Демоны трёх стихий. «Калибр» против «Томагавка»
Крылатая ракета почти лишена крыльев. На скорости 900 км/ч для создания подъемной силы хватает маленьких складных “лепестков”. В отличие от самолетов, у КР нет взлетно-посадочных режимов; ракеты летят и “приземляются” на одной скорости. И чем выше скорость в момент “посадки” — тем хуже для противника.
Появившись в середине ХХ века, тактические крылатые ракеты надолго стали синонимом противокорабельного оружия. Причиной было отсутствие систем наведения, пригодных для поражения наземных объектов.
Даже самые примитивные радиолокационные ГСН уверенно “захватывали” корабли на фоне ровной поверхности моря. Но для нахождения точечных целей в складках рельефа радары той эпохи были бесполезны.
Прогресс наметился к концу 1970-х гг. с развитием рельефометрических систем коррекции (амер. TERCOM — Terrain Contour Matching). Именно они вели к целям легендарный “Томагавк” и его советского соперника С-10 “Гранат”.
TERCOM определял текущие координаты путем сверки данных радиовысотомера с цифровой картой рельефа по маршруту полета. Способ имел два важных преимущества:
а) маловысотный полет с огибанием рельефа местности. Что обеспечивало скрытность ракеты и затрудняло её перехват средствами ПВО. С земли низколетящую КР можно заметить лишь в последний момент, когда она промелькнет над головой. Ничуть не легче обнаружить её сверху на фоне земли: дальность обнаружения КР истребителем-перехватчиком МиГ-31 составляла около 20 км;
б) достаточно высокая точность и полная автономность — обмануть “Томагавк” можно лишь перекопав равнины и сровняв горные хребты с помощью батальона стройбата.
Теперь о недостатках. Для работы TERCOMа требовалось наличие цифровых карт высот для каждого отдельного района Земли. По понятным причинам TERCOM был бесполезен над водой (до выхода на берег, КРМБ вели гироскопы) и не слишком надежен при полете над малоконтрастной местностью (тундра, степь, пустыня). Наконец, круговое вероятное отклонение составляло около 80 метров. Такой точности хватало для доставки ядерных боеголовок, но было совершенно недостаточно для обычных (конвенционных) боевых частей.
1986 год стал годом рождения тактических КР большой дальности. На вооружение американского флота была принята UGM/RGM-109C. Третья модификация Томагавка”, оснащенная оптической системой распознавания целей и 450-килограммовым зарядом мощного бризанта. В одночасье из оружия “Судного дня” КРМБ превратилась в угрозу для всех “недемократических режимов” планеты.
Словно беспощадный киллер из боевика Кэмерона, он выходил в зону атаки, ориентируясь по высоте подстилающего рельефа, далее включались электронные “глаза” системы DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlation).
Убийца сверял полученные картинки с заложенной в его память “фотографией” жертвы. И залетал точно в окно, устраивая “сюрприз” всем находящимся в помещении.
Про окно, конечно, загнули. Тем не менее, при КВО около 10 метров, “Томагавк” имел возможность поразить любое выбранное строение.
Маленький смертоносный робот быстро завоевал популярность.
Операция “Буря в пустыне” (1991) — выпущено 288 ракет. Операция “Лиса пустыни” (1998) — выпущено 415 ракет. Вторжение в Ирак (2003) — выпущено 802 “Томагавка”!
Не считая более мелких эпизодов с применением КРМБ (Югославия — 218 пусков, Афганистан — 125, Ливия — 283). Последний раз стая “Топоров” навалилась на ИГИЛ (47 ракет, выпущенных в 2014 г.).
Крейсер "Филиппин Си" стреляет по позициям ИГИЛ из Красного моря
Крылатые “Томагавки” не могут в одиночку выиграть войну. Но они является отличной подмогой в грязных делах Пентагона.
“Топор” не подпадает под какие-либо международные ограничения. Помещается в любом укромном месте (до 122 пусковых ячеек на надводных кораблях, до 154 на подводных лодках). Нещадно лупит наотмашь — пикирует на выбранную цель, таранит её в горизонтальном полете или взрывается при пролете над ней. Предельно универсален. Имеет несколько алгоритмов атаки и различные типы боевых частей (фугасные/кассетные/проникающие).
Даже несмотря на возможные сбои TERCOMа (по слухам, отдельные “Томагавки” залетали на территорию Турции и Ирана), а также отсутствие возможности поражать мобильные объекты, такие ракеты способны нанести колоссальный ущерб. “Выбить” неподвижные вышки, строения и ангары, оставив противника без складов, связи и электричества.
