Будущее бразильского авианосца
В статье Juan Carlos Cicalesi "Is Brazil’s Carrier Dream a Nightmare?", опубликованной в британском военно-морском журнале "Warships" за октябрь 2013 года, приводятся интересные рассуждения относительно авианосных планов Бразилии.
Авианосец Sao Paolo выделяется на фоне остальных кораблей бразильских ВМС. Он не только флагман бразильского флота, но и единственный авианосец в Латинской Америке. Он был приобретен в 2000 году у Франции, где он 40 лет служил под названием Foch. Корабль изначально планировался к списанию, но Бразилия вмешалась с целью купить порядком изношенный корабль на замену своего авианосца Minas Gerais типа Colossus. Эта сделка позволяла сохранить значительные инвестиции, сделанные в палубную авиацию, и продлить возможность эксплуатации только что закупленных флотом штурмовиков A-4KU Skyhawk. Foch, лишенный вооружения и ряда систем, сменил владельца за 12 млн долл., был переименован в Sao Paolo, и был переведен из Бреста в Рио-де-Жанейро.
К сожалению, служба корабля в составе бразильского флота не была слишком счастливой. За 10 лет было потрачено более 100 млн долл. в постоянных усилиях по его сохранению в боевом составе. Так, было закуплено 23 штурмовика A-4KU Skyhawk (из которых модернизацию прошли только 12 и не один из них не является полностью боеспособным). Sao Paolo сталкивался с постоянными поломками и неисправностями с рулевым управлением. Имело место даже неудовольствие, высказанное президентом страны, относительно низкой степени боеготовности авианосца. Ситуация достигла кульминации в 2005 году, когда на борту случился взрыв, в результате которого погибло несколько человек, а корабль фактически вышел из строя спустя всего пять лет после официального ввода его в строй. Недавний пожар также привел к смертям и серьезным травмам у членов экипажа.
В результате министерство обороны Бразилии признало, что возможности корабля весьма ограничены. Предполагается сохранить его в боевом составе до 2020 года, когда ожидается появление его замены в виде нового корабля, построенного на бразильских верфях. Ходили спекуляции о том, что заменой может служить второй авианосец типа Queen Elisabeth – Prince of Whales, который Бразилия должна приобрести. Однако строительство второго корабля под самолеты вертикального взлета и посадки ограничивает число летательных аппаратов, которые могут с него применяться.
Бразильская программа закупки перспективного истребителя F-X2 скорее всего означает, что на смену штурмовику A-4KU придет самолет нормального взлета и посадки. Недавно обсуждался вариант того, что Бразилия может принять французский проект РА2 – вариант британского авианосца с катапультой и аэрофинишерами.
Варианты для нового морского ударного самолета свелись для Бразилии к следующему выбору: французский истребитель Rafale F3, шведский Gripen NG и американский F/A-18E/F. Первоначальный заказ в 36 самолетов [по программе F-X2 для ВВС] в перспективе должен возрасти до 120. Они предназначены для патрулирования обширных бразильских территорий и побережья, а также обширную эксклюзивную экономическую зону. Флот рассчитывает «примоститься» к заказу ВВС и заказать несколько самолетов для себя. Но в настоящее время только Rafale и Super Hornet могут применяться с авианосцев. Rafale стоит на вооружении французских ВВС и ВМС (причем изначально он летал с авианосца Foch), таким образом на бумаге он представляет из себя неплохой вариант. Также будет иметь место определенная доля совместимости с бразильским авианосцем с французскими корнями и частью оборудования. Однако сообщалось, что ВВС Бразилии рассматривают Rafale как самого отстающего, третьего кандидата (из-за высокой стоимости закупки и эксплуатации, а также незначительной доли передаваемых технологий). Как сообщалось, предложение модернизированного истребителя Super Hornet рассматривалось как более перспективное. После того, как ему было присуждено второе место, он судя по всему вырвался в лидеры (и также рассматривается как самый лучший вариант для бразильской авиационной промышленности). Существуют значительные выгоды от покупки Super Hornet. Стоимость одного экземпляра и простота БРЭО (на самолете установлена очень эффективная РЛС с АФАР AN/APG-79) и модернизированное вооружение выглядят предпочтительнее благодаря имеющемуся опыту боевого применения в составе ВМС США. Этот самолет может также легко быть конвертирован в модификацию самолета РЭБ EA-18 Growler, что делает данное предложение весьма универсальным. Super Hornet может быть модернизирован по сравнению с той модификацией, которая стоит на вооружении американского флота (что показали те предложения, которые предлагались на индийский истребительный тендер). Модификации включают в себя конформные баки, которые увеличивают дальность полета, и отсеки с вооружением, которые снижают заметность.
