Иран и Афганистан: Карзай хочет усидеть на двух стульях?
В начале декабря в СМИ появились сообщения о том, что президенты Афганистана и Ирана намерены подписать соглашение о дружбе и долгосрочном сотрудничестве. Причём по сравнению с августовским договором между двумя странами, который касался в первую очередь аспектов безопасности, новое соглашение коснётся и безопасности, и политики, и экономики, и культуры. 9 декабря стало известно, что Хасан Роухани и Хамид Карзай это историческое соглашение подписали.По словам представительницы МИД Ирана Марзие Афхам, «во время визита Карзая в Тегеран было подписано всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, а также в политической, экономической, социальной и культурной областях».
На встрече с президентом Афганистана Хасан Роухани заявил, что Иран выступает против размещения любых иностранных войск на Ближнем Востоке и в Персидском заливе. По его мнению, «иностранные силы должны покинуть регион, а ответственность за безопасность Афганистана должна быть передана в руки народа этой страны».
Между тем Белый дом пытается убедить Карзая подписать соглашение о сотрудничестве в области безопасности. Обаме это нужно для того, чтобы американский военный контингент и частично войска ISAF смогли остаться на афганской территории после 2014 года. Уже всем теперь ясно, что выводить полностью свой контингент Обама не собирается.
Но Карзай уже не тот, что раньше. Почувствовав слабость администрации Обамы и близость талибов, он изворачивается как может. Помимо законотворческой деятельности в области шариата, Карзай увлёкся геополитическим противостоянием с Америкой: заявляет, что США должны прекратить все военные операции, затрагивающие мирных граждан Афганистана (военнослужащие армии США должны прекратить вторгаться в жилища афганских граждан), а также выпустить афганских узников тюрьмы Гуантанамо. Обама, который так и не сумел закрыть печально известную пыточную тюрьму, в ответ пугает Карзая приостановкой финансовой помощи. Впрочем, в последнее, наверное, не верит и сам Обама: в применении этой помощи задействован крупный американский бизнес, и просто так на сокращение или замораживание помощи президент США пойти не может. Так или иначе, а Карзай обамовский пакт об обеспечении безопасности не подписывает.
Дошло уже и до того, что глава афганского государства заявил Вашингтону: пусть эту бумагу подписывает мой преемник на посту президента.
Узнав об этих словах, смешной ляп допустил американский госсекретарь. Он пожелал, чтобы «Карзай или его преемник подписали соглашение до конца года». Керри не то оговорился, не то проговорился — не поймёшь. Разумеется, Карзай — американская марионетка, тут талибы правы, но выборы в Афганистане всё же назначены на следующий год, а не на конец текущего. Вероятно, Госдеп уже знает, кто будет преемником Карзая…
На сегодня численность американского военного контингента в Афганистане составляет 47 тысяч человек. После 2014 года Обама рассчитывает оставить в стране не менее 8 тысяч солдат. Официально эти люди будут продолжать обучать вооружённые силы Афганистана, а также помогать им в операциях.
За время затяжной натовской «операции» в Афганистане погибло более двух тысяч американских солдат, около тысячи потеряли убитыми прочие государства, входящие в блок НАТО и участвующие в «борьбе с терроризмом». Что касается убитых мирных граждан Афганистана, то их американцы не считают. СМИ называют страшное число примерно в двадцать тысяч человек. Вот это — та цена ошибки, которую заплатили афганцы за вторжение НАТО. Карзай знает, на что сделать упор в своих критических заявлениях. Впрочем, списывать эти жертвы полностью на ISAF — некорректно. Многие афганцы погибли и от талибов.
Вернёмся к Ирану.
Сотрудничество ИРИ и Афганистана, во многом противоречащее политике США, проанализировал эксперт «Фонда стратегической культуры» Николай Бобкин.
По его мнению, Кабул понимает, что Иран стремится возвести барьеры для США и Запада, создав предпосылки для усиления в регионе собственного влияния. В настоящее время, напоминает аналитик, на иранские деньги в Афганистане содержится шесть телеканалов и пятнадцать радиостанций. Параллельно Тегеран поддерживает проирански настроенные антиправительственные группировки повстанцев в различных районах страны. В правительстве ДРА поговаривают о невыполнении Тегераном стратегического соглашения о сотрудничестве. И в каком-то смысле иранская политика устраивает «Талибан», призывающий Карзая отказаться от соглашения с американцами…
В достижении своих целей, считает эксперт, талибы вполне могут опереться на иранское плечо. Ирану важно доминировать только среди шиитов Афганистана (примерно 15% населения страны). Тегеран традиционно стремится иметь прочные позиции в районах проживания таджикского этноса.