И, главное, пуски “Томагавков” стоят сущие копейки по сравнению с проведением воздушных операций с обязательным привлечением групп прикрытия, подавления ПВО и поставщиков помех. Без необходимости рисковать самолетами и жизнями пилотов — когда стоимость одной крылатой ракеты приближается к стоимости бомбы с лазерным наведением.
Среди основных недостатков называлась малая дальность полета конвенционного “Томагавка”. При массе обычной взрывчатки 450 кг против 120 кг у термоядерной БЧ установка оптических сенсоров, дальность сокращалась более чем в два раза — с 2500 до 1200 км.
Проблему частично решили к 1993 году с появлением модификации “Блок 3”. С уменьшением массы БЧ (340 кг) и “апгрейда” аппаратуры на основе микроэлектроники нового поколения, дальность полета “Томагавка” возросла до 1600 км.
Расстреляв пару тысяч ракет, Пентагон пришел к выводу, что КРМБ — не экзотика, а расходный материал. А значит, надо отказываться от излишеств и максимально удешевлять производство. Так, в 2004 году появился “быдло-томагавк” для жестоких колониальных разборок.
Куда ему четыре киля? Хватит и трех. “Тактический Топор” (TacTom) получил новый дешевый турбовентиляторный двигатель и пластиковый корпус из подручных материалов (благодаря чему утратил способность запускаться с больших глубин). Стоимость производства ракеты упала в два раза.
Несмотря на все подобные “улучшения”, новая ракета стала опаснее прежней. Прогресс в электроники позволил разместить на борту целый комплекс средств наведения, включающий инерциальную систему навигации, рельефометрический TERCOM, инфракрасный DSMAC, а также GPS, телекамеру и двухстороннюю систему спутниковой связи. Теперь “Топоры” могут барражировать над полем боя, в ожидании противника. А их операторы — определять состояние цели и, при необходимости, оперативно менять полетное задание уже по прибытию КРМБ в зону боевых действий.
В ноябре 2013 г. компания “Рейтеон” передала ВМС США трехтысячную КР данной модификации.
В настоящий момент за океаном ведется разработка “интеллектуальной” КРМБ следующего поколения “Томагавк Блок 4”, способной поражать движущиеся морские и наземные цели. Вместо сенсоров DSMAC перспективная ракета получит РЛС миллиметрового диапазона.
Возможность поражения морских целей была впервые реализована в модификации BGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missle (TASM), принятой на вооружение в 1984 году. Противокорабельный вариант “Топора”, в котором вместо TERCOM стояла радиолокационная ГСН от ракеты “Гарпун”.
Дальность полета BGM-109B TASM составляла всего 500 км (в 2,5 раза меньше, чем у других вариантов КР с конвенционной БЧ). Стрелять на большую дальность было бессмысленно.
В отличие от неподвижной военной базы, корабль противника всего за один час мог отползти от расчетной точки на 30-50 километров. Никаких систем связи с ракетой и возможности коррекции полетного задания в то время не имелось. ПКР летела в заданный район при помощи инерциальной системы, где затем активировалась её компактная РЛГСН. Для повышения вероятности “захвата” цели были реализованы различные алгоритмы, в т.ч. поиск “змейкой”. Но кардинально повлиять на ситуацию это не могло. Дальность полета ПКР не должна была превышать 30 — 40 минут, в противном случае, к моменту прибытия ракеты в заданный район, цель может выйти из зоны видимости головки самонаведения.В связи с отсутствием необходимости в больших запасах топлива, TASM был легче обычного конвенционного “Томагавка” почти на 300 кг.
В настоящее время, задача приобретает еще более сложный и запутанный характер. Появление систем двухсторонней связи с ракетой и возможность её перенацеливания в полете, открывает перед разработчиками ПКР практически неограниченные перспективы. Но это сейчас, а в то время... Казалось, нет смысла стрелять на большие дистанции.
Впрочем, даже 500 км — огромное расстояние. Превзойти TASM по дальности пуска смогли лишь самые экзотические образцы советских ПКР (например, “Гранит”).И то, лишь при высотном профиле полета, через разряженные слои стратосферы.
В отличие от "Гранитов", TASM пролетал всю дистанцию у самой воды, невидимый для радаров противника. Дозвуковая скорость компенсировалась массированным применением в залпе. Компактная, простая, массовая и вездесущая ракета была способна запускаться с сотен носителей. А мощности её тяжелой 450 кг БЧ было достаточно, чтобы уничтожить цель с одного попадания.
В связи с отсутствием равного соперника на море, противокорабельный вариант “Томагавка” был снят с вооружения в середине 1990-х гг.
