Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)
До сих пор мы в основном вели речь о боевых свойствах рыцарских средневековых доспехов и лишь вскользь говорили об их художественной отделке. Настало время обратить внимание и на их эстетику и прежде всего на их цвет. Например, «белыми» рыцарские доспехи называли в том случае, если они представляли собой латы из кусков отполированной стали, из-за чего издали они выглядели «белыми». Рыцарство Европы шло к такому типу доспехов очень долго, зато их появление ознаменовало собой настоящую революцию в военном деле. Но главной причиной, вызвавшей их к жизни, стало, прежде всего, отсутствие традиции верховой стрельбы из лука.
Самый простой способ отделки готического доспеха заключался в декорировании полосками прорезной меди или латуни края каждой детали. Такие фестончатые полоски были достаточно просты в изготовлении, весили немного, но придавали доспеху изящный и нарядный вид.
Именно поэтому высокая подвижность в районе шейно-плечевого пояса рыцарям была не нужна, из-за чего на первом плане у них оказалась именно защищенность, а не мобильность. А вот на Востоке, где лук все время был главным оружием всадника, кольчужно-пластинчатые доспехи и шлемы с открытым лицом продолжали выделывать очень долго. Более того, это вооружение очень сильно отличалось от новых доспехов воинов Западной Европы.
Доспехи турецкого всадника XVI века из музея Топкапы в Стамбуле. Как видите, его вооружение отличалось от западноевропейского только тем, что давало ему возможность стрелять из лука. Небольшие пластинки было удобно декорировать таушировкой.
К. Блэр – известный британский историк и оружиевед, назвал время с 1410 и по 1500 год «великим периодом в истории рыцарского защитного вооружения», так как считал, что, хотя доспехи очень высокого качества мастера-оружейники производили и позднее, тем не менее, никогда более в своих изделиях они не соединяли такого высокого мастерства с пониманием самого материала, с которым теперь они в основном работали. Украшения в латах этой эпохи играли второстепенную роль, а основное внимание мастера уделяли совершенству их формы, вследствие чего людей в этих доспехах по справедливости стали называть «скульптурами из стали». Позднее, напротив, украшательство перешло всякую меру.
Ну, а началось все с того, что XI веке оружейники научились ковать шлемы из металлического листа. До этого шлемы были сегментными, хотя на Востоке эту технику мастерски применяли уже в течение многих столетий. Для этого лист железа нужной толщины в форме диска раскаляли докрасна и придавали чашеобразную форму ударами молота, и только потом обрабатывали уже начисто при помощи молотка, зубила и напильников. Позднее шлемы и вовсе стали штамповать, что повысило их прочность, удешевило производство и позволило добиться единообразия. Уже в XVI веке мастера-шлемники достигли такого уровня совершенства, что к концу этого века, а точнее уже к 1580 году, могли выковывать из одного листа металла не только, собственно, теменную часть шлема, но и гребень высотой до 12 см., что для ручной работы это прямо-таки фантастический результат. Также в начале XI века итальянские кузнецы научились выделывать из одного листа металла и круглые чеканные щиты-рондаши, только это говорит не столько об их мастерстве, сколько о том, что в то время размеры обрабатываемых железных изделий уже особого значения не имели. Во всяком случае, известно, что в XII веке производством цельнокованых шлемов был знаменит город Павия.
Осадный шлем, покрытый гравированными украшениями. Италия, ок. 1625. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
В этой связи такие английские историки, как Дэвид Эдж и Джон Падок, пришли к выводу, что таким образом к середине XV века сформировалось два центра (и две разные школы), производящих цельнометаллические доспехи: первый – на севере Италии, в Милане, и второй – на севере Германии, в Аугсбурге. Конечно, было множество разных локальных производств, которые ориентировались на тот или другой из этих центров, и копировавших популярные образцы.
Надгробная латунная пластина (брасс) Уильяма Багота и его жены Маргарет. Церковь св. Джона, Багинтон, Уорвикшир, 1407 г. Как видите, на усопшем типично рыцарские доспехи «переходного периода» – есть латные детали, но торс закрывает короткий геральдический джупон, поэтому не видно, что под ним. Зато отлично видна кольчужная бармица на шлеме.
