Пулеметные колпаки
Одним из самых массовых и незаслуженно забытых практически всеми фортификационных сооружений времен отгремевшей Великой Отечественной войны является обыкновенный пулеметный колпак, который был простым, но вместе с тем гениальным в своем роде изделием. Пулеметный колпак был создан с учетом существовавших на тот момент времени тенденций в области фортификации. Армия нуждалась в быстровозводимых, малозаметных огневых точках, которые обеспечивали бы защиту от пуль, осколков снарядов и мин. Простая, удачная в изготовлении конструкция обеспечила пулеметному колпаку огромные тиражи и длительную жизнь.
Достаточно часто пулеметный колпак называют ЖБОТ – железобетонная огневая точка, но под это определение можно подогнать и другие сооружения из сборного железобетона, которые отличаются и по содержанию, и по форме. Да и пулеметные колпаки не были лишь железобетонными, встречались конструкции металлические и металлические колпаки слоистой конструкции. Неверно называть данные колпаки и ДОТами, так как на долговременные огневые точки они не тянули, не выдерживая даже одиночного прямого попадания снаряда. Железобетонный пулеметный колпак был создан специалистами проектно-конструкторского бюро ГВИУ (Главного военно-инженерного управления), его авторами были военные инженеры С. В. Барсуков, П. К. Бузник и Л. Н. Никольский. Впоследствии он был включен в альбом типовых конструкций ГВИУ и в наставление для инженерных войск по полевой фортификации, которое было выпущено в 1943 году (ПФ-43) и до конца Великой Отечественной войны не теряло своей актуальности.
Пулеметные колпаки монтировали на заранее подготовленных позициях поверх пулеметного гнезда, которое было усилено, ввиду достаточно большого веса колпака, специальной деревянной срубной конструкцией, либо столбами. Пулеметный колпак обеспечивал расчету дополнительную защиту от пуль и осколков. Часто данный колпак так и называли – противоосколочный колпак (данное определение можно было встретить в документах тех лет). Пулеметный колпак представлял собой железобетонное сооружение, которое напоминает известные всем колодезные кольца, заглушенное с одной стороны и с амбразурой (проемом) для ведения пулеметного огня с другой стороны. Стандартная высота колпака составляла 90 см, диаметр 170 см, толщина стенок –13 см. Из-за диаметра конструкции в ходу были такие его названия как «рубль-семьдесят» и «метр-семьдесят». В неофициальной терминологии пулеметные колпаки также могли называть железобетонными огневыми точками (ЖБОТ), но это, как отмечалось выше, не совсем верно.
На колпаке имелась крыша (покрытие), в которой было выполнено отверстие под окопный перископ – «трубка разведчика». Колпак был армирован металлическим прутком, диаметр которого составлял 8 мм с выпусками на крыше в форме монтажных петель. Наличие монтажных петель позволяло использовать для погрузки и установки пулеметного колпака средства механизации – автомобильные краны. Необходимость в использовании техники была, так как согласно наставлению для инженерных войск по полевой фортификации вес колпаков составлял от 1400 до 1780 кг.
Железобетонный пулеметный колпак, вес которого составлял порядка 1700 кг, к месту установки везли на грузовом автотранспорте, при этом на небольшие расстояния такой колпак можно было просто перекатывать. Колпак ставился на деревянную раму, закреплялся на ней с помощью проволоки и кольев, после чего обсыпался грунтом и маскировался. Для получения огневой точки легкого типа грунт у лицевой части пулеметного колпака и на крыше трамбовался. Для удержания утрамбованного грунта в лицевой части устраивалась специальная наружная жердевая стенка. Пулемет закреплялся на простом деревянном столе, стенки амбразуры одевались плетнем, а сама амбразура перекрывалась жердями.
Высота амбразуры составляла 37-40 см, ширин – 40-50 см, что позволяло обеспечить сектор обстрела, составляющий стандартные 60 градусов. При этом размеры амбразуры могли несущественно отличаться в зависимости от места производства колпака, это же можно сказать и о толщине его стенок в 12-13 см. Помимо этого в некоторых моделях пулеметных колпаков существовал проем для входа с противоположной от амбразуры стороны и отверстия по бокам (10х5 см), назначение которых точно неизвестно. Внутренний диаметр колпаков позволял разместить в них станковый пулемет «Максим» с его расчетом из двух бойцов.
