Пенсии пойдут под раздачу
Госкомпании выстроились в очередь за деньгами Фонда национального благосостояния.Старт гонке госкомпаний за деньгами будущих пенсионеров, которые сейчас сберегаются в Фонде национального благосостояния (ФНБ), был дан бюджетным посланием президента Владимира Путина. Президент предложил правительству разработать «альтернативные механизмы» управления средствами суверенных фондов. После чего поддержал идею Минэкономразвития вложить 450 млрд рублей из ФНБ в инфраструктурные проекты. При этом стоимость «главного приза» - финансирования из бюджета для госкомпаний, может достигнуть 740 млрд рублей. Есть за что побороться.
В прошедшую пятницу сразу три госкорпорации - Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), а также госкомпания РЖД заявили о своих притязаниях на средства ФНБ. Причем, некоторые участники гонки за государственными деньгами вовсе не скрывают, что они нужны им не для роста производства, а просто для оплаты текущих убытков.
Как заявил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, ведомство предлагает использовать средства ФНБ для финансового оздоровления трех госкорпораций - ОАК, ОСК и ОДК, потому что они находятся в предбанкротном состоянии. Как объяснил Клепач, контракты для гражданской промышленности убыточны, рентабельность военных поставок снижается. Нужна поддержка государства, поскольку банковские кредиты слишком дороги, а госкорпорациям в ближайшие три года потребуется 80-90 млрд рублей. Но тогда непонятно, каким образом вернутся сбережения ФНБ на нужды будущих пенсионеров, вложенные в нерентабельные предприятия.
Правда, как заявил Клепач, «вернуть средства обратно можно, например, за счет приватизации»: правительство планирует до 2024 года сократить долю в ОСК с 100% до 75,1%, в ОАК - с 84,3 до 50,1%. Но такое заявление говорит лишь о том, что даже в правительстве не предполагают, что госкорпорации когда-нибудь будут зарабатывать прибыль. Зачем тогда вообще вкладывать в них деньги?
Например, и в самой ОСК, как пишет «Коммерсант», не скрывают, что выступают «соискателями» средств ФНБ исключительно от бедности. Ряд предприятий корпорации убыточны, и эти убытки сформированы за счет контрактов, подписанных еще при прежних собственниках предприятий. В частности, в рамках гособоронзаказа, которые заведомо убыточны, сообщил изданию представитель госкорпорации. По его словам, скорее всего, деньги ФНБ будут направлены на снятие долговой нагрузки с предприятий ОСК.
Таким образом, речь идет фактически о повторении так называемой «антикризисной поддержки» госкомпаниям в кризисном 2009 году. Хотя никакого кризиса пока не наблюдается. При этом после кризиса у контрольных и надзорных органов России уже возникали вопросы к госкорпорациям по использованию этих средств. К примеру, Генпрокуратура в 2010 году обнаружила нецелевое использование ОСК антикризисной господдержки.
Четвертый участник гонки за пенсионными деньгами – РЖД, прибыль получает, но лишь судя по тем сведениям, которые дает сама госкомпания. Дело в том, что экономическая отчетность открытого акционерного общества РЖД на самом деле полностью закрыта для экспертов, так как корпорация непубличная. Ее акции не торгуются на открытом рынке. И, соответственно, она имеет право не публиковать периодическую отчетность, как это делают, например, «Газпром» или «Роснефть», прошедшие IPO – публичное размещение своих акций. В правительстве предполагали, что в 2012-2013 годах будет продан пакет из 25% процентов минус одна акция РЖД, однако в железнодорожной монополии заявляют, что к IPO она еще не готова. Тогда чиновники решили продать хотя бы 5% акций РЖД крупному инвестору, чтобы сделать ее публичной. Но и этого осуществить пока не получается - в новом плане приватизации на 2014-2016 годы РЖД не значится.
РЖД активнее всех других госкомпаний сопротивляется собственной приватизации, ее президент Владимир Якунин раскритиковал план властей по приватизации почти сразу же после его разработки. И назвал его «абсолютно нереальным». По словам Якунина, приватизация РЖД возможна только после того, как госкомпания прекратит получать государственные деньги. Пока это условие явно невыполнимо.
Якунин сообщил о необходимости развивать за счет средств ФНБ не только «Транссиб» (на что РЖД уже получила согласие Путина), но еще и БАМ. По его словам, «Транссиб» и БАМ - вещи взаимосвязанные». Соответственно, денег нужно в два раза больше. Однако проверить, на что реально пойдут пенсионные средства ФНБ будет невозможно. Останется довольствоваться цифрами, которые предоставит сама РЖД.
К тому же, «Транссиб», как и БАМ, по мнению экспертов, это абсолютно не окупаемые проекты. С чем согласны и в Минэкономразвития. И как обеспечить возвратность вложенных в них средств ФНБ (хотя бы когда-нибудь!), совершенно непонятно. Но явно не за счет эксплуатации БАМа и «Транссиба».
