Революция в гособоронзаказе
В РИА Новости прошел круглый стол «Военное дело – компетентный разговор», на котором приняли участие заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов и первые лица либо заместители руководителей крупнейших госкорпораций и холдингов – поставщиков вооружения. Тема разговора – гособоронзаказ, его роль в выполнении Государственной программы вооружений до 2020 года.
С обстоятельным сорокаминутным докладом выступил Юрий Борисов. Он обрисовал ситуацию с производством вооружения и военной и специальной техники (ВВСТ), выполнение государственного оборонного заказа и изменения в нем по сравнению с прошлым периодом. Следует отметить, что ряд перемен носит, не побоюсь, этого слова, революционный характер. Они затрагивают сами основы гособоронзаказа, меняют отношения заказчика и исполнителя, способствуют развитию оборонно-промышленного комплекса России.
ПОЧЕМУ СРЫВАЮТСЯ КОНТРАКТЫ
К середине ноября объем заключенных государственных контрактов по ГОЗ-2013 составил более 95% от их планового объема. Прогнозируется, что на конец декабря будет законтрактовано 97,5% от планового объема всех средств. Это связано с тем, что часть средств (около 2,5%) будет направлена на строительство объектов инфраструктуры для размещения и обеспечения эксплуатации новых ВВСТ, поступающих в войска.
В войска поставлено более 50% от годового объема основных видов ВВСТ. В соответствии с условиями контрактов до конца года объем поставок основных образцов вооружений составит примерно 95%. Прогноз достаточно точный, поскольку понятно, что ряд предприятий уже сорвал сроки выполнения гособоронзаказа, а по ряду контрактов имеются серьезные предпосылки к срыву.
В частности, ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» в городе Арзамас не справляется с производством БТР-80 и БТР-82А из-за недостаточности производственных мощностей и квалифицированных кадров. Из-за отсутствия оценки рисков на этапе предконтрактной работы ОАО «АВИАКОР – авиационный завод» в Самаре оказался просто не готов к производству самолетов Ан-140-100. ОАО «Научно-исследовательский институт стали» в Москве не может выполнить условия контракта на производство бронежилетов 6Б23-1, поскольку предприятия-поставщики завысили цены на комплектующие, так что по заявленной на конкурсе цене поставка невозможна. Повлиять на них никто не может. Речь идет о недостоверной оценке головным исполнителем своих возможностей при выходе на конкурс.
Еще одна из причин срыва поставок – низкий уровень качества изготовления комплектующих изделий и материалов, вследствие чего конечная продукция не выдерживает полигонных проверок и, как следствие, конечной продукции, что приводит к отрицательным результатам испытаний, а также к массовым отказам в эксплуатации. В качестве примера: вертолет «Ансат-У» производства ОАО «Казанский вертолетный завод» и ракета 40Н6 к комплексу С-400, изготавливаемая ОАО Московский машиностроительный завод «Авангард» в Москве.
Это типичные причины невыполнения гособоронзаказа, с которыми сталкивается МО.
Продолжается падение качества продукции военного назначения и вооружения. Об этом свидетельствует рост количества рекламаций. Если в 2011 году Минобороны России подготовлено 2271 рекламация, то по итогам 2012 года только по основным образцам уже выставлено 3154 рекламации. Рост – в 1,4 раза.
С недобросовестными поставщиками Минобороны поступает в точном соответствии с условиями заключенных контрактов и нормами действующего законодательства. Взыскиваются штрафы, размеры которых установлены в заключенных контрактах, как правило, 5% за факт срыва и 0,1% за каждый день просрочки. По всем фактам неисполнения договорных обязательств Минобороны России организована претензионная работа.
СИММЕТРИЧНЫЕ САНКЦИИ
Нарушение договорных обязательств со стороны Минобороны РФ никаких штрафных и иных санкций не влекло. Поэтому заказчик, случалось, сам срывал контракт, не переводя вовремя аванс, не дав вразумительное техническое задание или заключая контракт с большим запозданием. При этом выполнить гособоронзаказ следовало в любом случае до конца текущего года. Случалось, что МО в результате спровоцированных штрафных санкций получало заказанные ВВСТ фактически бесплатно, а производитель терпел многомиллионнные убытки, скатываясь к банкротству.
Недавно Государственная Дума во втором и третьем чтении одобрила закон, уравнивающий в правах заказчика и производителя вооружения. За срыв гособоронзаказа по вине заказчика также предусматриваются штрафные санкции. Наказываться за срыв сроков поставки и нарушение условий договора должны и поставщики кооперации. И единственные участники торгов, их выигравшие, но отказывающиеся от подписания контракта.
Для повышение качества разрабатываемых и поставляемых в Вооруженные Силы образцов ВВСТ Минобороны РФ восстанавливает институт военных представительств. Численность военпредов на предприятиях ОПК в течение 2013–2015 годов должна быть увеличена до установленной Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 504с «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации».