При этом у Ирана есть козырные карты. Он, отмечает аналитик, может значительно усилить численность своих сторонников в Афганистане путём принудительного возвращения афганских беженцев. Последних в Иране накопилось более 3 млн. человек, почти половина из них — нелегалы.
Напоминает эксперт и о том, что Тегеран — главный донор Герата. Это одна из крупных провинций Афганистана, граничащая с Ираном. Большинство населения там — шииты. В годы прежней гражданской войны жители провинции сопротивлялись талибам. Иранские инвестиции в экономику Герата позволили увеличить объём двусторонней приграничной торговли почти до 2 млрд. долларов.
Наконец, Иран уделяет внимание и взаимодействию с властями соседних афганских провинций в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Эффективность борьбы Ирана с оборотом наркотиков высока, отмечает аналитик. Российские правоохранительные органы, к примеру, изымают из оборота лишь около 4% поступающего в страну героина и наркотиков опийной группы, а Иран изымает около 33%. Иран является мировым лидером по объёму конфискуемых наркотиков. На долю ИРИ приходится 80% опиума и 40% морфина, изъятого во всём мире.
Не удивительно, добавим от себя, что вопрос борьбы с наркоторговлей столь серьёзно беспокоит Иран. По данным ООН, в настоящее время в Афганистане, где при американцах наркопроизводство выросло в разы, производится до 90% опиатов в мире. Афганистан практически стал маковым монополистом!
Если в этой стране в 2012 году было произведено 80% опиумного мака в мире и существенно расширены «посевные площади», то в 2013 году Организация Объединённых Наций сообщила уже о 90% афганского опиумного мака на планете. Что будет в следующем году? Девяносто пять, сто процентов? Достижение таких рекордных «показателей» просто немыслимо без сговора и даже участия тех американских военных, которые рьяно заботятся о «безопасности» не то Афганистана, не то собственной родины. На самом же деле их волнует наполнение собственного кармана.
При этом Национальная разведка США видит в афганском наркотрафике основную угрозу для жителей американских городов. Об этом было сказано в докладе ведомства от 12 марта 2013 года, подписанном директором Джеймсом Р. Клэппером. Но это лишь слова, пропаганда, рассчитанная на уши недалёких обывателей.
Сегодня Х. Карзаю приходится балансировать между талибами и США. Ему действительно нужен союзник вроде Ирана, нужна какая-то сила, которую можно было бы противопоставить «Талибану». Ещё Карзаю нужны политические очки. В афганском обществе сильны антиамериканские настроения, и президент, которого примерно с середины 2014 года вполне может ждать участь Наджибуллы, вполне это понимает. Понимает — и пытается усидеть на двух стульях.
С одной стороны, подписывает документы с шиитским Ираном, с другой — делает реверансы радикалам из «Талибана».
Недавно афганское правительство приступило к изучению возможности восстановления смертной казни через побивание камнями в случае прелюбодеяния. Это может означать возврат к наказаниям, которые практиковались при талибах, предупреждает правозащитная организация «Human Rights Watch». Об этом пишет BFM.ru со ссылкой на «Франс-Пресс».
Представитель министерства юстиции подтвердил, что в ведомстве изучают наказания за прелюбодеяние, воровство и употребление алкоголя в соответствии с законами шариата.
«Human Rights Watch» шокирована тем, что администрация Карзая собралась восстановить подобную смертную казнь двенадцать лет спустя после падения режима талибов.
Ну, а откуда, спросим, «шок»?.. Карзаю править в стране осталось недолго, а американский контингент либо полностью покинет Афганистан, либо оставит там незначительную часть военнослужащих. Карзаю очень не хочется повторить судьбу Наджибуллы, убитого талибами в сентябре 1996-го («Мы его убили, потому что он был убийцей нашего народа»), поэтому-то в последние месяцы своего правления президент и затеял построение шариата.
Хамид Карзай спешит понравиться и «бородачам», и Тегерану. Что касается Америки, то ей уже нравиться не обязательно: Вашингтон ослабел, и сам чуть ли не заискивает то перед талибами, то перед Ираном (не говоря уже о России). К тому же восемь тысяч солдат — капля в море. Контролировать Афганистан они не смогут. Воплощать в жизнь коррупционные проекты по строительству и созданию инфраструктуры, прикрываемые Пентагоном, присматривать за маковыми полями — это да, но гарантировать безопасность в стране — нет. Поэтому соглашение с американцами Карзая не только не интересует, но и отталкивает. Ему нужна новая сила (Иран), которая прикрыла бы его задницу. Или старая сила («Талибан»), которая перестала бы эту задницу обзывать американской марионеткой.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Источник: http://topwar.ru