морская установка LMM Thales
Компания Аселсан совместно с производителем патрульных катеров Yonca Onuk разработала гиростабилизированные по двум осям пусковые установки и отдельный электрооптического директор.
http://www.scribd.com/doc/135897771/Thales-LMM-Naval
http://www.scribd.com/doc/135897895
Дальнейшее развитие
Легкий многоцелевой ракетный комплекс обладает запасом модернизации. Thales предложила боеголовку с малым количеством взрывчатого вещества, боеголовку повышенной мощности и тандемную бронебойную боеголовку, и все это с в головкой самонаведения.
Легкая многоцелевая ракета от Thales
Нынешний контракт подразумевает разработку и производство 1000 ракет с лазерным наведением, однако Thales уже продемонстрировала систему с полуактивным лазерным наведением (SAL), позволяющим осуществлять внешнее целеуказание. Это также позволит системе быть примененной против нескольких целей, например, москитного флота.
Как сообщается, Министерство обороны Великобритании призвало Thales включить полуакривную лазерную головку самонаведения в существующий контракт в пределах "совокупных расходов", и система уже настолько зрелая, что существует вероятность того, что производственные версии ракеты будут оснащены ГСН с двойным режимом, наводящимися по лазерному лучу и по отраженному лазерному лучу. Другие модели включают инерциальную систему наведения и систему наведения по сигналам спутников, а также инфракрасную тепловизионную головку самонаведения.
Заключение
LMM развивается относительно быстро благодаря гибкости, продемонстрированной Министерством обороны Великобритании, Roxel и Thales.
Были сделаны необходимые компромиссы и, насколько пока можно судить, это были полностью разумные компромиссы.
LMM является точной копией Brimstone, эффективной и инновационной системой, экспортный потенциал которой ограничен, будучи связанным с ее развертыванием и планами на будущее.
Необходимо ожидать появления LMM на кораблях, наземных и воздушных платформах — когда она, конечно, будет готова!
Источник: http://topwar.ru