При этом уже до конца нынешнего 2013 года планируется укомплектовать военные представительства по офицерским должностям до 80%, а по должностям гражданского персонала – до 85%.
Восстановлены функции военпредов МО на предприятиях по контролю ценообразования, организованы мероприятия, связанные с эффективностью их работы, в том числе контролем выполнения НИРов.
Нередко гособоронзаказ невозможно заключить из-за отсутствия желающих его выполнить. По данным зампредседателя ВПК Олега Бочкарева, приведенным 21 ноября на первой всероссийской конференции «Закупки в оборонно-промышленном комплексе», в 2013 году не состоялось 200 торгов в рамках гособоронзаказа на 25 млрд руб., в основном из-за отсутствия участников. Еще десятки торгов на сумму 10 млрд были аннулированы.
РБК daily со ссылкой на замруководителя Рособоронпоставки Михаила Иванова сообщает, что из объявленных в текущем году торгов заключением контрактов завершились лишь 73%. Всего заключено 1,2 тысяч контрактов на 287 млрд руб.
«Государство вынуждено очень дорого покупать военную технику», – говорит Олег Бочкарев. «В этой сфере процветает коррупция и серые схемы закупок, – добавляет председатель отраслевого отделения «Деловой России» по ОПК Иван Поляков. – Нечистые на руку исполнители на торгах добиваются наименьшей цены, после чего получают 80% аванса и исчезают. А сами предприятия, не справившиеся с заказом, легко могут получить новый».
ПОЛНЫЙ ЦИКЛ
В 2013 году в системе гособоронзаказа произошла небольшая революция. Принято чрезвычайно важное решение о заключении государственных контрактов на весь жизненный цикл для серийных поставок ВВСТ. Это решает целый ряд проблем как Минобороны, так и предприятий ОПК.
Армия больше не будет заниматься трудоемким текущим, средним и капитальным ремонтом с модернизацией. Министр обороны Сергей Шойгу принял решение о первоочередной передаче 40 ремонтных заводов – дочерних организаций печально известного ОАО «Оборонсервис» – в ведение Минпромторга России, ГК «Ростеха», ОАК, ОСК и других интегрированных структур. Силами войсковых ремонтных органов будет выполняться лишь сервисное обслуживание.
Ремонтные заводы Минобороны отличались долгим циклом ремонта и модернизации, их высокой стоимостью и низким качеством. Регулярно вскрывались случаи крупных хищений, когда ремонт был лишь на бумаге.
Передача ремонта в руки производителей будет способствовать увеличению количества боеготовой техники в войсках. А сами предприятия ОПК будут обеспечены работой в период между заказами крупных партий военной техники, исчисляемый годами, что способствует сохранению рабочих кадров и мобилизационных мощностей.
Однако предприятия ОПК должны будут сперва провести глубокую модернизацию у себя на производстве, поскольку придется внедрить ряд новых технологий. Так, сборочное производство вполне может годиться для разборки, но вряд ли обеспечит обработку крупногабаритных деталей. Так что придется закупать новое оборудование и целые производственные линии. Впрочем, если провести грамотный инжиниринг, это будет гибкое производство, пригодное и для производства деталей техники, и для их доработки в процессе ремонта и модернизации.
Предприятиям предстоит создать развитую сервисную сеть, оснастить сервисные центры современным диагностическим и ремонтным оборудованием, обучить специалистов по сервису (ремонту). А чтобы ремонт случался пореже, необходимо создать центры подготовки специалистов Вооруженных Сил на базе предприятий-производителей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» и поручением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2012 г. № РД-П7-3277 Минобороны России совместно с заинтересованными органами военного управления развернута работа по созданию системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники.
ПОГОДА НА ЗАВТРА
Действующая ГПВ-2020 в немалой степени сосредоточена на комплектных закупках и ремонте ВВСТ – их доля составляет порядка 80% от общего объема выделяемых ассигнований. Это позволяет обеспечить максимальное поддержание в исправном состоянии существующего парка техники.
По предварительным итогам реализации заданий гособоронзаказа по закупкам, ремонту и сервисному обслуживанию ВВСТ к концу 2013 года можно прогнозировать рост доли исправной техники в войсках по сравнению с прошлым годом. Показатель исправности ВВСТ превысит 80%. Исправность важнейших образов ВВСТ будет близка к 100%.
Госпрограмма вооружения предусматривает повышение качества оснащения Вооруженных Сил РФ в первую очередь за счет обеспеченности современными образцами вооружения, военной и специальной техники и доведет его к 2020 году до уровня 70–100%.
На конец 2013 года уровень оснащенности Вооруженных Сил современными ВВСТ составляет:
в Военно-воздушных силах – 42%;
в Военно-морском флоте – 53%;
в Сухопутных войсках – 17%;
в Войсках ВКО – 57%;
в Стратегических ядерных силах – 39%.
