Дело на Сердюкова заранее "просрочено"
Возбужденное на бывшего министра обороны уголовное дело ничем ему пока не грозит. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ (халатность), однако по ней недавно истек срок давности привлечения экс-главы оборонного ведомства к ответственности. Решаться судьба Сердюкова, похоже, будет не в стенах СК РФ, а в Кремле. Его адвокат тоже ранее апеллировали к первым лицам государства, утверждая, что, давая распоряжение солдатам строить частную резиденцию, экс-министр обороны старался не для себя, а для Владимира Путина и Дмитрия Медведева.Уже больше года все расследования, связанные с Минобороны, ведутся не только в "прямом эфире", но и с анонсами предстоящих мероприятий, в том числе допросов. Не стало исключением и "дело Сердюкова". 19 ноября, во время своего визита во Францию, председатель СК РФ Александр Бастрыкин так ответил журналистам на вопрос, почему Сердюков все еще остается свидетелем по громкому расследованию: "Мы провели целый комплекс финансово-экономических экспертиз, поскольку это экономически сложное дело. И у нас скоро будут изменения, которые всех обрадуют, я бы так сказал, так осторожно".
Громкая новость пришла уже через неделю – 28 ноября СК РФ объявил о возбуждении на Сердюкова персонального дела по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность). Он был вызван на допрос на 29 ноября, но его адвокаты, сославшись на участие в процессе, попросили отложить это мероприятие. В результате экс-министра обороны пригласили в СК РФ уже 3 декабря. Не исключено, что в этот день Сердюкову предъявят официальное обвинение. Однако оно ему, как выясняется, ничем не грозит. "Если мне не изменяет память, то дата окончания преступления, в котором подозревается экс-министр обороны, конец лета-начало осени 2011 года, — рассказал "Росбалту" источник, знакомый с материалами дела. — Недавно исполнилось ровно два года с тех событий. Именно столько же составляет срок давности привлечения к ответственности по части 1 статьи 293 УК РФ. Если дело не переквалифицируют на более тяжкую статью УК РФ, то его можно уже сейчас закрывать".
Юристы, имевшие возможность видеть материалы расследований по Минобороны, полагают, что в действиях Сердюкова просматривается другая статья УК РФ – 285 (злоупотребление должностными полномочиями), по которой и наказание строже, и срок давности составляет шесть лет. Но, предъявив экс-главе оборонного ведомства соответствующее обвинение, следователи поставят себя в непростую ситуацию. В делах о самых крупных хищениях, совершаемых через ОАО "Оборонсервис", Сердюкову была отведена фактически роль жертвы. Мол, его знакомая, начальник Департамента имущественных отношений (ДИО) МО Евгения Васильева, обманывала своего шефа, когда просила подписать то или иное распоряжение. Даже в документах, поданных Главной военной прокуратурой в Арбитражный суд Москвы, с целью возврата уведенного из военного ведомства имущества, написано следующее: "Будучи введенным в заблуждение относительно непрофильности распродаваемых активов, министр обороны РФ издал письменные директивы…".
И теперь получается, что, когда речь шла о миллиардных хищениях, Сердюков был обманутым, а когда речь зашла о строительстве небольшой дороги к резиденции, он все делал сознательно.
Впрочем, очевидно, что судьба Сердюкова еще не решена. "Окончательная квалификация противоправных действий Сердюкова будет дана по результатам расследования уголовного дела", — отметили в СК РФ.
"И следователи, и судьи сильно ориентированы на знаки, которые поступают им "сверху", сами понимаете, откуда, — высказал мнение один из участников расследований по Минобороны. — Это не прямые указания, а, так сказать, обозначение векторов направлений. До недавнего времени таких знаков не было, и никто не знал, что делать. Из-за этого, например, суд над соратницей Сердюкова Натальей Дыньковой не может начаться уже полгода. Последнее время поднялась шумиха, что по очередному громкому делу ответят только "пешки". Адвокаты Сердюкова объявили о его новом назначении: мол, никаких проблем у бывшего министра обороны больше нет. Что вызвало новые перетолки.
Вероятно, наконец, поступил и "знак". И дело по Дыньковой начнут рассматривать в начале декабря, и на Сердюкова возбудили дело. Но — по одной из самых удобных статьей УК РФ. Ее можно как развернуть в сторону закрытия дела, так — и в сторону утяжеления. В зависимости от этих самых "знаков". А можно все и так оставить: срок давности уже вышел".
Адвокат Сердюкова Константин Ривкин заявил: "Росбалту" ничего комментировать не буду". Этот защитник ранее высказывал серьезное недовольство тем, что агентство опубликовало протокол допроса Сердюкова, во время которого экс-министр обороны на большинство вопросов отвечал "Не помню" и "Не знаю".
Летом 2013 года Константин Ривкин заявил журналистам, что, обустраивая резиденцию в Астраханской области (из-за чего и появилось дело о халатности), Сердюков старался не для себя, а для Владимира Путина и Дмитрия Медведева.
