Будут ли отменены все выборы мэров?
Продолжается обсуждение возможной реформы местного самоуправления (МСУ). В Послании Федеральному собранию 12 декабря Путин предложил обсудить возможности решения проблемы неэффективности МСУ в стране. К этому заявлению была подготовлена аналитическая записка близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ (Институт социально-экономических и политических исследований) Дмитрия Бадовского «Реформирование системы организации МСУ в крупных городах и городских агломерациях: возможные подходы», в которой предлагается два варианта реформ.
Первый подразумевает, что уровень муниципалитетов с городов и районов спустится на некие раздробленные, территориальные уровни - внутригородские муниципальные образования, мэры крупных городов и главы районов будут назначаться губернатором. Второй вариант сохраняет МСУ в том же виде, что и сейчас, но предлагает создание неких «городских агломераций» - новых муниципальных образований в столицах субъектов, главы которых также будут назначаться губернатором.
Через день после публикации доклада был проведен круглый стол для обсуждения реформы МСУ во втором близком к Кремлю фонде - Фонде развития гражданского общества (ФоРГО), который возглавляет бывший глава Управления внутренней политики администрации президента Константин Костин. Из перечисленных главой Фонда плюсов - увеличение количества выборов муниципальной власти в бывших раздробленных городских округах, что сделает власть, которая решает непосредственные, насущные вопросы, ближе к населению. Саму же историю с отменой выборов мэров на обсуждении призвали «не политизировать», объясняя это тем, что жителей гораздо больше интересуют бытовые проблемы, чем форма избираемости власти. Сегодня Российский совет местного самоуправления и Конгресс муниципальных образований планируют провести совместное заседание президиумов и обсудить «вопросы, поставленные в Послании президента».
Авторы записки «Реформирование системы организации МСУ в крупных городах и городских агломерациях: возможные подходы» рассчитывают на быстрое обсуждение и рассмотрение в Государственной думе этих вопросов. Поправки должны быть внесены в ходе весенней сессии Госдумы в 2014 году, а завершить на практике создание новой системы МСУ планируется до середины - конца 2015 года. Необходимо отметить: замена выборов губернаторов на их назначение с 2005 года происходила постепенно, никакой отмены полномочий губернаторов к какому-то сроку заложено не было, да и само количество глав регионов несопоставимо меньше количества мэров.
Согласно новому предложению, распускаются все райсоветы, гордумы в городских округах. По данным Росстата на 1 января 2012 года, в России насчитывалось 517 городских округов и 1821 район, то есть речь идет о том, чтобы сократить полномочия выбранных субъектов власти в 2328 органах власти почти за полтора года. Точно подсчитать количество выборов, которые необходимо провести, сложнее, так как в аналитической записке не сказано, по какому принципу будет проходить новое деление, но понятно, что цифры серьезные. Если указана планка - до конца 2015 года, дождаться срока окончания полномочий выбранных органов власти невозможно, значит, предполагается самороспуск. С учетом того, что почти во всех этих органах власти у «Единой России» большинство, организовать его в принципе можно. Но как технически провести в такой короткий срок тысячи перекраиваний, самороспусков, новых выборов? И как объяснить всем вложившимся в местные выборы представителям элиты и бизнес-сообщества, что правила игры резко поменялись? Кроме того, надо будет «закрыть» огромное количество городов, передать имущество другим субъектам - в общем, мы все с интересом посмотрим на отзыв Министерства финансов на подобный законопроект.
К 2015 году невозможно успеть провести эту реформу, а в 2016-м нужно будет решать совсем другие задачи: готовиться к думским и президентским выборам. Собственно, авторы аналитической записки так и пишут: «С политической точки зрения преобразование системы МСУ и перераспределение полномочий между местным и региональными уровнями власти целесообразно завершить как минимум за год до выборов депутатов Госдумы РФ и совмещенной с ними большой региональной избирательной кампании (в 2016 году также истекают полномочия более двух десятков региональных парламентов и около двух десятков глав субъектов РФ).
То есть изначально предполагаемый вариант невозможен и приведет к полному дисбалансу и хаосу на всех плоскостях. Не говоря уже о всех других рисках. Даже при втором варианте, когда свои депутатские собрания у крупных муниципалитетов останутся, но их члены будут избираться не на прямых выборах, а из числа депутатов поселений и городских районов, надо всех распускать.
Так что, скорее всего, будет начата подготовка, а потом все замрет. Тогда зачем об этом вообще начали говорить и что-то предлагать?
Логичными представляются два варианта. Первый - решения принимаются на эмоциональном уровне человеком, которому нельзя сказать «нет».
После того как мэр Екатеринбурга оппозиционер Евгений Ройзман высказался о необходимости вывести город из подчинения области и перевести в прямое подчинение Кремлю, можно только представить эмоции Владимира Путина, и так недолюбливающего жителей крупных городов, то не голосующих как надо, а то и вовсе выходящих протестовать на улицы. Куда проще всех россиян превратить в жителей мелких муниципалитетов и, кстати, все поле для политической жизни тоже свести к поселковому уровню. И так избежать опасности появления новых оппозиционеров, возглавляющих крупные города, таких как Евгений Урлашов в Ярославле, Евгений Ройзман в Екатеринбурге, Галина Ширшина в Петрозаводске. Дали поручение, и Бадовский написал текст, в реалистичность тезисов которого он и сам не может верить.
Очевидно, что сейчас будут ждать реакции, которая может быть положительной только у 83 губернаторов и близких к ним, уже назначенных ими через управляемые гордумы сити-менеджеров. Всем остальным остается только хвататься за головы и пытаться найти более приятные для уха синонимы слова «абсурд».
Вторым вариантом может быть попытка со стороны куратора внутренней политики Вячеслава Володина отреагировать на давление на него самого групп, влияющих на Путина давно и гораздо сильнее. Для них он социально чужд - собственно, Путин за это его и держит. Но в ситуации грызни около трона задача участника процесса не столько усилиться самому, сколько не дать усилиться тем, кто также пытается продемонстрировать свою нужность и значимость. У Владислава Суркова не было премьерских или президентских амбиций, у Володина они есть.
История с публикацией информации о загородном участке Володина в «Соснах» им самим никак иначе, как атака конкурентов, в которой оппозиционер Навальный - просто медийный инструмент, восприниматься не может. Предложение реформировать МСУ в таком контексте может быть демонстрацией «мускулов» и возможностей и предметом для торга. До его появления не хватало объективных причин реанимации абсолютно предвыборного проекта - ОНФ, с помощью которого можно любому члену правительства устраивать показательную порку, а на площадках Фронта высказывать предложения в изначально согласованном формате «Путин и народ». Вот, смотрите, я и так могу, сообщает потенциальным противникам Володин. У президента создано соответствующее настроение, президенту идея нравится, теперь попробуйте меня уговорить действовать по-другому. По сути, это блеф, но его последствия могут зайти очень далеко. Ну а то, что все идет к замене выборов мэров городов-миллионников на назначение губернатором, было понятно еще и на форуме ОНФ.
Источник:slon.ru