История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)
Статья о «трех битвах на льду» вызвала интересную дискуссию в комментариях о различных видах защитной брони. Как всегда, нашлись люди, которые высказывались о предмете, но знания о нем имели поверхностные. Поэтому, наверное, будет интересно рассмотреть генезис доспехов с древнейших времен, причем на основе работ авторитетных историков. Ну, а начать рассказ о доспехах придется с истории… конницы! Так как много железа на самом себе в походе не унесешь!
Итак, для начала: где, когда и в каком месте планеты лошадь превратилась в домашнее животное? Сегодня считается, что, возможно, это произошло в районе Северного Причерноморья. Прирученная лошадь дала человеку возможность куда более эффективно охотиться, переселяться с места на место, но главное — успешно воевать. К тому же человек, что сумел подчинить себе такое сильное животное, чисто психологически был господином для всех тех, у кого лошадей не было! Вот они зачастую и склонялись перед всадником без всякой войны! Недаром они оказались героями древних преданий, в которых были названы кентаврами — существами, объединяющих в себе сущность человека и коня.
Если обратиться к артефактам, то уже древние шумеры, обитавшие в Месопотамии в III тысячелетии до н. э. уже имели колесницы на четырех колесах, в которых запрягали мулов и ослов. Более удобными и скоростными оказались боевые колесницы, которыми пользовались хетты, ассирийцы и египтяне — территорией обитания которых стала Передней Азии середины II тысячелетия до н. э.
«Штандарт войны и мира» (около 2600-2400 до н.э.) — это пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Леонарда Вулли при раскопках шумерского города Ура. Каждая пластина украшена мозаикой из перламутра, раковин, красного известняка и ляпис-лазури, прикреплённых к основе из чёрной битумной массы. На них на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни древних шумеров. Размеры артефакта 21,59 на 49,53 см. На панели с изображением войны показана приграничная стычка с участием шумерского войска. Под колесами влекомых куланами тяжелых колесниц гибнут противники. Израненных и униженных пленников приводят к царю. На другой панели изображена сцена пиршества, где пирующие увеселяются игрой на арфе. Предназначение панелей не вполне ясно. Вулли предполагал, что их выносили на поле боя в качестве своеобразного стяга. Некоторые ученые, подчеркивая мирный характер ряда сцен, полагают, что это была некая емкость или футляр для укладки арфы. Сегодня «Штандарт из Ура» хранится в Британском музее.
Их колесницы были одноосными, а ось крепилась позади самой повозки, поэтому часть ее веса вместе с дышлом распределялась на запряженных в нее лошадей. В такую колесницу, запрягали двух или трех лошадей, а ее «экипаж» состоял из возницы и одного или двух лучников. Благодаря колесницам те же, например, египтяне выиграли битву при Мегиддо и не уступили (по крайней мере!) хеттам при Кадеше.
Фараон Тутанхамон на колеснице. Роспись по дереву, длина 43 см. Египетский музей, Каир
Но самая массовая битва с применением боевых колесниц носит опять же легендарный характер: описана она в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» — «Великая битва потомков Бхараты». Интересно отметить, что первое упоминание эпоса о войне между потомками царя Бхараты относится еще к IV в. до н.э., а записана была лишь в V — IV вв. н.э. Фактически «Махабхарата» формировалась в течение целого тысячелетия! Как эпический памятник это произведение не имеет себе равных. Однако из него очень многое можно узнать, например, как сражались древние индоевропейцы, какое имели военное снаряжение и доспехи.
Судя по составу мифической войсковой единицы акшаухини, в который входило 21870 колесниц, 21870 слонов, 65610 всадников и 109350 пехотинцев. В сражениях участвовали колесницы, слоны, всадники и пехота. Показательно, что колесницы в этом списке идут первыми, а большинство из героев поэмы сражаются не в качестве всадников или верхом на слонах, а стоя на колесницах и предводительствуя своими войсками.
Если отбросить всевозможные художественные преувеличения и описания применения «божественного оружия», самого фантастического по своему действию, то для любого исследователя этой поэмы станет очевидно, что главное место во всем ее арсенале занимают лук и стрелы. Удобство их использования для воинов, находившихся на колеснице очевидно: один, стоя на ее площадке, стреляет, тогда, как другой правит лошадьми.
