Смерть в консервной банке — история отравителей
Откуда берутся токсины и как с ними бороться
Иван Рыбин
Ботулизм шагает по России, случаи массового отравления зафиксированы уже во многих регионах. В последнем случае причиной стал консервированный салатик из лобио (фасоли), который разошёлся по всей стране. Его производитель известен, это фирмочка, принадлежащая «понаехавшим». Впрочем, установлен и второй вариант смертельной еды, уже от другой компании.
В столице пострадали более 120 человек, 55 в тяжелом состоянии, из них 30 в реанимации, некоторые даже на ИВЛ. В Нижнем Новгороде и Казани отравившихся меньше, но и там их число растёт.
Лобио от ООО «Локалкитчен» («Кухня на районе») и салат с тунцом, фасолью и яблоком от ООО «Гастропорт» — два особо опасных
блюда. В них присутствует белок, в котором бактерии развиваются охотней всего.
«Это один из самых сильных токсинов, при приеме достаточно большого количества такого продукта возможно не просто тяжелое отравление, а даже смертельный исход. Смертельная доза ботулотоксина для взрослого — менее одной миллионной грамма. Его выделяют анаэробные бактерии в консервах», — объясняет руководитель лаборатории особо опасных инфекций Федерального исследовательского центра Фундаментальной и трансляционной медицины сибирского отделения РАН Александр Чепурнов.
В годы Второй Мировой войны немцы вроде как пытались применять токсин ботулизма в качестве отравляющего вещества (ОВ). Всё, понятное дело, до сих пор засекречено — технологии Третьего Рейха достались странам-победителям, которые их пустили в дело. Правда, с ботулизмом не всё так явно. По сути, он никому особо и не нужен.
«Использовать токсин ботулизма в военных целях нерационально — очень дорого, есть известные всем ОВ, которые на порядки дешевле. А химия в Германии всегда была на высоте. Скорее, стоит говорить об очередном „попиле“ бюджетного финансирования, в Третьем Рейхе это было практически нормой. Синтезировать яд биологического происхождения осень сложно и дико затратно, а разводить бактерий и выделять токсин — это вообще ненаучная фантастика. Поэтому если что и было, то это глупость и воровство. Да, токсин очень сильный, но не более того», — говорит кандидат биологических наук Ольга.
Если «на пальцах»: гораздо проще и несоизмеримо дешевле создать некое неорганическое ОВ, нежели синтезировать сложные белковые цепочки. К тому же мы далеко не всё тут знаем, можно и сильно обжечься.
Помимо белковых продуктов — прежде всего, мясных — ботулизм развивается и в консервированных огурцах-помидорах. Не чисто солёных или маринованных, а именно консервированных — где минимум всевозможных добавок. Если не соблюдать технологии, можно пострадать, автор этих строк в юношестве имел подобный печальный опыт. Всё обошлось, так как в случае с данными продуктами концентрация токсина, чаще всего, небольшая. Но не всем так везёт…
Кому-то не очень нравится вкус уксуса, иные начитались всякой новомодной чуши от лжедиетологов про вред соли и сахара. Люди начинают экспериментировать с составом рассола-маринада, что в итоге приводит к печальным последствиям.
«Чтобы погибли споры ботулизма, надо кипятить продукты не менее четырех часов при температуре сто градусов или под воздействием 120 градусов под давлением в две атмосферы в течение 35?40 минут», — напоминает начальник отдела надзора по гигиене питания управления Роспотребнадзора по Московской области Надежда Раева.
То есть уничтожить их практически нереально, а споры эти могут быть. Точнее, с высокой долей вероятности они в продукте уже есть. И нужно просто не дать возможность им развиться, тогда всё будет хорошо. Поэтому различная самодеятельность в деле заготовок — штука смертельно опасная. Лучше всего следовать проверенным десятилетиями, а то и столетиями рецептам.
С домашним консервированием всё понятно, тут если кто и отравится, то исключительно по своей вине. Увы, подобных случаев ежегодно хватает, и меньше их не становится. Всё потому, что никакой разъяснительной деятельности властями не ведётся, медики не доводят до граждан перед началом лета информацию о том, как правильно осуществлять заготовки. Никому в нашей стране это не надо.
«Сейчас работают наши коллеги-микробиологи, они устанавливают, как попал возбудитель именно в тот или иной продукт. Но в данном контексте я могу сказать, что это однозначно несоблюдение технологического процесса», — рассказывает заместитель генерального директора ФГБУ ФНКЦ МРиК ФМБА России, биолог клинической лабораторной диагностики Наталья Мачул.
Контроль над общепитом отсутствует, точнее, владельцев производств и предприятий питания очень сложно прилечь к ответственности. К каждому кафе и цеху по выпуску консервов (пресервов) контролёра-микробиолога не приставить, бизнес сам должен заботиться о качестве своей продукции. С «железной» мотивацией — если что не так, то в тюрьму, на длительный срок. Если кто помер, то и пожизненно.
Не фантастика, именно так всё устроено на Западе. Штрафы там колоссальные, но помимо них и сажают, надолго и всех причастных. Именно поэтому в той же Германии вполне безопасно кушать шаурму у турок — не отравишься. «Понаехавший» осман в курсе: случись что — остаток своей жизни он проведёт в немецкой тюрьме, и никакой адвокат ему тут не поможет. Именно поэтому там всё хорошо и с санитарией, и с технологиями производства.
У нас, напротив, ситуация постоянно ухудшается, особенно это касается «понаехавших» — по сути, в стране теперь двойные стандарты. Мигрантов не трогают, и они творят, по сути, что хотят. Знаний у них нет, понятие о санитарии на уровне каменного века, плюс полная безнаказанность. Адский коктейль…
Защититься от отравы довольно просто — нужно просто не лениться и готовить самостоятельно. Либо покупать продукцию больших проверенных производителей, то есть известных брендов. Стопроцентной гарантии не даёт, но шансов нарваться на отраву несоизмеримо меньше, нежели в случае с продукцией мелких ООО. Многие из которых сегодня есть, а завтра их уже нет. И спросить не с кого.