Словом и взрывом
Несмотря на непрекращающиеся бои в Сирии, в зарубежных и отечественных СМИ наступило затишье, сменившее информационную войну с многочисленными вбросами и громкими заявлениями высокопоставленных должностных лиц. Шумиха в прессе, напомню, сопровождала проходившую в Мюнхене конференцию, завершившуюся подписанием соглашения о прекращении огня.
Нынешнее информационное ожидание вполне объяснимо: не только СМИ, но и страны, так или иначе вовлеченные в продолжающуюся уже почти пять лет сирийскую гражданскую войну, ждут реакции Турции.
“ Калифорнийская речь Обамы – предостережение государствам, опекающим «умеренную» оппозицию, а не полупартизанским группам, не имеющим ни политического веса, ни полноценных лидеров ”С момента уничтожения истребителем F-16 фронтового бомбардировщика Су-24М Анкара все время играла на повышение напряженности. Сначала – грозя сбивать все якобы нарушившие национальное воздушное пространство российские и сирийские самолеты. Затем – намекая маневрами войск, что вот-вот введет вооруженные силы в Сирию для защиты туркоманов и борьбы с курдами.
Между тем ситуация в самой Турции внезапно накалилась до предела и то, о чем предупреждали эксперты еще в 2011 году, случилось – Рабочая партия Курдистана накопила достаточно сил и фактически начала восстание с резонансной атакой в Анкаре.
С другой стороны, тщательно разыгрываемый Анкарой с начала гражданской войны в Сирии план свержения Башара Асада, оккупации севера страны и взятия под контроль Тартуса с Латакией, важных средиземноморских портов, после последних успехов армии Дамаска и ВКС России трещит по швам, если еще не провалился окончательно.
Не только имиджевые, но и экономические, социальные, политические потери, которые сейчас несет Турция, слишком высоки, поэтому очевидно: глава страны Эрдоган будет вынужден действовать. Но как именно?
Что сказал Обама
«Разумеется, группы повстанцев Сирии не могут соперничать со второй по силе армией в мире», – заявил, общаясь со СМИ, президент США Барак Обама в ходе Калифорнийского форума стран АСЕАН.
Речь шла о наших Вооруженных Силах. Правда, тут же высказался и о том, что оккупация Сирии будет дорогой и не лучшей идеей для России».

Фото: 1news.az
Неожиданные откровения Обамы сразу стали одной из главных мировых новостей и вызвали бурное обсуждение экспертами. По одной из версий, президент США в очередной раз хотел куснуть российских военных в Сирии, как бы подчеркнув, что сильная армия не может справиться с горсткой мятежников.
Такая трактовка калифорнийской речи Обамы вполне вписывается в западную риторику с обвинениями ВКС России в низкой точности бомбовых ударов и огромных жертвах мирного населения. По этой логике сама эта операция стала главной причиной развивающегося в Европе миграционного кризиса.
Но надо отметить, в заявлении главы Белого дома содержалось и другое не менее важное послание: «Я очень надеюсь на успех договоренностей между госсекретарем Джоном Керри и главой российского МИДа Сергеем Лавровым о прекращении огня в Сирии».
Фактически Барак Обама отправил, как принято говорить, некий сигнал о том, что не стоит противостоять России – «второй по силе армии в мире». Но кому адресовано послание?
Можно предположить, что это намек поддерживаемой Соединенными Штатами «умеренной» сирийской оппозиции, предостерегающий ее от срыва мюнхенского соглашения и продолжения боевых действий. Но с учетом того, как и когда прозвучало заявление, можно сделать вывод: калифорнийская речь – предостережение не полупартизанским группам, не имеющим ни политического веса, ни полноценных лидеров, а государствам, опекающим «умеренных». В частности, Саудовской Аравии, Катару и ставшей в последние дни одним из главных «сирийских» игроков Турции. Обама четко дал понять, что поддержка оппозиционеров недопустима, главное сейчас – прекращение огня.
Примечательно, что незадолго до выступления американского президента в Калифорнии CNN в репортаже, посвященном штурму сирийскими правительственными войсками Алеппо, показала переданные им Россией танки Т-90, бронетранспортеры БТР-82, буксируемые гаубицы «Мста-Б», другие образцы вооружения и военной техники. В кадре хорошо видны люди, одетые в столь любимые российскими военнослужащими «горки» (ветро-влагозащитные костюмы), то есть экипажи бронетехники по меньшей мере смешанные.
Площадь восстания
17 февраля в 18 часов 30 минут местного времени (19.30 по московскому) в Анкаре прогремел мощный взрыв, унесший жизни как минимум 28 человек и ранивший не менее 60. Подавляющее большинство погибших и пострадавших – военнослужащие и, возможно, представители правоохранительных структур.
Спустя считаные часы после случившегося правительство Турции ввело жесткое ограничение на освещение теракта средствами массовой информации. Поэтому проверенной информации, что именно случилось в Анкаре, нет. По одной версии, возникшей еще до запрета на работу СМИ, подорвались несколько заминированных автомобилей. По другой, появившейся позже, машина со смертниками врезалась в автобус с турецкими военнослужащими. Несмотря на то, что ответственность за теракт пока никто на себя не взял, во всех источниках виновниками трагедии называются боевики-курды.
Уже на следующий день власти отчитались о задержании не менее девяти человек, причастных, по мнению правоохранительных органов, к теракту, а премьер-министр Ахмет Давутоглу, выступая в Генеральном штабе, заявил, что ответственность лежит на членах курдских группировок, действующих в Турции и Сирии.