Такой известный британский историк, как Д. Николь, в работе «Французская армия в Столетней войне» привел отрывок из сочинения неизвестного автора книги «Военные костюмы французов в 1446 г.», в котором дается следующее описание снаряжения тех лет. «Прежде всего,… готовясь к бою, облачались в полные белые доспехи. Говоря коротко, они состояли из кирасы, наплечников, больших наручей, доспехов для ног, боевых рукавиц, салада с забралом и небольшим подбородником, прикрывавшим только подбородок. Каждый воин был вооружен копьем и длинным легким мечом, острым кинжалом, подвешенным слева от седла, и булавой».
Типичный рыцарь в готических доспехах. 1480 - 1490 гг. Ингольдштадт, Германия, Баварский военный музей.
Забавно, но в Англии в то время совсем не ощущали своей ущербности от того, что своих доспехов не делали. Отсутствие их производства, можно сказать, просто замечали, так как и самые знатные из британских лордов, и мелкопоместное дворянство – джентри тогда заказывали себе доспехи на континенте. Например, эффигия сэра Ричарда Бьючампа, графа Варвика, относящаяся к 1453 г., показывает его в итальянских латах самой «последней модели».
Кольчужное полотно из плоских заклепанных колец.
Кольчужное полотно из плоских просеченных и круглых заклепанных колец.
Начиная с эпохи раннего средневековья, в среде оружейников очень важное место занимали кольчужники. Хотя кольчуги носили еще римские легионеры, производство этого вида доспехов в Западной Европе, по сути, создалось заново. Кольца для кольчуг в то время делали из кованой, сплющенной проволоки, кольца из которой соединялись холодной клепкой. В более поздних кольчугах XIV и XV веков одно из колец уже стали спаивать, а другое заклепывать, и по этому признаку их-то и различают. Позже все кольца только лишь заклепывали. Историк Вендален Бехайм, например, указывает, что тянутую проволоку для изготовления колец даже в XVI веке еще не применяли. Ну, а в 1570-х годах кольчуга уже окончательно перестала употребляться, и с ней навсегда исчезло и это некогда высокочтимое ранее ремесло. То есть совсем-то оно не исчезло, но прежняя массовость ушла навсегда.
Кольчужное полотно из круглых заклепанных колец диаметром 7 мм.
Кольчужное полотно из плоских заклепанных вороненых колец.
Поскольку речь у нас идет о «цветах» доспехов, нужно отметить, что кольчуги блестели «яко из леду», то есть тоже имели вид «белого металла», но далеко не везде. На Востоке было принято вплетать в них кольца из меди и создавать, таким образом, в кольчужной ткани прихотливые узоры. Трудно сказать, насколько это снижало их прочность, но так было, и такие кольчуги дошли до нашего времени и были также известны на Руси, где упоминались «пансыри кольчаты с медяным подзором». Известны были и кольчуги из вороненых колец.
И вот как раз отказ от кольчуги и вызвал к жизни поиск более совершенных форм защитных доспехов, пришедший на первую половину ХV в. Началось все опять-таки с совершенствования защиты для головы, то есть со шлемов. Появился шлем, называвшийся салле, саллет или салад (что более привычно для русскоязычного правописания), который был особенно популярен у оружейников Германии.
Саркофаг с надгробной эффигией испанского рыцаря дона Альваро де Кабреро Младшего из церкви Санта Мария де Белпуиг де Лас Авелланас в Лериде, Каталония. Шея рыцаря защищена стоячим металлическим воротником–горжетом, а ноги уже защищены латами. Очевидно также, что под одеждой у него приклепаны металлические пластинки, которые выдают головки заклепок. К сожалению, шлема на голове у него нет, и как он выглядел, неизвестно. Середина XIV в.
Д. Эдж и Д. Паддок называют год – 1407, когда он появился, причем не где-нибудь, а в Италии, где назывался селата. И лишь потом через Францию, Бургундию, он добрался к 1420 г. до Германии, затем до Англии, а после стал очень популярен в Европе повсеместно.
Типичный немецкий саллет: вес 1950 г.; вес бевора-предличника 850 г. Оба предмета – новоделы: цена саллета $1550, бевора $680.
