Возвращение российской жесткой силы
Пока Россия устраивает военные учения против вымышленных целей НАТО, а Путин вливает миллиарды в российскую армию, страны бывшего Восточного блока все сильнее опасаются возвращения военной мощи Кремля, пишет журналист The Daily Beast Майкл Вайс.В сентябре 2013 года на польской, латвийской и литовской границах Белоруссии, а также в Калининградской области прошли совместные российско-белорусские учения «Запад-13». Хотя по легенде они симулировали контртеррористическую операцию против «незаконных вооруженных формирований», совершенно ясно, что их истинной целью была отработка действий против регулярных армий на европейской территории. Участие в маневрах 70 тыс. солдат подразумевает большое количество подлежащих уничтожению «террористов».
Тем временем генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен уверяет, что возможность войны на европейском континенте осталась в прошлом. «Скажите это странам, которые однажды оказались не по ту сторону «железного занавеса», – замечает автор статьи. – Для них очевидно, что жесткая сила России вернулась и представляет более серьезную угрозу Европе, чем за все время с распада Советского Союза».
Кремль давно одержим опасениями по поводу НАТО, особенно с тех пор, как лишился противовеса в виде Варшавского договора. Российские военные считают враждебной программу ПРО, направленную на защиту от иранских и северокорейских ракет. Именно такой точки зрения придерживается новый министр обороны России Сергей Шойгу. В этом году он добился увеличения оборонного бюджета страны на 26%. Если все пойдет, как запланировано, к 2020 году у России появятся 40 новых боеготовых бригад – на 8 больше, чем США планируют получить к 2017 году. Кроме того, министерство обороны заявило о том, что к 2020 году численный состав армии достигнет миллиона человек, говорится в статье.
Какими бы впечатляющими ни выглядели эти выкладки на бумаге, они исходят от страны, печально известной фальсификациями отчетности, так что их следует оценивать со здоровым скептицизмом, подчеркивает Вайс, цитирует которого InoPressa.
Он ссылается на российского военного эксперта Александра Гольца, который видит два главных препятствия на пути к миллионной армии: резкое сокращение молодых людей 18-летнего возраста и коррупция, позволяющая призывникам избежать призыва. «Службу по контракту тоже панацеей не назовешь, учитывая главную причину, отбивающую у молодых людей желание влиться в ряды вооруженных сил: особо варварский ритуал унижения новичков – «дедовщина» – каждый год поставляет немало трупов в мешках вместо годных солдат», – сообщает журналист.
Кроме того, стандарты качества в военной промышленности такие же, как и везде в России: проблема неплавающих кораблей и нелетающих ракет остается актуальной. «На самом деле, когда единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» около года назад отплыл к берегам Сирии, источник, близкий к ВМС США, рассказал мне, что 6-й флот был на подхвате на случай ЧП», – делится сведениями автор публикации.
Вместо того, чтобы сконцентрироваться на неотвратимых угрозах – набирающих силу ультранационалистах и все более мощном Китае – российское руководство нарисовало мишень на спине еще одного вероятного внешнего противника – Евросоюза. Именно поэтому Кремль создал «теневой ЕС» под названием Таможенный союз, который включает Россию, Белоруссию и Казахстан, чья единственная задача – удерживать бывших сателлитов от попадания в орбиту Брюсселя.
Так, Сергей Глазьев недвусмысленно намекнул на то, что соглашение об ассоциации с ЕС станет для Украины «самоубийством». «Глазьев собственно пригрозил разделом Украины, многозначительно предупредив, что Кремль «будет иметь юридическое право поддерживать» этнических русских, которые не хотят сближения с Брюсселем, – подчеркивает Вайс. – Такую же риторику Москва использовала для оправдания де-факто военной аннексии сепаратистских грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии».
Однако в запугивании Кремлем ближнего зарубежья появились и новые приемы. На Украину теперь экспортируется легализованная в России нетерпимость к секс-меньшинствам. Так, журналист BuzzFeed Дж. Лестер Федер обнаружил, что кампанию, предупреждающую об угрозе «гомосексуализации» Украины Брюсселем, финансирует Виктор Медведчук. Он настолько близок к Путину, что в СМИ пишут, будто российский президент – крестный отец его сына.
Все это говорит о том, что более серьезная угроза, исходящая от набравшейся сил реваншистски настроенной России, заключается не в ее марширующих армиях, а в разыгрываемых ею сложных комбинациях мягкой и жесткой силы, которые стали чем-то вроде излюбленных приемов Путина, подводит итог Вайс. «Это могут быть новые торговые войны, кибератаки, акты шпионажа, энергетический шантаж, а также обновленная версия того, что в КГБ называли «активными мерами» – распространение дезинформации и пропаганды, предназначенные для создания отрицательного образа врагов России, в первую очередь, Вашингтона и Брюсселя. Так что пока российская армия пытается к 2020 году превратиться в достойную сверхдержавы силу, Москва будет вести старые войны проверенными привычными методами».
Ольга Радько