В настоящее время известно, что в отдельных районах страны боевики нескольких курдских организаций, в том числе хорошо известной Рабочей партии Курдистана, начали вооруженное восстание, подавлять которое правительство Эрдогана бросило не только полицию, но и вооруженные силы. В боях уже задействованы танки, БТР, артиллерия. Противоповстанческую операцию поддерживают боевые вертолеты и, по неподтвержденным сведениям, ударные самолеты ВВС Турции. Противостоящие правительственным силам курды опираются в первую очередь на подконтрольные им районы Сирии, где развернуты базы снабжения и подготовки. Сложившаяся ситуация вынуждает Анкару сместить приоритеты с поддержки туркоманских отрядов, прикрывающих операцию по установлению контроля над Латакией и Тартусом, на уничтожение курдских баз.
До Латакии путь труден
Теракт в Анкаре доказывает, что курдский вопрос правительству Эрдогана надо решать как можно быстрее. Но ключ находится на территории Сирии, где придется зачищать базы курдов, ликвидируя материально-техническую основу восставших.

Среди погибших от взрыва в Анкаре – 22 пилота ВВС Турции. Фото: 1news.az
Многие эксперты, обсуждая возможный ввод турецких сил в соседнюю страну, рассуждают о том, как поведут себя российские военные, уже действующие здесь. Наиболее распространенная версия: в случае вторжения Анкары группировка окажется в сложнейшей ситуации, а может быть, даже будет смята турецкими танками. Попробуем разобраться.
Российская авиабаза «Хмеймим» находится на юго-западе страны, в районе города Латакия. Если обратиться к карте, то наступающие из Турции могут пройти только двумя путями. Первый: используя федеральную трассу, выдвигаться на Ниб Алмер, а затем на Кастал Маф. Но у этого направления есть существенные недостатки. Весь район – хаотическое нагромождение гор и возвышенностей, преодолеть которые механизированные части быстро не смогут. Чтобы выйти на относительно ровную местность, придется брать не только Кастал Маф, но и Вади Квандил. В то же время над самым важным и единственным маршрутом снабжения наступающей турецкой группировки будут нависать Кесаба и Самра, два непокорных района, населенных преимущественно этническими армянами, не сдававшимися протурецким боевикам все годы гражданской войны.
При наступлении на этом направлении остановить турецкое продвижение могут подготовленные легкие пехотные части, оснащенные ПТРК и РПГ. Если говорить применительно к Российской армии, на эту роль отлично подойдут военнослужащие 34-й мотострелковой (горной) бригады и 7-й десантно-штурмовой (горной) дивизии.
Конечно, турецкие военные на первом этапе тоже могут ввести в бой легкую пехоту. Но надо понимать, что после калифорнийской речи Барака Обамы срок турецкой операции будет исчисляться даже не неделями, а сутками. Так что главная задача обороняющихся – просто выиграть время и нанести максимальные потери наступающим.
Второй маршрут, которым протурецкие боевики шли четыре года гражданской войны на Латакию, – через Джиср-эш-Шугур и Бидаму на Сальму. Надо признать, что тут у наступающих больше шансов хотя бы на первом этапе. Несмотря на то, что Джиср-эш-Шугур контролируется сирийскими правительственными войсками, Бидама пока еще во власти боевиков, а рельеф позволяет механизированным частям и подразделениям сразу выйти к этому населенному пункту.
В отличие от района Кесаба – Ниб Алмер тут местность хотя и изобилует возвышенностями, но позволяет маневрировать. Единственное узкое место, способное остановить турецкое продвижение на первом этапе, – Бидама, которая, как уже было сказано, пока в руках боевиков. Но дальше для наступающих начинаются трудности: надо пробиться через треугольник Рабия – Сальма – Гмам, где местность из холмистых предгорий превращается в полноценные кручи. Теоретически, используя легкую пехоту, турецкие военные могут ударить со стороны своей границы на Рабию, но даже при минимальном сопротивлении рельеф местности не позволит провести операцию достаточно быстро. А на пути у наступающих еще лежит Гмам, который также надо брать любой ценой.
Следует отметить, что важнейшая для продолжения наступления Сальма по отношению к Рабии и Гмаму лежит чуть южнее, но ее окружают гряды холмов – удобные позиции для обороны, что доказали недавние бои, когда правительственные сирийские войска смогли вытеснить боевиков только при почти непрерывной поддержке ВКС России, а также массированной артиллерийской обработке с применением таких мощных систем, как «Ураган», «Смерч» и ТОС-1А.
Если опять представить на стороне обороняющихся российских военных, то для защиты Латакии уже потребуются не только горно-стрелковые подразделения, но и танки, которые как раз и находятся на авиабазе «Хмеймим» (от 7 до 12 Т-90А).
Несомненно, размещенная в Латакии российская авиабригада особого назначения сможет нанести наступающим турецким войскам достаточно серьезный урон, а вот способен ли противник первыми ударами выбить российскую зенитно-ракетную систему С-400, прикрытую не только новейшими «Панцирями», но и комплексами РЭБ «Красуха-4», большой вопрос. В то же время истребители Су-35 и Су-30СМ во взаимодействии с С-400 некоторое время смогут срывать удары ВВС противника и прикрывать свои войска.
Конечно, при длительном противостоянии у турецких войск в Сирии, несомненно, больше сил и соответственно шансов. Но время вторжения будет исчисляться сутками и часами, и тут все козыри в руках Российской армии. По оценке президента США – второй по силе в мире.
Источник: http://vpk-news.ru





