Эпоха кольчуги (2 часть)
Итак, в XI веке кольчуга в Европе обогнала по популярности все остальные доспехи. Собственно, всех остальных было всего три, не более: доспехи из пластинок, нашивавшихся на кожу; доспехи из пластинок, в которых они соединялись тонкими ремешками из кожи. А были доспехи, которые, скорее всего, и вовсе не существовали, но о которых тем не менее писали ученые. Прежде всего это доспехи из колец, нашитых в ряд на кожаную основу. Никто их не видел. Но их могла носить рыцарская «беднота», у которой хватало денег на кольца, но не на то, чтобы оплатить сборку кольчуги. Возможно, это делали их слуги. Но это опять-таки не более чем домыслы. Как вообще можно доказать, что такие доспехи когда-то существовали? Однако если уж фантазировать, куда интереснее в первую очередь подумать над тем, а как вообще появилась кольчуга, с чего это люди подумали, что кольца между собой надо переплетать, и сообразили, что таким образом у них получится кольчужная ткань, пригодная для защитной одежды. Зачем вообще это им понадобилось?
Задумался над этим итальянский историк Франко Кардини в книге «Истоки средневекового рыцарства», напечатанной в России еще в 1987 году. И там он выдвинул следующую гипотезу ее возникновения. Что, мол, сначала кольца нашивались на одежду шаманов (а те точно так же участвовали в боях и походах диких племен, как и все прочие боеспособные мужчины) с магической целью, а их переплетение между собой увеличивало их магическую силу — потому, что «одно кольцо передает свою силу всем остальным». И чем больше колец, тем выше была магическая сила такой одежды. Поэтому кольца стали уменьшать в диаметре и вот тут-то и оказалось, что стрелы с костяными, либо кремневыми наконечниками через такую «магическую» одежду не проходят! Ну, а как только это заметили, кольца перестали нашивать, а соединили их друг с другом и получили «волшебную» металлическую ткань…
То есть искать то место, где появилась первая кольчуга, следует там, где древнейшие кольчуги могли носить жрецы-шаманы, участвовавшие в битвах наряду с воинами. Сначала это была просто одежда с кольцами-амулетами, затем средство защиты от стрел, но «магический» характер ее ношения сохранился и впоследствии, хотя происхождение его и было забыто.
Английские историки считают, что уже к 1066 году кольчуга доминировала на полях сражений, и продолжалось это достаточно долго — почти двести лет. Во всяком случае, Клод Блэр, не раз утверждал, что «эпоха кольчуги» в Европе — это период с 1066 по 1250 годы. У кого-то есть свои цифры, но эти временные рамки наиболее обоснованы, поскольку подтверждаются многими источниками.
Устроены кольчуги этой эпохи теперь так: в них использовались кольца сварные (каждое кольцо из отрезка проволоки с концами соединенными с помощью кузнечной сварки) и сведенные, которых концы друг на друга накладывались и соединялись заклепкой либо П-образной скобкой. Любая кольчуга, у которой кольца соединены встык, по его мнению, либо новодел, либо работа восточных мастеров, хотя всегда бывали исключения. Например, это находка кольчуги в погребении в Саттон-Ху, хотя она и относится к более ранней эпохе.
«Сон Генриха I Английского» (суть кошмара: сподвижники намереваются убить короля во сне!). Рисунок в манускрипте «Хроники» Джона Уорчестера, который датирован концом ХII века. На воинах не подпоясанные кольчуги (скорее всего тогда их так носили), а руках щиты в форме «перевернутой капли», украшенные изображениями, вскоре появившимися на геральдических щитах (Британская библиотека)
Ф. Кардини подчеркивал изначально магический характер доспеха из переплетенных колец, однако, несомненно, это тот самый случай, когда иррациональное с выгодой сплелось с рациональным. Конечно, она не защищает от таранного удара копьем, сильный удар мечом может ее разорвать, та же булава может сокрушить воину кости, даже и через кольчугу, наконец, ее может пробить стрела с тонким шилообразным наконечником. Но… при всем при этом в бою лучше все-таки было ее иметь, чем не иметь, так как шансы на выживание она, вне всякого сомнения, повышала, потому что защищала от скользящих ударов мечом, от укола кинжалом и легких стрел. Количество колец в ней достигало 20 тысяч. Вес составлял 9—13 кг, хотя самая тяжелая кольчуга из Англии, сохранившаяся до настоящего времени, и весит 24 кг!
