Противотанковые мины семейства ТМБ
Ограниченные возможности промышленности не позволяли снабжать Красную Армию всем требуемым оружием в необходимых количествах. По этой причине конструкторам приходилось максимально упрощать и удешевлять новые виды вооружения и техники, чтобы их можно было выпускать массово и без затрат дефицитных материалов. В случае с минным вооружением подобная тенденция выражалась в виде отказа от металлических корпусов и применением деревянных деталей. Более того, в конце межвоенного периода в нашей стране были созданы несколько противотанковых мин в корпусе из целлюлозы.
Главной причиной использования столь необычного материала корпуса было желание сократить затраты на производство оружия. Металл был слишком дорогим и сложным в обработке, дерево требовалось другим производствам, а целлюлоза могла выделяться заводам в требуемом количестве. Кроме того, планировалось удешевить новую мину за счет отказа от использования шашек взрывчатого вещества. Вместо них предлагалось использовать порошкообразную взрывчатку. Новое изделие, предназначенное для вооружения инженерных войск, получило обозначение ТМБ.
Необходимо отметить, под маркой ТМБ выпускались сразу три мины с различными характеристиками. Все они имели схожую конструкцию и комплектовались одинаковыми деталями. При этом, однако, имелись ощутимые различия в габаритах, весе и, как следствие, могуществе. Три модификации мин одного семейства обозначались как ТМБ-1, ТМБ-2 и ТМС-Б.
Общий вид мины семейства ТМБ. Фото Saper.etel.ru
Мины серии ТМБ имели схожую конструкцию. Корпуса этих мин состояли из трех основных деталей цилиндрической или близкой к ней формы. Для удешевления все детали корпуса изготавливались из литой целлюлозы. Пульпу из волокнистого материала помещали в специальные формы, где она затвердевала и образовывала полноценные детали корпуса. С целью защиты от воздействия внешних факторов детали дополнительно пропитывались олифой, а также (не всегда) окрашивались.
Основными деталями корпуса были две «банки» цилиндрической формы, имевшие схожую конструкцию. Отличия заключались в том, что у донной части корпуса в центре имелось утолщение, а у верхней крышки в том же месте предусматривалась втулка с резьбой для установки пробки. В дне нижней части корпуса присутствовало отверстие с пробкой, использовавшееся для снаряжения мины. Третья деталь представляла собой крышку меньшего диаметра с отверстием в центре.
Во время сборки мины в верхнюю часть донной «банки» вклеивалась крышка малого диаметра. В ее центральное отверстие помещался металлический стакан, вмещавший в себя цилиндрическую 75-граммовую тротиловую шашку. Последняя использовалась в качестве промежуточного детонатора и должна была производить подрыв основного заряда. Сверху на получившуюся конструкцию устанавливалась верхняя крышка с пробкой. Две половины корпуса соединялись между собой при помощи бумажной ленты, которая наклеивалась на стык их боковой поверхности.
В ходе сборки через отверстие в дне корпуса производилось снаряжение мины. Для поражения цели предлагалось использовать порошкообразный аммотол. Количество взрывчатки зависело от типа мины и ее размера. После засыпки взрывчатого вещества отверстие в дне намертво заклеивалось пробкой. На этом этапе мина была готова к упаковке и отправке в войска.
Компоновка мины семейства ТМБ. Фото Saper.etel.ru
Все различия мин семейства ТМБ касались габаритов и веса, в том числе массы заряда. Так, самым компактным и легким боеприпасом семейства была мина ТМБ-1. Она имела общий диаметр 27 см и высоту 13 см. Внутри корпуса помещалось 5 кг аммотола. Общий вес изделия не превышал 6,5-6,7 кг. Мина ТМБ-2 была выше и тяжелее. При диаметре 27,5 см и высоте 15,2 см она вмещала 5 кг взрывчатки и имела общий вес 7 кг. Мина ТМС-Б была самым крупным представителем своего семейства. В цилиндрическом корпусе диаметром 28,7 см и общей высотой 17 см удалось уместить 6,1 кг аммотола. На корпус и другие детали приходилось не более 2 кг.
Противотанковые мины семейства ТМБ имели унифицированную систему подрыва. Для срабатывания под целью использовался взрыватель МВ-5 с запалом МД-2. Мины ТМБ стали одними из первых боеприпасов, рассчитанных для использования этого взрывателя. Сам взрыватель имел достаточно простую конструкцию. Внутри цилиндрического корпуса находились боевая пружина и ударник с утолщенной хвостовой частью сложной формы. Сверху корпус закрывался небольшим колпачком с выемкой на боковой поверхности. В крайнем верхнем положении ударник блокировался небольшим шариком.
При нажатии колпачок взрывателя смещался вниз и, поскольку шарик блокировал перемещение ударника, сжимал боевую пружину. Когда выемка колпачка опускалась на уровень отверстия корпуса, шарик уходил в сторону и отпускал ударник. После этого происходило воспламенение капсюля, затем осуществлялось зажигание запала с последующим подрывом промежуточного детонатора и взрывом основного заряда.