Разумеется, оба этих воина должны обладать хорошей выучкой, поскольку управлять колесницей в бою совсем нелегко. Интересно, что царевичи-пандавы в «Махабхарате», демонстрируя свою ловкость во владении оружием и верховой езде, поражают цели стрелами на полном скаку. Затем они показывают умение управлять колесницами и ездить на слонах, после чего вновь показывают умение владеть луком и лишь последнюю очередь владение мечом и палицей.
Арджуна стреляет из лука в демона. Бруклинский музей
Интересно, что луки главных героев «Махабхараты», как правило, имеют собственные имена. Лук Арджуны, например, называется Гандива, причем в дополнение к нему он имеет два никогда не иссякающих колчана, которые обычно находятся на его колеснице, а лук Кришны называется Шаранга. Имеют имена собственные и другие виды оружия и снаряжения: так метательный диск Кришны называется Сударшана, а раковина Арджуны, заменявшая ему рог или трубу — Девадатта. Мечи, которые используются пандавами и каурами в схватке лишь только когда израсходованы стрелы и другие виды оружия, собственных имен не имеют, что тоже очень показательно. Не так было у средневековых рыцарей Европы, у которых имена собственные имеют мечи, но никак не луки.
Для защиты от неприятельского оружия воины «Махабхараты» обычно облачаются в панцири, имеют на голове шлемы, а в руках щиты. Помимо луков — своего наиглавнейшего оружия, ими используются копья, дротики, палицы, применяемые не только в качестве ударного оружия, но также и для метания, метательные диски — чакры и только уже в самую последнюю очередь воины в поэме берутся за мечи.
Состязание лучников. Индия Великих Моголов, ок. 1600 г. Смитсониевский музей. Галерея Саклера, Вашингтон
Стреляя из луков, стоя на колеснице, пандавы и кауравы используют разные типы стрел, причем весьма часто — стрелы у них имеют наконечники в форме полумесяца, которыми они перерубают тетивы луков и сами луки в руках своих противников, рассекают брошенные в них палицы, и неприятельские доспехи, а также щиты и даже мечи! Поэма буквально наполнена сообщениями о целых потоках стрел, посланных чудо-стрелками, и как они убивают ими вражеских слонов, разбивают боевые колесницы и многократно пронзают друг друга. Причем показательно, что далеко не всякий пронзенный бывает сразу убит, хотя кого-то поражают тремя, кого-то пятью-семью, а кого-то и семью-десятью стрелами сразу.
При всей сказочности сюжета «Махабхараты» это лишь гиперболизированное отображение того, что многие стрелы, пробивая доспехи и даже, возможно, застревая в них, серьезных ранений самому воину не наносили, и он продолжал бой весь утыканный попавшими в него стрелами — ситуация довольно характерная и для средневековой эпохи. При этом целью для вражеских воинов был и сам воин на колеснице, и кони, и возница, который участвует в битве, однако же, сам фактически не сражается. Нужно особо отметить, что многие из колесниц, действующих в поэме, украшают знамена, по которым и свои, и чужие распознают их издали. Например, колесница Арджуны имела знамя с изображением бога обезьян Ханумана, тогда как на колеснице его наставника и противника Бхишмы развевалось знамя с золотой пальмой и тремя звездами.
Интересно отметить, что герои «Махабхараты» сражаются не только бронзовым, но и железным оружием, в частности — используют «железные стрелы». Впрочем, последнее, равно как и все происходящее в поэме братоубийство объясняется тем, что тогда люди уже вступили в калиюгу — «железный век», век греха и порока, начавшийся за три тысячи лет до н.э.
Одновременно «Махабхарата» подтверждает и то, что верховая езда тогда уже была известна, и какое-то время развитие конницы и колесниц шло параллельно.
Заметим, что значение лошади со временем только возрастало, что подтверждается и многочисленными находками конской сбруи, которую клали в могилу вместе с умершими, их оружием, а также украшениями и другими «нужными на том свете вещами», хотя, многое в древних могилах по прошествии стольких веков не сохранилось. Сначала люди скакали на неоседланных лошадях. Затем для удобства всадника на спину лошади начали подкладывать шкуру либо попону, а чтобы она не сползала, старались ее зафиксировать, и именно так появилась подпруга.