Для изготовления кольчуги требовалась проволока, то есть в означенный период истории именно ее производство было поставлено «на поток» и сделалось по-настоящему массовым. Получали ее из раскаленного железного прута, который протаскивали через отверстия имеющие форму конуса в железной пластине. Диаметр отверстия с каждой такой протяжкой все время уменьшался и, соответственно, уменьшался и диаметр проволоки.
Затем ее наматывали на стержень («мотатель») виток к витку, как пружину, и на нем же и разрубали. Таким образом, кольца получались одинакового размера. Потом вставляли в стальной брусок с отверстием, имеющим форму конуса, и сверху давили специальным штампом. От этого кольца уменьшались в диаметре, а их концы заходили один на другой. Чтобы соединить их накрепко, кольца укладывали в «расплющиватель» — где их концы расплющивали ударами молотка. Теперь в них проделывали отверстия мощным рычажным «прокалывателем», потому, что сверлить эти их было бы технически очень сложно. Затем каждое второе кольцо могли раскалять на огне, в отверстия при этом вставлялись заклепки, и сковывали все это между собой. Остальные кольца заклепывали уже в процессе сборки «в холодную». Однако самые ранние кольчуги имели все кольца, соединенные на заклепках непосредственно при сборке.
Инструменты для изготовление кольчуги по данным британских историков: 1 — «мотатель», образцы колец и плетения, 2 — «сводилка», 3 — «расплющиватель», 4 — «прокалыватель», 5а — готовые полоски, 5б — соединение двух полос
Соединение одного кольца с четырьмя соседними считалось самым простым, и было самым распространенным. Двойная кольчуга — это соединение одного-двух колец сразу с восемью кольцами, то есть их количество практически удваивалось. Но она была тяжела, хотя и очень надежна. На Востоке существовали и другие способы плетения, например, «1 6». А в Японии кольца не склепывались, а соединялись по принципу наших колец на брелоках для ключей, то есть заводились одно за другое, и поэтому имели они не один виток, а два, два с половиной! По весу и расходу металла такая кольчуга была лишь немного тяжелее клепанной, но зато технологичность сборки возрастала в разы. Да и починить такую кольчугу было значительно легче.
До нас дошел образец кольчуги 1237 года, найденный на территории Золотаревского городища на территории России в Пензенской области, где, скорее всего, осенью того же года имела место ожесточенная битва местных жителей с войсками Бату-хана, шедшими походом на Русь. Так вот, удалось выяснить, что каждое кольцо этой кольчуги, во-первых было немного сплющено, а во-вторых, на его плоской стороне имелось полукруглое «ребро жесткости». Кольчуга эта была восстановлена одним из пензенских умельцев Андреем Давыдовым и является настоящим шедевром оружейного мастерства той далекой эпохи. Ведь уровень технологии того времени был значительно ниже современного, и та оснастка, нужная для изготовления такой кольчуги, которая сегодня легко может быть сделана на различных станках, тогда целиком и полностью делалась вручную.
Кольчуга, изготовленная А. Давыдовым по найденным на Золотаревском городище фрагментам: внешний диаметр — 12,5 мм, внутренний — 8,5 мм, толщина колец — 1,2 мм. Всего на нее ушло 23300 колец. Вес 9,6 кг. Все кольца соединены посредством клепки.
Отсюда можно сделать и еще ряд интересных выводов. Первый: мастер-оружейник мог иметь либо один набор приспособлений для изготовления колец, либо два-три набора для изготовления колец разного диаметра. Но никак не больше, так как стоимость их была, несомненно, должна была быть очень велика, так как каждый такой набор открывал человеку путь к процветанию. А отсюда следует и второй вывод, что все кольчуги того времени имели примерно один размер колец, либо опять-таки два-три типоразмера, но никак не больше. Большие кольца не могли быть использованы, так как давали не слишком хорошую защиту от стрел, тогда как кольчуга из слишком уж миниатюрных колец тоже особо ни от чего особо не защищала. То есть доспех этот в эпоху кольчуги был в достаточной степени унифицированным.