Мины ТМБ были сравнительно просты в использовании. Выкопав лунку нужного размера, сапер должен был уложить в нее мину. Далее со своего места извлекалась верхняя пробка, что открывало доступ к гнезду взрывателя. Взрыватель МВ-5 с запалом МД-2 помещался на свое место, при этом запал входил в торцевое гнездо шашки, выполнявшей функцию промежуточного детонатора. Для приведения мины в боеготовое положение следовало аккуратно проверить положение взрывателя, после чего вернуть на место пробку. После этого мина засыпалась грунтом и маскировалась.
Схема взрывателя МВ-5 с запалом МД-2
Как и многие другие отечественные противотанковые мины того времени, изделия семейства ТМБ оснащались сравнительно чувствительным взрывателем: для сдвига колпачка хватало усилия не более 2-3 кг. Увеличение усилия срабатывания достигалось при помощи толстостенного корпуса. Верхняя крышка мины, изготовленная из литой целлюлозы, выдерживала нагрузку не менее 90-100 кг. При более сильном нажатии она проламывалась и давила на колпачок взрывателя. Таким образом, мина могла взорваться только под колесом или гусеницей боевой машины. Штатный подрыв под пехотинцем исключался.
Мины семейства ТМБ несли 5 или 6 кг взрывчатого вещества. Взрыв такого количества аммотола гарантированно разрушал колесо и часть ходовой части машины, одновременно нанося серьезные повреждения другим агрегатам. В случае с гусеничной техникой наблюдалось разрушение траков и опорных катков. Кроме того, легкая техника с относительно слабым бронированием могла получать пробоины днища с соответствующими печальными последствиями для экипажа.
Ввиду максимального упрощения конструкции мины семейства ТМБ не имели никаких штатных средств, затруднявших обезвреживание. По этой причине процесс извлечения и обезвреживания не представлял особой сложности для опытного минера. Следовало выкрутить верхнюю пробку и аккуратно вынуть взрыватель с запалом. После этого мина не представляла опасности и могла быть извлечена. Тем не менее, столь легким обезвреживание было только в случае, если взрыватель можно было извлечь, не прилагая усилий. В противном случае мина считалась необезвреживаемой и ее следовало уничтожать накладным зарядом.
Работу саперов противника, равно как и минеров Красной Армии, серьезно усложнял специфический материал корпуса. Под воздействием влаги целлюлоза размягчалась и начинала гнить. Все это приводило к потере прочности корпуса с рядом негативных последствий. Из-за размягчения корпуса значительно снижалось усилие, требуемое для подрыва. Вследствие этого мина становилась опасной не только для техники, но и для людей. При этом не исключалось приведение заряда в негодность. Под воздействием попавшей в корпус воды аммотол со временем терял свои свойства, из-за чего взорваться в поврежденной мине могли только капсюль, запал и шашка промежуточного детонатора. Срок боевой работы мин ТМБ официально не ограничивался, но на практике он не превышал нескольких дней, которые требовались для полного размокания корпуса.
Фото и схема мины ТМБ-2 из зарубежного издания по советскому минному вооружению. Фото Lexpev.nl
Необычный корпус также затруднял обнаружение мины. Минимально возможное количество металлических деталей не позволяло находить такие боеприпасы при помощи миноискателей. Эффективность щупов зависела от состояния мины. Сохраняющий прочность корпус мог быть обнаружен щупом, тогда как размокший с легкостью проминался и не давал знать о наличии мины.
Противотанковые мины трех типов семейства ТМБ производились с 1940-41 года и активно поставлялись в инженерные части Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны это оружие, как и другие боеприпасы, самым активным образом использовалось для создания минно-взрывных заграждений на опасных участках. Активное применение таких мин продолжалось до первых месяцев 1942 года, после чего им на смену пришли более новые и совершенные изделия.
Мины ТМБ имели и достоинства, и недостатки. К первым следует отнести легкость установки и сравнительно тяжелый заряд взрывчатого вещества, гарантированно поражавший немецкую технику большинства типов. Кроме того, большим плюсом считалась дешевизна производства, в котором не использовались дефицитные материалы. Тем не менее, последний плюс на практике оказался минусом. Дешевый целлюлозный корпус размокал и превращал противотанковую мину в бесполезный мягкий и грязный комок с взрывателем. Эта особенность мин серьезно ограничивала их реальные возможности, в первую очередь длительность работы минного поля. Более того, в некоторых обстоятельствах подобная особенность мин ТМБ могла приводить к повышенному расходу боеприпасов, из-за чего терялось преимущество в виде дешевизны производства.
Не следует забывать, что на первых этапах Великой Отечественной войны Красная Армия и советская промышленность испытывали серьезные проблемы во всех сферах, и им не приходилось выбирать. Поэтому противотанковые мины ТМБ, имевшие массу недостатков, самым активным образом использовались всеми саперными частями, которые располагали подобным оружием. В дальнейшем удалось разработать и поставить в серийное производство мины новых типов, которые были лишены недостатков ТМБ, однако в первые месяцы войны саперам приходилось использовать все имеющееся оружие, даже имеющее неудовлетворительные характеристики. Поэтому мины семейства ТМБ, несмотря на крайне малый срок боевой работы, успели нанести определенный ущерб противнику и в некоторой мере затруднить его продвижение. Производство мин в целлюлозных корпусах было свернуто к концу 1941 года. Последние мины этого семейства были использованы в начале 1942-го.
По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://lexpev.nl/
http://eragun.org/
http://отечестворт.рф/
Источник: topwar.ru