Американская армия тратит миллиарды долларов на замену формы
Прошло всего каких-то 8 лет после того, как в американской армии был принят новый универсальный камуфляж, разработка и внедрение которого обошлись бюджету в 5 миллиардов долларов, а в США уже задумались о его замене. Американские СМИ пишут о том, что командование серьезно думает о создании нового обмундирования для военнослужащих. По оценкам специалистов, цена вопроса — 4 миллиарда долларов. Оказывается, частое переодевание армии и освоение на эти цели огромных бюджетных средств — не чисто российская забава.
Еще в 2004 году Пентагон принял решение отказаться от двух традиционных видов используемой униформы, которые применялись долгие годы. Одна из разновидностей камуфляжной формы предназначалась для действий в лесной полосе, а другая в пустыне. Речь идет о трехцветном лесном камуфляже BDU и пустынном DCU. В объявленном конкурсе на создание нового вида маскировочной униформы для вооруженных сил приняли участие все ведущие игроки американского рынка. В результате победу в конкурсе, пусть и не без вопросов к организаторам, одержал проект UCP. Данный камуфляж, по мнению его создателей, идеально подходил для применения на любой местности. В итоге в настоящее время армия США применяет цифровой камуфляж серо-зеленого оттенка во всех климатических зонах своего пребывания.
По информации издания The Daily Beast, форма UCP не оправдала возложенных на нее надежд по универсальности. В американской армии срочно собираются вывести данную форму из обращения. По словам целого ряда ветеранов иракской кампании, ткань, используемая в UCP, издавала характерный скрип при соприкосновении с различными предметами, что выдавало местонахождение солдат, особенно во время совершения ночных рейдов. В то же время участники военных компаний на территории Афганистана жаловались на то, что солдаты были очень заметны в горной местности из-за контраста цветов. По этой причине воюющие в Афганистане солдаты предпочитали использовать форму MultiCam, которая также участвовала в организованном Пентагоном конкурсе, но уступила UCP, главным образом из-за цены.
Камуфляж UCP
Американские военные часто обращались к командованию с просьбой обратить свое внимание на недостатки армейской формы, однако их требования были услышаны только через 5 лет, когда UCP уже массово выпускалась и поставлялась в вооруженные силы. В итоге Конгресс США вмешался в данную ситуацию в 2009 году. В том году был принят законопроект, который обязывал армию США провести новые испытания по выбору подходящего камуфляжа для его применения на территории Афганистана и для замены UCP. Вновь проведенный конкурс привел к победе уже известной формы MultiCam (Мультикам) от компании Crye Precision, которая при ее разработке сотрудничала с U.S. Army Soldier Systems Center. Мультикам — это одна из самых современных камуфлированных расцветок для различных типов местности. Тогда же военные приступили к проведению всесторонних подробных исследований, направленных на разработку нового маскировочного обмундирования.
При этом военные эксперты отмечают, что проблемы, возникшие с формой, — это далеко не единственный в своем роде пример не самого разумного расходования денежных средств в армии США. В пример приводят 2003 год, когда Пентагон неожиданно потратил 20 миллиардов долларов на приобретение внедорожников для вооружения оперативных частей КМП. Однако отправить приобретенную технику для участия в боевых операциях не удалось, так как машины были заказаны без бронелистов для защиты экипажей. По мнению компетентных специалистов, такая ситуация в американской армии может складываться из-за того, что армейское руководство и владельцев оружейных компаний скрепляют тесные связи. По этой причине ряд тендеров на приобретение оборудования для армии становится похожим на фарс.
Все это, бывает, приводит к серьезным неудачам. В настоящее время американская армия вынуждена решать проблему замены военной формы. При этом ее разработка и принятие на вооружение уже обошлись Штатам в огромную сумму. Портал km.ru сообщает, что в начале июня 2014 года появилась информация о том, что американские военные больше не будут носить свой оригинальный серый камуфляж, и он без лишних шума и пыли исчезнет из армейских каптерок. Форма, которая была принята в 2004 году, обошлась бюджету в 5 миллиардов долларов. Данная «пикселка» в ходе испытаний заняла последнее место, но все равно военные остановили свой выбор именно на ней. Справедливости ради надо отметить, что камуфляж был предварительно доработан, к тому же он выгодно отличался от конкурентов ценой. Возможно, именно это склонило чашу весов в его пользу.
Камуфляж UCP
Перед принятием на вооружение рисунок камуфляжа был заново оцифрован. Основными цветами нового американского камуфляжа стали тановый — Desert Sand 500 (песочный), городской серый — Urban Gray 501, а также лиственный зеленый — Foliage Green 502 (иногда обозначается как оливково-зеленый). При этом по сравнению с первоначальным вариантом из рисунка камуфляжа полностью исчез черный цвет. В ходе проведенных исследований было установлено, что данный цвет в природе в чистом виде встречается крайне редко. Одновременно с этим данный цвет очень сильно выделяется на общем фоне и в инфракрасном спектре, делая весь камуфляж слишком высококонтрастным.