Планируется обеспечить повышение уровня исправности имеющегося вооружения, составляющего сейчас от 48 до 100%.
Выполнение мероприятий ГПВ-2020 позволит довести к концу программного периода исправность ВВСТ: в Сухопутных войсках – до 85%, в Воздушно-десантных войсках – до 100%, в Военно-воздушных силах – не менее 80%, а в Военно-морском флоте – до 60% исправных боевых кораблей.
РЕВОЛЮЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
На следующий день после круглого стола в РИА Новости замглавы военного ведомства Юрий Борисов на рабочем совещании в федеральном научно-производственном центре «Прибор» сообщил, что Минобороны сокращает номенклатуру вооружений и военной техники для Сухопутных войск. Он отметил, что в соответствии с госпрограммой вооружения-2020 министерством выполняется комплекс мер, направленных на эффективное развитие системы вооружения Сухопутных войск. «Их реализация должна обеспечить к 2025 году сокращение номенклатуры закупаемых вооружений и военной техники на 25% и соответственно повысить их серийность», – подчеркнул Борисов.
«В плане оптимизации типажа образцов вооружения, военной и спецтехники Сухопутных войск, их унификации и стандартизации есть ряд положительных примеров, – пояснил замминистра. – Это создание образцов вооружения на базе унифицированных межвидовых гусеничных и колесных платформ, таких как «Армата», «Курганец», «Бумеранг», проведение работ по формированию и переходу на типоряд единых артиллерийских калибров».
Еще одно революционное изменение произошло в сфере разработки новых вооружений. Научно-исследовательские организации Минобороны переподчинены видам (родам) войск и межвидовым довольствующим органам, отвечающим за организацию эксплуатации (использования) ВВСТ, что позволит задавать новые разработки ВВСТ с требуемыми тактико-техническими характеристиками и обеспечить необходимый уровень обратной связи между разработчиками ВВСТ и войсками – непосредственными потребителями.
В связи с этим проводится работа по формированию системы перспективных военных исследований, в том числе включающих освоение новых технологических заделов и разработок новейших систем вооружения и робототехнических комплексов.
Военно-научный комплекс и научно-исследовательские институты как передовая часть Минобороны России трансформированы под решение прикладных научных задач в интересах видов и родов войск, целенаправленно осуществляет военно-научное сопровождение применения и строительства Вооруженных Сил, а также разработок и испытаний современных образцов ВВСТ с требуемыми тактико-техническими характеристиками, что позволяет обеспечить создание такого вооружения, какое необходимо Вооруженным Силам.
Под воздействием научно-технического прогресса формы и методы вооруженной борьбы изменяются. И это предопределяет оснащение армии инновационными образцами вооружения и техники, обеспечивающими:
функционирование в рамках единого информационно-управляющего пространства;
применение высокоточного гиперзвукового оружия, а также оружия на новых физических принципах;
применение беспилотных ударных авиационных комплексов, робототехники;
применение унифицированных мобильных сухопутных боевых платформ и др.
При этом разработка концепций развития ВВСТ, создание научно-технического задела по перспективной технике, в том числе по разработке базовых и критических военных технологий, должны быть в числе основных приоритетов.
В целях обеспечения динамичного развития прорывных высокорискованных технологий в интересах обороны страны и безопасности государства создан Фонд перспективных исследований.
Речь идет о создании инновационной армии недалекого будущего. Но, чтобы обеспечить ее высокотехнологичными образцами вооружения и военной техники, необходимо создать научно-техническую и производственно-технологическую базу нового поколения на предприятиях ОПК. А это не так просто.
Параллельно программе вооружений действует программа модернизации ОПК. У предприятий, как правило, нет собственных средств на крупномасштабное техническое перевооружение производства, а использование государственных средств обложено рядом условий, по сути, выхолащивающих весь смысл их использования.
Например, не предусмотрено сотрудничество с инжиниринговыми фирмами. А без грамотного инжиниринга в наше время создать современное рентабельное и высокопроизводительное производство невозможно. Еще одна беда – конкурсы, предписанные федеральным законодательством. Приходится покупать у победителя низкокачественную дешевку – станки серого происхождения без сервисного обслуживания и поставок соответствующего инструмента. К тому же 50% закупаемых станков должны быть произведены в России. А это, как правило, «железо» прошлого века.
В общем, проблем в сфере гособоронзаказа еще хватает. Например, еще не раз возникнет проблема ценообразования. Отрадно, что эти проблемы планомерно решаются. Но хотелось бы, чтобы решались они несколько быстрее. Но здесь главными «решальщиками» будут не Минобороны РФ и не ОПК, а депутаты Госдумы. Потому что решаться проблемы должны в первую очередь на уровне законодательства. Другое дело, что Минобороны и ОПК могли бы активизировать лоббистские усилия и принять более активное участие в выработке внятных законов, способствующих науке и производству, а не тормозящих их развитие.