Германские шлемы имели назатыльник в форме вытянутого хвоста; у французов и итальянцев они больше напоминали своей формой колокол. И опять-таки и те, и другие не имели никаких украшений. Их главным «украшением» была сама полированная сталь. Лишь около 1490 года стал известен так называемый «черный сале» с предличником, который острым углом выступал вперед. Черным же его называли из-за своей окраски (почему-то их стали красить в черный цвет или это было воронение?), хотя такие шлемы очень часто обтягивали и просто цветными тканями. Как «цветной шлем» зрительно сочетался с блестящими «белыми доспехами», история умалчивает. Но «модники», носившие «такое», существовали. Причем шлемами этого типа пользовались и конные воины неблагородного происхождения, например, применявшиеся французами конные лучники, и не слишком богатые и знатные «рыцари одного щита», и даже… латники-пехотинцы.
Простейший итальянский салле, 1450 – 1470 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.
Вот это как раз и есть «черный саллет», причем рыцарский, с поднимающимся забралом. Германия или Австрия, 1505 – 1510 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.
Еще один «черный саллет», около. 1490 – 1500 гг. Так называемый «саллет из Ульма», причем, совсем не черный, и непонятно как сочетавшийся с «белыми доспехами». Южная Германия, Исторический музей, Вена.
Очень забавна история шлема бацинет или «бундхугель» («собачий шлем»). Сначала это был всего лишь дешевый подшлемник, похожий на ведро топхельм. Потом он стал вытягиваться вверх и одновременно опускаться на шею и виски.
Бацинет и забрало к нему, возможно Франция, ок. 1390 – 1400 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.
Бацинет XIV века, новодел. 1.6-мм сталь. Королевский Арсенал в Лидсе, Англия.
Для сравнения германский бацинет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Все просто, функционально и никаких украшений!
Оставалось приделать к нему забрало, что в итоге и было сделано в том же XIV веке. Причем забрало не только поднималось, но и снималось с него целиком. За свою характерную форму шлем получил название «собачья морда», прежде всего в Германии. Он был очень функциональным и пришелся на период, когда доспехи еще никак не украшались. Поэтому его главным украшением была полировка, хотя, если верить роману Генрика Сенкевича «Крестоносцы», немецкие рыцари именно на эти шлемы крепили пышные султаны из павлиньих перьев.
Кадр из фильма «Крестоносцы». Как видите, шлемы на рыцарях похожи на реальные, но в остальном это чистая фантастика! Поленились поляки шить «чепчики» и вязать еще и кольчужные наголовья и бармицы. И к тому же сразу виден пластик! Кирасы и шлемы – типичный крашеный полистирол!
Вот в кинофильме 2005 года «Жанна д’Арк» режиссера Люка Бессона доспехи в основном такие, как и должны быть, и шлемы там носят на голове с подшлемниками.
Кстати, в этом фильме 1960 года можно увидеть, что доспехи рыцарей воспроизведены внешне вроде бы и достоверно, но очень уж примитивно. И самое удивительное, что шлемы рыцари в нем носят на голове без кольчужного капюшона и бармицы, распущенной по плечам. А ведь, судя по эффигиям, последняя могла носиться даже с цельноковаными «белыми доспехами» как раз в 1410 году, и… можно себе представить насколько уязвимой была подобная защита для «цельнометаллического рыцаря». Вот почему, кстати, тот же бацинет вскоре превратился в «большой бацинет», который от обычного только тем и отличался, что при «собачьей морде» вместо кольчужной бармицы имел нашейник из металлических пластин, который крепился ремнями к кирасе!
«Большой бацинет» из Музея Армии в Париже. Ок. 1400 – 1420 гг.
Наиболее совершенным в этом плане стал шлем армэ, который также появился примерно в это же время, и у которого было поднимающееся забрало и… весьма сложная система соединения всех его частей в единое целое. Но эти шлемы как раз уже украшались чеканкой и нередко походили на все, что угодно, только не на сам шлем, а к «цвету» форма в данном случае имеет лишь косвенное отношение.
Исключительно пышные доспехи Джорджа Клиффорда, третьего графа Камберленда (1558 – 1605). Тут даже все технологии отделки и не назовешь! Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Другое дело, что в сугубо металлических доспехах очень скоро ходить стало не модно и, видимо, даже неприлично – ситуация, повторившаяся в отношении цельнокольчужных доспехов XII в., обтягивавших фигуру воина словно перчатка. Но теперь и доспехи и, в особенности, шлемы стали обтягиваться дорогими тканями, нередко вышитых золотыми нитями и даже украшенных драгоценными камнями.
(Продолжение следует)
Источник: topwar.ru