Америка уже взялась за Арктику
Руководство ВМС США готовит новый план освоения северных морейСША намерены интенсифицировать реализацию программ исследований и разработок, направленных на подготовку кораблей флота для действий в арктических условиях. Ранее руководство американских ВМС намеревалось обеспечить присутствие боевых кораблей на акваториях северных морей к середине 2030-х годов. Однако теперь принято решение ускорить этот процесс и завершить его на 10 лет раньше, то есть к середине 2020-х годов. Это обусловлено повышением температуры Мирового океана и быстрым таянием арктических льдов. Арктика нагревается в два раза быстрее, чем все остальные части планеты.
Как заметил главный океанограф и навигатор ВМС адмирал Джонатан Уайт, свой первый план освоения Арктики, арктическую «дорожную карту», руководство ВМС разработало еще четыре года назад, в 2009 году.
Однако за это время в Арктике произошли большие изменения окружающей среды. Ситуация в этом регионе меняется несколько быстрее, чем предполагали эксперты ВМС. Поэтому руководство американского военного флота приняло решение об ускорении процесса освоения этой морской и океанической зоны. Уайт отметил, что масштабы открытых акваторий в северных морях значительно увеличатся уже к середине 20-х годов текущего столетия. Это, как подчеркнул адмирал, потребовало пересмотра старой «дорожной карты».
Таяние льдов позволит кораблям ВМС уже в середине 20-х годов текущего столетия более свободно ходить в некогда полностью покрытых льдами акваториях и менее интенсивно использовать ледоколы. В связи с намерением лидеров ВМС сократить время покорения Арктики был откорректирован план проведения всех необходимых мероприятий.
Новая арктическая «дорожная карта» направлена на создание финансовых условий для разработки технологий, которые помогут кораблям ВМС США нормально и эффективно функционировать в крайне сложных условиях арктического климата.
Управление научных исследований Министерства ВМС приступило к проведению работ по созданию механизма, способного обеспечить удаление льда с палубы, с размещенных на ней устройств и с бортов кораблей. Для этого используется специальная краска, устойчивая к воздействию льда. Как заявил адмирал Уайт, в настоящее время также ведется разработка специальных нагревательных элементов, которые будут монтироваться во всех конструктивных элементах кораблей, предназначенных для работы в условиях Арктики.
По словам адмирала, специалисты ВМС ведут исследования, направленные на создание технологий по укреплению корпусов некоторых кораблей, чтобы они могли выдерживать давление льдов. Кроме того, рассматриваются вопросы расширения инфраструктуры военно-морских баз в этом регионе.
Он подчеркнул, что сейчас прорабатываются вопросы о типах авиационной техники, которая будет эксплуатироваться в Арктике, и о снабжении авиации горюче-смазочными материалами в крайне суровых условиях севера. «Нам необходимо приступить к поиску эффективных решений, которые позволят создать арктические ВМС менее чем за десять лет», – сказал адмирал.
Как заявляет руководство ВМС, в будущем на акваториях арктических морей, вероятнее всего, будут использоваться универсальные десантные корабли и крейсера, созданные с применением таких технологий, которые позволят им эффективно работать в арктических морях.
Как заявил Уайт, специализированная группа ВМС по оценке климатических изменений установила, что темпы таяния снегов в Арктике продолжают постоянно расти. В связи с этим руководство ВМС приняло решение об ускорении времени развертывания арктической группировки и сократило процесс ее создания почти на десять лет.
Официальный представитель Командования океанографических операций ВМС Роберт Фримэн заявил, что о таянии арктических льдов командиры американских ПЛАРБ, патрулировавших северные моря, докладывали еще в 90-х годах прошлого века. Сегодня ситуация еще более осложнилась.
Подготовка ВМС США к выполнению операций в зоне Арктики, как объяснили адмирал Уайт и Фримэн, сопряжена со значительными трудностями. В этой зоне пока отсутствуют отработанные и устоявшиеся маршруты прохода кораблей ВМС, нет необходимого оборудования и инфраструктуры обеспечения коммуникаций боевых единиц, действующих в этом регионе. Кроме того, здесь очень мало портов и баз для организации материально-технического обеспечения американских боевых кораблей.
Министр обороны США Чак Хейгел недавно заявил, что Арктика может стать одним из важнейших районов обеспечения национальной безопасности США в ближайшие десятилетия, если там продолжатся климатические изменения. Наличие в северной части нашей планеты больших запасов нефти, газа, других минеральных ресурсов, редкоземельных металлов и значительных рыбных запасов может стать причиной большой конкуренции разных стран на получение доступа к этим богатствам.
Владимир Иванов