Стоит отметить, что 1930-е годы были временем бурного развития железобетонных конструкций, не только монолитных, но и сборных. Ускорение времени строительства объектов мог обеспечить лишь сборный железобетон, который начинали использовать как в гражданском, так и в промышленном строительстве. Пулеметные колпаки производили на бетонных заводах, которые специализировались на выпуске железобетонных конструкций, хотя само их производство в то время было достаточно примитивным. Цилиндрическая опалубка производилась из досок шириной примерно 10 см и толщиной 2-3 см. Внутри устанавливался специальный арматурный каркас, который затем и заливался бетоном. Когда бетон твердел, внешняя опалубка убиралась, а внутренняя часть изделия, которая была связана с бетоном проволочными скрепками, оставалась на месте и играла роль противооткола (при попадании в бетон пули или осколка снаряда происходило его выкрашивание, причем и изнутри). В такой ситуации доски опалубки должны были удерживать куски бетона, предохраняя расчет пулемета от ранений. Изначально все пулеметные колпаки обладали одинаковой толщиной фронтальной и тыльной стен, но в дальнейшем по рекомендации ГВИУ фронтальную стенку довели до 15 см, вероятно, это происходило просто за счет смещения внутренней опалубки относительно оси. Такое решение в какой-то мере повышало защитные свойства конструкции без увеличения расхода бетонной смеси.
Для установки пулеметного колпака необходимо было изготовить сруб, к которому подводился ход сообщения (часто он был перекрытым). В некоторых случаях ограничивались всего лишь плетнем или слойчатым ограждением стрелковой ячейки. Очень редко можно было встретить и специализированные бетонные «подстаканники», которые устанавливались вместо срубов. У них не было амбразуры – лишь проем для входа. Бетонная стенка могла неплохо противостоять отдельным пулям и осколкам снарядов и мин, однако быстро крошилась при множественном попадании в одно и то же место или при пулеметном обстреле. Для повышения стойкости колпака его дополнительно обваловывали грунтом, сооружая перед амбразурой дополнительный раструб, выполненный из досок. Верх часто не требовал обваловки (предполагалось, что попасть в него из-за его небольших размеров довольно сложно), благодаря чему защитное сооружение можно было врезать на верхней кромке откоса, обеспечив наилучшие условия для обстрела.
Точная дата появления на фронте первых пулеметных колпаков неизвестна. Но можно с уверенностью говорить о том, что уже в сентябре 1941 года они монтировались на дальних подступах к столице, на Смоленском направлении. Чаще всего, это были рубежи обороны, которые занимали дивизии народного ополчения Москвы, возле Днепра и Дорогобужа. Сотни пулеметных колпаков были поставлены и приготовлены к монтажу на Можайской линии обороны, первые бои на которой фиксировались уже 12 октября 1941 года, еще 805 пулеметных колпаков было установлено на Хлебниковском (внешнем) рубеже обороны Москвы. При этом непосредственно в границах Москвы тех дней было смонтировано порядка 250 колпаков. Исходя из этого, можно говорить о том, что только на московском направлении число пулеметных колпаков исчислялось тысячами штук. В будущем они применялись почти на всех оборонительных рубежах, на которых сражалась Красная Армия.
Можно выделить две основных особенности фортификационных работ в Московской зоне обороны в 1941 году. Первая – фортификационные сооружения носили здесь индустриальный характер, использовалось очень большое число уже готовых сооружений в виде железобетонных, металлических и других типов колпаков, а также достаточно большое количество сборных железобетонных сооружений. Готовые фортификационные сооружения в целом или их отдельные элементы быстро подвозились на участки работ, где и собирались. Второй особенностью было то, что для строительства оборонительных рубежей массово привлекалось гражданское население.
На оборонительных рубежах под Москвой можно было встретиться не только с железобетонными пулеметными колпаками Проектно-конструкторского бюро ГВИУ, но и сравнительно новыми конструкциями. Их примером могут служить металлические колпаки, внутренние размеры которых повторяли размеры железобетонных. При этом их вес был меньше, литая металлическая конструкция с толщиной стенок примерно 35-40 мм весила около 700 кг.