Более того ряд доспехов из колец был просто уникальным, что опять-таки показала работа мастеров-реконструкторов. Например, тот же Андрей Давыдов сделал байдану (разновидность кольчуги с плоскими кольцами) «иранской работы времен шаха Аббаса I, на каждом из клепаных колец которой выбиты имена Аллаха, пророка Мухаммеда, его жены и детей. Так вот по его словам работая на современном оборудовании он не мог сделать больше 20-30 колец в день и… сколько же тогда колец делал мастер того времени и для кого делал столь трудоемкое (и дорогое!!!) изделие.
И тут важно, коль речь пошла о ценах, заметить, что уже в 1080 году за кольчужный доспех во Франции или гобер, платили 100 су: вдвое и даже в пять раз больше, чем за лошадь. А боевой конь в пять раз превосходил по цене быка, а в ХIII веке боевой жеребец дистриер был в семь раз дороже, чем простая дорожная лошадь. В 1181 году стать рыцарем в Англии было очень «просто». Требовалось иметь кольчугу, шлем и щит, а также копье и меч. Простому воину предписывалось наличие кольчуги облегченного типа (гобержона — то есть кольчуги с рукавами по локоть), простого железного шлема и копья. Совсем простым было вооружение городского ополченца, имевшего стеганый кафтан, железную каску и копье.
Судя по иллюстрации из манускрипта 1125-1150 гг. на которой св. Эдмунд побеждает датчан, можно сделать вывод, что рыцарское снаряжение за то время, что прошло с 1066 года поменялось лишь в деталях! Например, шлемы стали ковать из целого металлического листа, а их верхушка загибаться немного вперед; рукава сделались длиной до запястья; на голове у рыцарей появились кольчужные капюшоны (а сам шлем при этом, соответственно, стал более объемным) и это все те новшества, которые сумел заметить художник! Ни тебе кольчужных чулок, ни хотя бы каких-нибудь конских доспехов — ничего такого!
И выходит, что прогресс в вооружении вроде бы и был, но шел очень и очень медленно. Но тут многое зависело от моды и от кошелька рыцаря. Например, нашлись историки, которые изучали рисунки «Винчестерской Библии» (1165-1170) и заметили, что хотя длина кольчуг и осталась такой же, что и в 1066 году, фигура рыцаря изменилась визуально очень сильно. Почему? Да потому, что появилась мода выпускать из-под них длинные кафтаны до лодыжек, да еще и ярких цветов!
По мнению английского историка К. Блэра самое удивительное, однако, не в этом, а в том, что он так и не нашел в свое время источники, в которых бы указывалось, что рыцари носили какое-нибудь стеганое одеяние под кольчугой, хотя отсутствие какой-либо жесткости у нее очевидно. И, тем не менее, вплоть до конца XIII века единственным стеганым элементом одежды рыцаря был чепец на голову! В известном манускрипте этого периода, «Библии Мациевского», есть много изображений кольчуг, которые и надевают, и снимают, и во всех случаях единственная одежда под ней это цветная рубашка с рукавами до запястья. Остается только предполагать, что какая-то подкладка могла быть и на самой кольчуге, вот только доказать это предположение сегодня практически невозможно.
С 1150 году в обиход рыцарства входят шоссы — чулки из кольчужной ткани, называвшиеся в Англии «хозен». Их закрепляли на поясе, а надевали под кольчужную рубашку. Некоторые имели длину до колен, тогда как другие могли доходить до середины бедра. Более ранняя их форма — это кольчужная полоса, шедшая вдоль ноги спереди и сзади имевшая завязки. Более поздняя форма — настоящие кольчужные чулки с подкладкой из ткани. Зато защитной стеганой одежды, которую носили с кольчугой, так и без нее в это время имелось сразу три вида. Это камзол, гамбезон и акетон, хотя чем они различались ответить сегодня крайне затруднительно.