Однако Super Hornet может быть уничтожен недавними обвинениями в том, что США вели разведывательную деятельность на территории Бразилии, а Агентство национальной безопасности США нелегально вело мониторинг бразильского интернет-трафика.
Как сообщалось, претендентом номер один для ВВС стал истребитель Gripen NG, вместе с которым предлагался крупный пакет технологий. Частью его стала РЛС с АФАР на базе британского радара Selex Gallileo Vixen 1000E/Raven ES-05. Кроме того это был самый дешевый вариант. Впрочем, у Gripen отсутствует палубная модификация. Создать ее компания Saab обещала в рамках англо-шведской концепции Sea Gripen, изначально предлагавшейся Индии и который должен был совершить первый полет и стать серийным самолетом в 2018-2025 годах в зависимости от срока заказа. Условием реализации проекта была финансирование со стороны шведского правительства, в результате чего появился бы на свет самолет концепции CATOBAR/STOBAR (катапультного и укороченного взлета, но с посадкой на аэрофинишер), который бы идеально подходил для авианесущих кораблей водоизмещением в 25000 тонн, а это открыло бы путь для получения новых заказов. Хотя отсутствие корабельной модификации было препятствием, но в то же время и своеобразным бонусом. Бразильская авиационная промышленность могла бы в большом объеме участвовать в проектировании корабельной модификации Gripen, тем самым участвуя в получении технологий в рамках предложения Gripen на тендер FX-2. Однако до тех пор, пока палубная модификация не совершит первый полет и продемонстрирует свои «морские» возможности, Sea Gripen остается всего лишь бумажным проектом.
Впрочем, финальное решение в большей степени зависит от вопроса оффсетных обязательств, которые помогут оживить бразильскую оружейную промышленность, чем от собственно достоинств конкретного самолета. Франция несколько вырвалась вперед в этом вопросе благодаря эксплуатации в ВВС Бразилии истребителей Mirage 2000, а также сотрудничеству в области судостроения. При этом истребитель Rafale считался политическим фаворитом (особенно в глазах бывшего президента Лула де Сильва, который уже почти купил этот самолет). Франция все еще продолжает активно продавливать эту сделку, хотя выбор Rafale станет насмешкой над самой сутью тендерной процедуры, и к тому же, по мнению некоторых экспертов, может привести к излишней зависимости от Франции.
Бразильские возможности в судостроении постепенно увеличиваются, и страна уже может самостоятельно строить фрегаты и подводные лодки. Вершиной успеха является программа создания собственной атомной подводной лодки, но можно предположить, что весьма вероятны подвижки и в части самостоятельной постройки авианосца к концу десятилетия. В какой степени при этом будет использоваться зарубежная помощь остается неясным. Как уже отмечалось выше, Бразилия имеет сильные связи с Францией в области оборонной промышленности благодаря программе строительства конвенциональных подводных лодок типа Scorpene и создания собственной атомной подводной лодки. Даже если Франция в будущем самостоятельно не сможет возродить свои надежды на получение второго авианосца, существует определенная ниша для технологического сотрудничества с Бразилией, посредством трансфера технологий или проекта авианосца РА2. К 2025 году Бразилия рассчитывает иметь в составе флота два авианосца, а с варианта COTOBAR/PA2 будет проще применять истребители Rafale и Super Hornet. Модификация с носовым трамплином может нести большее число более компактных истребителей Sea Gripen.
Однако нельзя исключать возможности сотрудничества с КНР. Бразилия и Китай являются торговыми партнерами, отношения между которыми стремительно углубляются. КНР на основе проекта авианосца советской разработки типа «Адмирал Кузнецов», а также своих наработок, рассчитывает на постройку собственного авианосца до конца десятилетия. Вопрос, нужен ли Бразилии авианосец такого же водоизмещения, является открытым, хотя такие размерения позволят применять большее число самолетов всех типов с одного корабля.
Вне зависимости от такого, какое решение будет принято, горячее желание руководства бразильского флота и страны заключается в том, чтобы поскорее избавится от того кошмара, который стоит на вооружении сейчас, и заменить его на действительно боеготовый корабль и реактивные ударные самолеты обычной схемы. Такая растущая экономическая и морская держава как Бразилия вправе рассчитывать минимум на это.
Подготовил Андрей Фролов