"На базу отдыха, расположенную на острове Школьный в Астраханской области, в 2011 и 2012 годах несколько раз прилетали руководители нашей страны – президент и премьер-министр. Отдыхали там, ловили рыбу. Это место им действительно подсказал Сердюков, сам большой любитель рыбалки. И тем самым в некотором роде взял на себя ответственность за свою рекомендацию, заботясь o том, чтобы первые лица себя комфортно чувствовали. K тому же и сам он там бывал в числе тех, кто сопровождал руководителей государства. Хотя, вопреки утверждениям прессы, никогда не являлся ни прямо, ни косвенно владельцем базы, которую c легкой руки журналистов уже окрестили "дачей Сердюкова". Стоит ли удивляться, что силами Минобороны в нескольких не терпящих отлагательства случаях, накануне предстоящих визитов, на территории и вокруг нее наводился надлежащий порядок, в том числе и во исполнение распоряжений Федеральной службы охраны, обеспечивавшей безопасность высокопоставленных гостей?", — отметил Ривкин в интервью "Совершенно секретно. — У нас вызывала недоумение суперактивность военно-следственных органов, проявляющих совершенно не входящий в их компетенцию интерес к месту и обстоятельствам проведения встреч Верховного главнокомандующего – президента РФ, премьер-министра РФ и Министра обороны РФ. …Насколько я понимаю, следователи пытаются связать эту историю с Сердюковым и найти для него в связи с этим хоть какую-нибудь статью Уголовного кодекса. Причем занимаются этим довольно усердно".
По версии СК РФ, Анатолий Сердюков, являясь министром обороны, в устной форме поручил подчиненным сотрудникам построить за счет бюджета министерства автомобильную дорогу от села Краса Икрянинского района Астраханской области до острова Школьный, на территории которого располагается некоммерческое партнерство "Житное" (так называемая "дача Сердюкова"). Свое распоряжение Сердюков мотивировал якобы желанием создать базу отдыха для нужд Минобороны. Кроме того, по распоряжению бывшего министра также были проведены работы по обустройству территории "Житного". "Надо отметить, что работы по озеленению проводились бойцами-срочниками авиационной части, а автодорогу строил батальон железнодорожных войск, — отметили в Следственном комитете РФ. — То есть вместо службы и обучения военному делу одни солдаты занимались высаживанием тополей в астраханской степи, а другие — прокладкой не железнодорожных путей, а автодорог".
В итоге была построена дорога, которой могли пользоваться лишь владельцы и посетители объекта частной собственности "Житное". При этом каких-либо распорядительных документов, приказов или директив, которые обосновывали бы расходование бюджетных средств или устанавливали бы юридические права Минобороны на дорогу, не издавалось.
В результате этих действий бывшего министра обороны государству был причинен ущерб на сумму более 56 млн рублей.
Как уже сообщал "Росбалт", летом 2013 года ВСУ СК РФ подало в Хамовнический суд ходатайства о проведении обысков в рамках дела о незаконном использовании техники и военнослужащих Минобороны при возведении частного объекта в Астраханской области, все они были удовлетворены. В частности, следователи просили разрешение на проведения таких мероприятий у зятя Сердюкова — Валерия Пузикова, бывшего начальника департамента по санаторно-курортному обеспечению Минобороны РФ Елены Чуфыревой и заместителя Главкома ВВС Минобороны, генерал-майора Владимира Градусова. После этого ВСУ СК РФ изучило полученные сведения, после чего решило вновь допросить Анатолия Сердюкова.
Валерий Пузиков — муж сестры Сердюкова Галины Пузиковой. Он крупный бизнесмен, совладелец базы отдыха "Житное" и расположенного по соседству коттеджного поселка. Также ему принадлежит еще множество объектов, связанных с Минобороны. В частности, подконтрольной Пузикову фирме достался участок земли в Анапе, выделенный военному ведомству для строительства радиолокационной станции.
Елена Чуфырева, по данным правоохранительных органов, принимала участие в процессе выделения властями Астраханской области земель для строительства базы отдыха "Житное", где должны были отдыхать военнослужащие, расположенных рядом частей. Впоследствии "Житное" оказалось в собственности Валерия Пузикова (данное имущество начало ставиться на баланс военного ведомства только в 2013 году).
Планировалось, что на базе отдыха будут, в частности, проводить время офицеры 185-го центра боевой подготовки и боевого применения (полигон Ашулук) и войсковой части 28004, которыми в разное время командовал Владимир Градусов (в октябре 2011 года назначен заместителем главкома ВВС). Однако, по версии следствия, военнослужащие этих подразделений МО вместо отдыха принимали участие в строительстве "Житного" и озеленении прилегающей к нему территории.
Также обыски в рамках данного дела были проведены у Галины Пузиковой, у бывшего советника министра обороны Татьяны Синиловой, директора базы отдыха "Житное" Елены Третьяковой и ее дочери, руководителя авиакомпании "Чкалов Авиа" Анны Третьяковой.
Напомним, что в январе 2013 года ВСУ СК РФ возбудило дело по факту совершения преступлений, предусмотренных статьей 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) при строительных работах в районе острова Школьный Астраханской области. Там фирма Пузикова в 2010 году строила базу отдыха "Житное" и коттеджный поселок. Как считают следователи, за счет Минобороны, с "привлечением личного состава, техники и материальных ресурсов Вооруженных Сил" была проложена дорога от села Краса Икрянинского района до острова Школьный, протяженностью 6,7 км, а также два малых автомобильных и один понтонный мосты. Кроме того, как полагают в ВСУ, силы Минобороны использовались при благоустройстве частных объектов на Школьном и проведении ряда других работ.
Из этого дела в отдельное производство были выделены материалы персонально в отношении Анатолия Сердюкова.
Александр Шварев