«Молящийся крестоносец» — миниатюра из «Винчестерской псалтыри». Вторая четверть XIII в. Показан в типичном для своего времени защитном вооружении: кольчужном хауберге с капюшоном и оригинальных шоссах на переднюю часть ноги из металлических дисков на заклепках. Возможно, что крест на плече имеет под собой жесткую основу, ну, скажем наплечник кирасы из кожи, которую прикрывает сюрко (Британская библиотека)
Возможно, эти термины уже тогда использовались произвольным образом и по смыслу они были взаимозаменяемыми. В целом, британские историки полагают, что рыцарь теперь выглядел значительно ярче и красочнее, но цвет металла в его фигуре, по-прежнему преобладал. Под своей металлической одеждой рыцарь в то время носил брэ — льняные панталоны до колен, и длинную рубашку, также до колен, по возможности шелковую или уж, по крайней мере, льняную. На ноги надевали чулки из ткани, поверх которых натягивали шоссы из кольчуги на подкладке. Поверх рубашки надевался кафтан из тонкой хлопковой ткани и гамбезон из кожи или грубого полотна. Голову в обязательном порядке покрывали стеганым чепцом, так как собственно кольчужный капюшон просто так на голову никогда не надевали.
В конце ХII века, скорее всего в результате влияния походов на Восток, кольчугу дополнили капюшоном, и рукавами с перчатками, ну, а чулки-шоссы стали носить повсеместно. Вначале по понятным причинам рукава кольчуги до кисти не доставали. На руках воины носили кожаные рукавицы или перчатки, но когда у кольчуг появились длинные рукава, оканчивающиеся кольчужными рукавицами, подшитыми кожей, от них отказались. Посредине ладони каждая такая рукавица имела разрез, позволявший в любой момент высвобождать из них руки, что, конечно же, было очень удобным изобретением. Где-то после 1250 года появились и кольчужные перчатки с отдельными пальцами, однако и от более ранней версии рыцари не отказались, так как вариант с отдельно сплетенными пальцами был дороже. Вот такой наряд и стал стандартным рыцарским облачением. Об этом свидетельствует рельеф 1210 года с фигурой рыцаря из церкви св. Юстина в Пидне, на котором всего его тело закрыто кольчужными доспехами с ног до головы, а шлем имеет лицевую маску с отверстиями для дыхания и для глаз, так что человек на нем выглядит словно металлическая статуя.
Авимелех убивает Гаала. Псалтирь королевы Марии. 1310—1320 гг. (Британская библиотека)
Затем появилось еще и так называемое сюрко, или котта. Она выглядела как длиннополая одежда с разрезами спереди и сзади и длинными рукавами, которые она, однако, постепенно утратила. Функциональное значение такой одежды вроде бы очевидно — защита от солнечных лучей. Но очень многие историки считают ее появление не столько следствием знакомства с восточной культурой (где мусульманские воины как раз и носили доспехи, прикрытые тканью), сколько модой и желаем выделиться среди прочих качеством ткани и своим богатством. Полагают, что сюрко служил для защиты от непогоды, причем ссылаются на популярное рыцарское стихотворение «Признание короля Артура»:
Одежды зеленого цвета,
Чтоб были доспехи чисты,
Капризы дождей не страшны.
Сомнительно, чтобы такая одежда могла бы эффективно защищать от дождя, ведь это же не плащ-макинтош! Есть и другая теория, что это был удобный способ показать геральдические знаки обладателя этого сюрко. К сожалению доказать это не так-то легко, поскольку, хотя развитая геральдическая система и мода на налатную одежду появились примерно в одно время, хорошо известно, что изображения геральдических знаков встречались на них далеко не всегда. Точно также сорко или котта далеко не всегда была сшита из тканей геральдических цветов с герба рыцаря.
