Казахстан планирует зарабатывать на производстве спутников, и наши специалисты уже могут своими силами реализовать некоторые проекты в этой отрасли
Космическая отрасль Казахстана сегодня развивается, возможно, не такими темпами, как хотелось бы, но на то есть ряд объективных и субъективных причин. О том, как она сегодня работает и какие задачи перед собой ставит Национальное космическое агентство, рассказал на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК заместитель руководителя НКА Мейрбек Молдабеков.
Отметим, что развитию отечественной космической сферы особое внимание уделяет Глава государства. В Стратегии «Казахстан-2050» Нурсултан Назарбаев четко отметил необходимость расширения нашей ниши на мировом рынке космических услуг и доведения до логического завершения ряда начатых проектов, в том числе: создания сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов в Астане, космической системы дистанционного зондирования, национальной системы космического мониторинга и наземной инфраструктуры, системы высокоточной спутниковой навигации.
Так, по словам заместителя председателя Национального космического агентства Мейрбека Молдабекова , сегодня проводится ряд работ по развитию космической отрасли республики, некоторые начатые проекты близятся к завершению, и активно идет реализация других.
В частности, запуск спутника «KazSat-3» запланирован на конец первого квартала 2014 года. «Этот спутник уже фактически создан, завершаются испытания. «KazSat-3» создается в Красноярске, на ведущем российском предприятии имени Решетнева», - уточнил М. Молдабеков
Кроме того, «Казкосмос» планирует с 2015 года производить спутники и комплектующие к ним и зарабатывать на этом. Это произойдет после запуска в Астане сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов.
«После запуска сборочно-испытательного комплекса в 2015 году будет обеспечено 55% казахстанского содержания в производстве спутников. Если спутник стоит 100 миллионов долларов, считайте, что 50 миллионов осваиваются в Казахстане», - отметил М.Молдабеков.
По словам заместителя председателя Казкосмоса, проект включает в себя строительство завода по сборке космических аппаратов, а также создание конструкторского бюро с опытным производством.
По его словам, на сегодня ряд отечественных ученых прошли обучение за рубежом и готовы продолжить работу по подготовке кадров в нашей стране. Уже есть проекты, которые на 100% созданы нашими специалистами. К таковым относится проект создания наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации.
«Этот проект - показатель того, что наши специалисты ни теоретически, ни практически ничем не хуже западных профессионалов и могут делать то же самое», - сказал М. Молдабеков.
Что касается проблемных вопросов, то, по его словам, незавершенным остается проект «Байтерек», так как российские подрядчики подняли стоимость проекта более чем в семь раз, до 1,6 миллиарда долларов США. Напомним, первоначальная стоимость проекта была оценена в 223 миллиона долларов,
«Это нас заставило сильно думать. Во-вторых, Россия приняла решение строить такой же ракетно-космический комплекс Ангара на космодроме Восточный. Ясно было, что мы с Россией конкурировать не можем. Поэтому мы и задумались над тем, как быть - закрывать проект или найти выход», - отметил М. Молдабеков.
По его словам, работы по проекту «Байтерек» были приостановлены также из-за того, что российская сторона своевременно не смогла построить ракетоноситель «Ангара».
«Планировалось, что в 2008 году она будет запущена, но эта ракета не запущена до сих пор. Пока планируется на 2014 год», - уточнил М Молдабеков.
«Казкосмосом» было принято решение к концу 2014 года самостоятельно использовать объекты ракетно-космического комплекса «Зенит» на Байконуре.
К этому сроку эти объекты будут выведены из аренды. «В дальнейшем, после того, как мы полностью освоим с помощью российских наших коллег эксплуатацию этого комплекса, где-то с 2018 года, мы сможем провести модернизацию для повышения грузоподъемности этой ракеты, что позволит нам заменить «Протон», - сказал М. Молдабеков.
Как отметил заместитель председателя Национального космического агентства, к 2025 году планируется полностью заменить ракетоносители «Протон» на «Зенит».
По поводу арендной платы за использование Россией космодрома «Байконур», М. Молдабеков отметил:
«Нам за Байконур платят 115 млн. долларов арендной платы, выделяют ежегодно 100 млн. долларов на поддержание и эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, включая и космодром, и город», - сообщил М. Молдабеков
Что касается полета казахстанских космонавтов, как выяснилось, сегодня это просто не выгодно для нас. Чтобы отправить своего человека на Международную космическую станцию (МКС), как посчитали в Национальном космическом агентстве, потребовалось бы 150 миллионов долларов США.
Как пояснил М. Молдабеков, создание и дальнейшую эксплуатацию МКС финансируют страны-участницы проекта - Россия, США, Канада, Европейский Союз, Япония. Казахстан не вложил средств, значит, не обладает никакими правами на ее использование.
«Следовательно, мы можем только попросить кого-то из собственников этой станции уступить место его космонавта нашему человеку. Пребывание на МКС длится не восемь дней, как раньше, а четыре или шесть месяцев. Россия готова была уступить свою квоту, но не бесплатно. Надо было взять на себя все затраты, связанные с полетом. Посчитав, мы выяснили, что стоимость такого полета составила бы 150 млн. долларов США на полгода. К тому же на корабле только три места: одно место - для командира, российского космонавта, второе - для американского космонавта, а на третье претендуют все остальные участники МКС. И когда придет эта очередь - большой вопрос», - пояснил представитель Казкосмоса.
Он добавил, что собственники МКС отправляют космонавтов с тремя задачами. Во-первых, испытать в реальных условиях космическую технику, которая производится в этих странах. Во-вторых, провести научные эксперименты. Третья задача - показать, что в этих странах есть высокопрофессиональные специалисты с хорошим здоровьем.
«Давайте подумаем. Мы не ставим перед собой задачу проводить испытания техники, так как наше производство будет введено в эксплуатацию только в 2015 году. Кроме того, выяснилось, что на МКС нет научных приборов, которые необходимы для проведения экспериментов наших ученых. А чтобы отправить туда эти приборы, нужны большие средства. Ну, а то, что у нас есть люди, которые ничем не уступают космонавтам других стран, мы уже доказали», - резюмировал Мейрбек Молдабеков.
Серик Сабеков