Мягкие удила. Рис. А. Шепса
Мягкие удила появились раньше жестких, о чем свидетельствуют и этнографические данные. Например, такими удилами часто пользовались крестьяне глухих деревень в царской России. На ремне или веревке они завязывали узлы, расстояние между которыми было больше ширины челюсти лошади на 5-7 см. Чтобы она не «продергивалась», в них вставлялись палочки длиной 8-10 см с вырезами посередине. Затем «удила» хорошенько смазывали дегтем или жиром. При взнуздывании концы ремня соединяли и заводили на затылок лошади. Применялся и тип узды, использовавшийся индейцами Северной Америки: простая петля из сыромятной кожи, которую надевали на нижнюю челюсть лошади. Как известно, даже с таким «снаряжением» индейцы показывали чудеса верховой езды, тяжелым защитным вооружением они все-таки не обладали. Недостаток мягкой узды заключался в том, лошадь могла ее изжевать, а то и перекусить, вот почему на смену дереву и коже пришел металл. А чтобы грызло всегда находилось у лошади во рту, применяли псалии*, фиксировавшие их между губами лошади. Давление удил и ремня на рот лошади заставляло ее быть послушной, что было очень важно в бою, когда всадник и лошадь становились одним целым. Ну, а постоянные войны между племенами эпохи бронзового века способствовали появлению касты воинов-профессионалов, прекрасных наездников и умелых бойцов, из среды которых как раз и выделилась племенная знать и одновременно родилась и конница. Наиболее искусными всадниками современники считали скифов, что подтверждают раскопки скифских курганов.
Гребень тончайшей ювелирной работы, найденный в могиле скифского вождя в кургане Солоха, позволяет наглядно представить себе внешний вид скифских воинов эпохи конца V — начала IV века до н. э. На гребне показана схватка трех скифов. На двух пеших воинах греческие шлемы и панцири. Щиты сделаны из металлических пластинок, которые греками не использовались. У всадника гибкий наспинный щит (вовсе неизвестный греческим воинам), а также поножи, надетые поверх длинных скифских штанов. Очевидно, что воины разных народов заимствовали лучшие образцы вооружения и доспехов, ничуть не заботясь об их «иностранном» происхождении. Государственный Эрмитаж
О другом народе тех же мест и прекрасных наездниках — савроматах (то ли предков, то ли родственников более поздних сарматов, о чем историки спорят до сих пор) Геродот в этом же трактате написал, что их женщины стреляют из луков сидя верхом и мечут дротики… а замуж не выходят до тех пор, пока не убьют трех неприятелей…
Бронзовые удила из Северной Сирии, VI—IV вв. до н.э. Британский музей
Изображения всадников древней Ассирии известны по раскопкам ее древних городов — Ниневии, Хорсабада и Нимруда, где были обнаружены хорошо сохранившиеся рельефы ассирийцев. По ним можно судить, что искусство верховой езды в Ассирии в своем развитии прошло три этапа.
Так, на рельефах эпохи царей Ашшурназирпала II (883 — 859 гг. до н. э.) и Салманасара III (858 — 824 гг. до н.э.) мы видим легковооруженных конных лучников, причем некоторые имеют по две лошади. Видимо, они не были не слишком выносливыми и сильными, и воинам требовалось две лошади, чтобы их часто менять.
Всадники действовали в паре: один управлял двумя лошадьми: своей и лучника, тогда как другой, не отвлекаясь на это, стрелял из лука. Очевидно, что функция таких всадников была лишь чисто вспомогательной, то есть это были «ездящие стрелки из лука» и «колесничие без колесниц».
Зато царь Тиглатпаласар III (745 — 727 гг. до н. э.) имел уже целых три вида всадников: легковооруженных воинов вооруженных луком и дротиками, (возможно, это были союзники или наемники из соседних с Ассирией кочевых племен); конных лучников, одетых в «броню» из металлических пластин, и, наконец, всадников с копьями и большими щитами. Последние, видимо, применялись для атаки и преследования пехоты противника. Ну, а колесницы теперь только дополняли конницу, а главным ударным родом войск уже не являлись.
Ассирийские всадники. Рельеф из Нимруда. Около 728 г. до н.э. Британский музей
Источник: topwar.ru