Существующие мнения относительно данного камуфляжа разделились. Кто-то считает его использование оправданным, а кто-то отмечает то, что новый «цифровой» камуфляж принимался впопыхах и в самый последний момент. Якобы генералы посчитали, что солдаты в такой форме будут «выглядеть круто». В настоящее время данный аргумент не кажется таким уж смешным. Мы живем в эпоху информационных войн, где картинка на телеэкране определяет сознание. В этом плане показателен пример с «зелеными человечками», они же «вежливые люди», — это одна из лучших находок российской пропаганды за всю современную историю.
Сами американцы отмечают, что UCP оказался не самой удобной формой по причине обилия ненужных мелочей и особенностей ее кроя. Не до конца оправдали себя и маскирующие способности данной формы. Здесь сказывается проблема универсальности. Универсальность изначально задумывалась как средство экономии. Сама по себе идея создать единый комплект формы, который можно было бы использовать зимой и летом, в пустыне и в лесу представляется как минимум интересной. Однако и ежу ясно, что специализированный (заточенный под определенную местность или время года) камуфляж всегда будет лучше универсального.
Камуфляж MultiCam
Также нужно отметить, что современная американская армия заточена не на контактный ближний бой. Ее основной конек — бесконтактные боевые операции, когда уничтожение обнаруженных целей происходит на максимально возможной дистанции поражения. А угадать силуэт военнослужащего в камуфляже UCP, как и в любом другом мало-мальски пригодном камуфляже, даже на расстоянии в 300 метров представляется нетривиальной задачей. Это важное уточнение, если учесть, что в большей части встреч американских солдат с талибами в Афганистане средняя дистанция огневого боя составляла примерно 500-800 метров. В то время как проблемы камуфляжа UCP всплывают на ближних дистанциях боя.
Так или иначе, американские военные решили форму «перекроить». На это они не пожалели еще 4 миллиарда долларов. На такие траты армия идет в момент суровой экономии, по меркам американской армии, конечно. Пикантности данной ситуации добавляет то, что до 2002 года американские солдаты сухопутных войск могли выбирать из двух вариантов доступного им камуфляжа. Но глобальная война с терроризмом заставила американских военных ужаться и потуже затянуть пояса. Именно тогда начались работы по созданию и внедрению единого комплекта формы, в том числе и для экономии. При этом к странностям американской военной системы можно отнести тот факт, что в США просто нет структуры, которая отвечала бы за создание и поставки единообразной формы, так как каждый род войск заботится о себе самостоятельно.
Генерал-полковник Тим ОНейл отметил: «Было бы лучше, если бы все в армии носили одну и ту же форму. Однако морские пехотинцы не хотят выглядеть, как армия; армия не желает выглядеть также, как морские пехотинцы; при этом никто из них не хочет выглядеть, как «кальмары». (В США так называют военных моряков.) При этом только управление запасами разнотипного камуфляжа обходится американскому военному ведомству в десятки миллионов долларов ежегодно.
Камуфляж MultiCam
В поисках замены UCP американское военное руководство остановило свой выбор на очень удачном камуфляже Мультикам — изделии компании Crye Precision. Хотя данный камуфляж в свое время проиграл UCP, его успели очень высоко оценить американские спецназовцы. В настоящее время он очень популярен за пределами США, причем не только среди силовых и армейских структур, но и среди энтузиастов. Несмотря на то, что в свое время данный камуфляж не был принят на вооружение, он продолжает выпускаться в больших объемах. В настоящее время данную форму использует ряд подразделений Командования Специальных Операций США, а также сотрудники частных военных компаний, используется он и в некоторых подразделениях армии США (но не в линейных частях). В 2010 году военное ведомство закупило Мультикам для солдат, несущих службу в Афганистане, на сумму 40 миллионов долларов. При этом данный камуфляж не был принят на вооружение Пентагоном в первую очередь из-за высокой стоимости.
Шить такую форму на всю армию (даже без учета морской пехоты, ВВС и ВМС) очень дорого, на 20% дороже, чем в случае с униформой UCP. Производитель получил патент на рисунок камуфляжа и требовал от военных комиссии за печать рисунка на форме. Военным это не понравилось, и в начале 2014 года они прекратили переговоры с компанией. При этом выдвигалось предложение выкупить у фирмы патент за 25 миллионов долларов, но данное предложение отвергли по политическим причинам. Разорять компанию Crye Precision не в интересах страны, рабочие потеряли бы свои рабочие места, а армия — одного из поставщиков.
В итоге американские военные вспомнили о том, что еще 12 лет назад та же компания Crye Precision представила расцветку под названием «скорпион», которая разрабатывалась для проекта экипировки «воина будущего». Права на этот камуфляж принадлежат Пентагону, при этом от MultiCam он незначительно отличается лишь цветовой гаммой. Данный камуфляж всегда получал чуть меньшие оценки, но экономия в итоге перевесила, именно на нем и остановили свой выбор американские военные.
Источники информации:
http://russian.rt.com/article/16841
http://www.km.ru/economics/2014/06/10/ministerstvo-oborony-ssha-pentagon/742113-spryatatsya-zadorogo-skolko-stoit-zak
http://forum.strikefighter.ru/viewtopic.php?f=56%26t=2426
Материалы из открытых источников
Источник: http://topwar.ru