Восточный доспех газаханд (а), описанный Усамой ибн Мункызом и ему принадлежащий: первый слой — льняная подкладка, кольчуга восточного плетеная из мелких колец, прокладка стеганая хлопком, «франкская кольчуга» из крупных колец и сверху узорчатая ткань. Пуговица-застежка доспеха (б). Рис. А. Шепса
Можно предположить, что мода на них возникла под влиянием церкви, поскольку воин в кольчуге выглядел уж очень «анатомическим», из-за чего ходить в ней со временем стало неприлично. А вот белый сюрко из обыкновенного полотна с теми же нашитыми на него крестами, давал рыцарю и защиту от солнца, и сразу всем показывал, кто перед ним. Сначала оно было таким длинным, что доходило практически до пят. Но это мешало рыцарям ходить по лестницам и садиться в седло. Поэтому длину его вскоре уменьшили, так что классическое сюрко стало лишь немного заходить за колени воина.
В XIII веке сюрко стало особенно популярным, но единой точки зрения, с чем конкретно была связана мода ходить в доспехах, прикрыв их одеждой, среди англоязычных историков до сих пор нет. Правда, в английском языке слова «герб» и «кольчуга» начинаются одним и там же словом — «коат». В первом случае «коат оф армз» — это «одежда для оружия», во втором — это «коат оф мэйл» — «одежда из кольчуги». То есть геральдическое значение данного термина вроде бы очевидно и сомнения не вызывает, хотя средневековые изображения и показывают нам, что изображения герба рыцаря на сюрко наносились далеко не всегда, что хорошо видно на миниатюрах знаменитого «Манесского кодекса» или «Большой Гейдельбергской рукописи.
Гартман фон Ауэ. Миниатюра из «Манесского кодекса», 1305 — 1340 гг. Считается классическим изображением рыцаря того времени. На деле, однако, чаще бывало так, что попона коня было одного цвета, сюрко — другого, а герб на щите ничего общего с их цветами и рисунками не имел вообще! И, кстати, тот же «Манесский кодекс» это подтверждает (Библиотека Гейдельбергского университета)
Самым ранним изображением сюрко является фигура Валерана де Белломонте, графа Меллана и графа Вустера на его печати, датируемой 1150 годом. Само одеяние выглядит весьма необычно — рукава у него до запястий. Такой покрой появился вновь только во второй половине XIII века, и до второй половины XVI века встречался не часто. До бедер оно плотно прилегает к телу, потом расходится в виде широкой юбки до лодыжек, и имеет разрез для удобства верховой езды. Есть они в «Винчестерской Библии», и на «Большой печати» короля Джона (брата Ричарда Львиное Сердце), которые датируются примерно 1199 годом.
До 1210 года изображения сюрко встречались достаточно редко, но потом его, видимо, признали, и оно сделалось массовым. До 1320 года он имел вид халата без рукавов с большими проймами и юбкой с разрезом, которая доходила до середины икр, но вполне обычной была длина и до лодыжек и до колен. С 1220 года появляются рукава до локтей, хотя изображений таких сюрко очень мало.
Роджер де Трампингтон. Внеший вид реконструирован А. Шепсом по эффтигии из Трампингтонской церкви в Кембридшире (ум. ок. 1326 г.)
Историк Э. Окшотт этим термином не пользуется, а называет это одеяние коттой, указывая, что во всеобщее употребление она не входила вплоть до 1210 года, хотя отдельные образцы этого наряда появились на рыцарях еще до конца XII века. Он также считает, что точное назначение ее неизвестно, мол, это был забавный «пустячок», веселый и красочный наряд, превращавший внешне фигуру угрюмого и сурового рыцаря в темной коричнево-серой кольчуге в галантного и блистательного кавалера, — вполне в духе времени и того расцвета, которого достигло рыцарство в конце XII века.
Ну, а вывод из всего вышеизложенного будет такой: кольчуга как вид защитного доспеха появилась очень давно и первоначально, в отличие от функционального чешуйчатого доспеха, носила «магический» характер. Потом ее функциональность была также доказана практикой, и наступил «век кольчуги». Причем «век», характерный ТОЛЬКО ДЛЯ ЕВРОПЫ, потому, что в Азии в Японии кольчуга долгое время вообще не применялась, в Китае популярна не была, а в других странах очень рано стала дополняться пластинками. В Европе же «век кольчуги» имел четкие временные рамки и локализацию. Но «эпоха кольчуги» отнюдь не закончилась. Идет ее пятая фаза. А вот что было с доспехами дальше, будет рассказано в следующих материалах.
Источник: topwar.ru