С точки зрения удобства для гарнизона все использовавшиеся колпаки являются в принципе одинаковыми. Правда, необходимо отметить, что литой металлический колпак, как затем показала практика, был несколько тесноват, особенно при ведении огня в крайнем левом направлении (второму номера расчета в нем было тесновато). В этой связи известны случаи, когда командиры подразделений возражали против подобных конструкций и рассматривали металлические колпаки лишь как покрытие, предпочитая вести стрельбу из-под него, а не через имеющуюся амбразуру. Однако при таком использовании терялись все преимущества металлической конструкции, которая становилась более заметной.
Наряду со сплошным металлическим и железобетонным пулеметным колпаком, инженерным управлением Московской зоны обороны был создан металлический колпак слоистой конструкции, который по своим размерам полностью копировал железобетонное изделие. Такой колпак состоял из двух цилиндров, выполненных из котельного железа, толщина которого составляла 6-8 мм, промежуток между двумя листами толщиной 15 см заполнялся песком. При этом железобетонный колпак весил до 1700 кг, литой металлический – около 700 кг, а металлический слоистый – примерно 500 кг. Слоистая конструкция пулеметного колпака представляет наибольший интерес.
Стоит отметить, что советские инженеры провели испытания всех типов колпаков на предмет их сопротивления действию пуль и осколков в боевых условиях. При этом сопротивляемость одиночным пулям (обычным и бронебойным) у всех трех конструкций была одинаковой. Толщина железобетонного колпака составляла 120-130 мм, толщина литого металлического 35-40 мм, а слоистый колпак имел толщину 160 мм, этого было вполне достаточно для защиты расчета от попаданий одиночных пуль. Испытательные обстрелы слоистых колпаков бронебойными винтовочными пулями показали, что они достаточно надежны против одиночных попаданий, даже при толщине песчаной прослойки 100 мм. В то же время с точки зрения сопротивляемости пулеметному огню, то есть многократному воздействию пуль, данные конструкции равноценными не были.
Согласно проведенным исследованиям, при сосредоточенном автоматическом огне железобетонные колпаки легко пробивались. В этом нет ничего необычного, бетон и железобетон сопротивляются повторному воздействию гораздо хуже, чем металлы, это объясняется тем, что при каждом попадании на такой конструкции образуются поверхностные разрушения большого размера, которые со временем ослабляют толщу и приводят к сквозному разрушению. Созданные в инженерном управлении слоистые конструкции в этом плане были более благоприятными, так как в случае образования в их толще каких-либо пустот в результате многократных попаданий пуль, песок или гравий заполняли их, и конструкция могла снова оказывать хорошее сопротивление летящим в нее пулям и осколкам.
Для того чтобы затруднить возможное высыпание песка или гравия через отверстие в оболочке, предполагалось по металлу проложить войлок или шинельное сукно. Тогда такая конструкция должна была работать еще лучше. Подводя итог можно сказать, что, если с точки зрения представляемых удобств гарнизону, все указанные конструкции были почти одинаковы (если только металлическая была теснее), то с точки зрения сопротивляемости обстрелу, литые металлические колпаки обладали преимуществом.
Трофейные пулеметные колпаки использовались и подразделениями Вермахта, однако лишь в ограниченных количествах. Возможно, это было связано с тем, что гитлеровские войска не так долго занимали места обороны Красной Армии, где они были смонтированы в 1941 году – извлечение в условиях зимы даже неустановленных пулеметных колпаков с Можайской линии обороны под Москвой было не самой простой задачей. При этом достоверно известно, что пулеметные колпаки применялись немцами при укреплении Великолукской крепости. Колпаки были врезаны в валы крепости и обладали выходами внутрь, в кирпичные галереи, находящиеся в валах.
После завершения Великой Отечественной войны части пулеметных колпаков было найдено применение в народном хозяйстве. Рачительные советские колхозники перетаскивали колпаки поближе к своему дому, кирпичом закладывали амбразуру, переделывая это оборонительное сооружение в компостную яму или поилку для домашнего скота. В Московской области, недалеко от Подольска, была найдена водопропускная труба, почти полностью состоящая из пулеметных колпаков, у которых, наоборот, была демонтирована крыша. А в Великих Луках пулеметные колпаки стали основой плотины, которая восстанавливалась в городе после окончания войны. И лишь небольшая часть этих укреплений сохранилась в виде памятников.
Источники информации:
http://warspot.ru/236-zhelezobetonnyy-schit-maksima
http://www.moscor.ru/category/bitva-za-moskvu
http://www.kuncevo-online.ru/photo_fil_park_dot_zgbot.php
http://rufort.info/index.php?topic=1233.0
Источник: topwar.ru