BGM-109A с ядерными боевыми частями порезали еще раньше, в рамках договора СНВ-I. С тех пор, на вооружении остаются лишь тактические КРМБ с обычными БЧ для поражения наземных целей. Носителями “Томагавков” являются 85 надводных кораблей и 59 подводных атомоходов ВМС США, наряду с семью субмаринами британского флота.
“Русский фейерверк”
Инициация интереса к теме крылатых ракет — результат недавнего “фейрверка”, чьи всполохи были видны от берегов Каспия до холмов древней Иудеи. А их багровое зарево отражалось в дрожащих окнах Пентагона.
26 огнехвостых призрака, растаявших в ночи. Смерть, приходящая по расписанию. Страх, ужас и смятение в кабинетах Пентагона.
Всё это — ракетный комплекс “Калибр” (натовское обозначение SS-N-27 Sizzler, . “испепелитель”). Модификация НК (для запуска с надводных кораблей).
Тип примененной ракеты — ЗМ-14, дозвуковая КРМБ большой дальности для поражения наземных целей. Кроме неё, в номенклатуру унифицированных ракет семейства “Калибр” входят противокорабельная ракета ЗМ-54 (имеет, как обычную, так и “необычную” версию с трехмаховой боевой ступенью) и противолодочная ракета 91Р с боевой частью в виде самонаводящейся торпеды.
Носители — три малых ракетных корабля Каспийской флотилии (“Углич”, “Град Свияжск” и “Великий Устюг”), а также сторожевой корабль “Дагестан”, оснащенные универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК).
Нет, по мощности “фейерверк” был не силен. 26 ракет с четырех кораблей — эквивалент половине залпа американского эсминца. Но произведенный эффект был подобен Армагеддону. Великолепная демонстрация достижений ВПК. У русских появился свой аналог “Томагавка”. Еще точнее и мощнее, чем его заокеанский соперник! 26 выстрелов без единой ошибки. 11 успешно уничтоженных целей.
МРК "Град Свияжск". На крыше надстройки видны крышки пусковых шахт УКСК
Малый ракетный корабль обладает немалым ударным потенциалом. Ракеты семейства "Калибр" выводят российский МРК на уровень американского ракетного эсминца (на нижнем фото)
В настоящее время, ракеты “Калибр” могут нести и применять 10 боевых кораблей ВМФ России, в т.ч. три лодки-“Варшавянки” и многоцелевая АПЛ К-560 “Северодвинск” (32 пусковые шахты). И это только начало! К середине следующего десятилетия, число носителей должно увеличиться до нескольких десятков. Ракеты будут установлены на строящихся и модернизируемых кораблях, в т.ч. на тяжелом атомном крейсере “Адмирал Нахимов”. А в перспективе, ими перевооружат все многоцелевые атомные подлодки ВМФ России.
В связи с отсутствием в открытых источниках достоверных данных по отечественным КРМБ, большую часть статьи занял рассказ о “Томагавке”. Секреты и особенности различных систем наведения, конструкции и боевых частей крылатых ракет. Именно на основе этих данных можно сделать определенные выводы о том, как действу.т отечественные ракеты. Каковы их реальные характеристики и возможности.
Массогабаритные показатели “Калибра” (ЗМ-14) подобны “Томагавку блок 3”. При равной длине (6,2 м) и одинаковом диаметре (чуть менее 533 мм — продиктовано ограничениями торпедного аппарата), отечественная ракета на 250-300 кг тяжелее “американца”. Дозвуковой режим у обеих КРМБ отсутствует. Разница в массе объясняется совокупностью одного или нескольких из перечисленных факторов: более мощной боевой частью (~450 кг против 340 кг), увеличенной дальностью полета (до 2000 км в конвенционном снаряжении) и применением радиолокационной ГСН для наведения ракеты на точечные цели (т.к. у нас отсутствует отечественный аналог системы оптического распознавания DSMAC). Последний пункт накладывает дополнительные условия на энергосистему ракеты.
Вместо классического TERCOM отечественный ЗМ-14 “Калибр” оснащен комбинированной системой управления на маршевом участке, включающей приемник сигналов ГЛОНАСС и радиовысотомер, позволяющий точно выдерживать высоту в режиме огибания рельефа. Разумеется, на борту присутствует и инерциальная навигационная система на основе акселерометров и гироскопов.
Наконец, вопрос, наиболее волнующий публику: смогут ли МРК из Каспия “достать” американский авианосец в Персидском заливе?
Об этом поговорим в другой раз.
Источник: topwar.ru