Поэтому вовсе не удивительно, что новый глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев уже осторожно открещивается от инициативы прежнего министра экономики Андрея Белоусова - инвестировать деньги ФНБ. Например, на просьбу главы РЖД подкинуть деньжат на БАМ, он заявил, что об этом говорить «пока еще рано». По словам Улюкаева, сейчас «фигурирует только «Транссиб», как таковой». Однако борьба Якунина за деньги ФНБ в правительстве еще только начинается. И, как показывает практика, ему всегда удается выпросить лишние миллиарды у государства.
В связи с чем министру финансов Антону Силуанову даже пришлось напомнить, что «есть определенный предельный размер средств ФНБ, которые мы можем разместить в экономику, превышение которого уже будет риском для той же самой стабильности пенсионной системы». Прежде глава Минфина заявлял о возможности разместить в крупные инфраструктурные проекты с длительным сроком реализации не больше 40-50% ФНБ. Таким образом, потолок вложений ФНБ в инфраструктуру может достигнуть 740 млрд рублей.
Предложения Минэкономразвития в правительстве еще не поддержаны, но ведомство будет настаивать, пообещал Клепач. И хотя Минфин относится к этой идее весьма скептически из-за «непонятных сроков окупаемости» инвестпроектов, деньги ФНБ почти наверняка пойдут «под раздачу». У нас же нынче как происходит? Президент сказал - президент сделал...
Инвестиции мимо кассы
Конечно, то что деньги суверенных фондов не используются в отечественной экономике, мало того – работают на экономику других государств, так как вложены в иностранные госбумаги - это плохо. Но стоит ли рисковать будущими пособиями, вкладывать эти деньги в заведомо убыточные госпредприятия? Лучший ли это способ использования резервов России, спросила «СП» председателя Русского экономического общества, доктора экономических наук Валентина Катасонова.
- В данном случае, как всегда, приходится выбирать из двух далеко не лучших вариантов. Но прежде чем вкладывать деньги ФНБ, которые сейчас лежат, в основном, в американских госбумагах «трэжериз», нужно обеспечить условия для их целевого использования и возвратности. Во избежание утечки этих денег не только за пределы госкорпорации, но и России. Конечно, госкорпорации обеспечивают развитие стратегически важных отраслей российской экономики, поэтому критерии коммерческой эффективности вложений и прибыльности здесь не являются доминирующими. Можно пойти даже на какие-то затратные шаги для экономического развития. Однако это вовсе не значит, что допускается нецелевое использование средств.
«СП»: - Но судя по опыту, нецелевое использование средств в госкорпорациях у нас вовсю процветает?
- К сожалению госкорпорации, которые были сконструированы в конце прошлого века, являются своего рода «государствами в государстве». И реальное государство не может контролировать финансовые процессы, которые происходят внутри корпораций. Достаточно вспомнить скандалы вокруг госкорпорации «Ростехнологии», когда выделенные государством деньги вывозились в офшоры. Поэтому прежде чем давать им деньги, нужно изменить статус госкорпорации, сделать эти предприятия открытыми, подконтрольными государству. Не думаю, что это сложная технически и в правовом смысле операция. Но она необходима, иначе мы так и будем продолжать наполнять дырявое ведро государственными деньгами. Прежде чем вкладывать деньги, нужно разработать долгосрочные программы. Если не для всей экономики, то, по крайней мере, в стратегических отраслях, связанных с оборонной промышленностью, судостроением, авиастроением, транспортом. А пока таких программ нет, средства ФНБ будут уходить в никуда.
«СП»: - А кто должен заниматься разработкой этих программ? Руководство госкорпораций?
- Во-первых, этим должно заниматься Минэкономразвития, которое обязано разработать стратегические планы развития отраслей, и работающих в них госкорпораций. Тот же Клепач должен сначала предоставить такие планы работы госкорпораций кабинету министров. А уже потом, под них просить какие-то деньги. Как это делается в бизнесе, когда предприниматель, чтобы получить деньги на развитие, должен разработать и представить инвестору технико-экономическое обоснование требуемой суммы денег. Иначе он ее не получит.
Минэкономразвития вместо этого разрабатывает планы по продаже лакомых кусков государственной экономики в рамках приватизации. Минэкономразвития должен стать прообразом советского Госплана. Пока этого нет, вкладывать сотни миллиардов рублей в госкорпорации весьма рискованно. Может получиться так, что в итоге у нас не будет ни инфраструктуры, ни денег.
«СП»: - С госкорпорациями все понятно. А вот госкомпания РЖД просит деньги на реконструкцию «Транссиба» и БАМа. Вроде - дело хорошее. Но эти средства заведомо неокупаемы. Как обеспечить возвратность денег в ФНБ?
- Транспортные инфраструктуры в России, а особенно - железные дороги, никогда не были прибыльными. Но это объекты стратегической значимости, которые обеспечивают транспортировку грузов для других отраслей, дающих прибыль. То есть, надо вкладывать деньги в железные дороги. Но параллельно нужно, чтобы вокруг них создавались рентабельные производства, приносящие доход. Только тогда это будет выгодно. Сейчас этого не происходит…
Олег Гладунов
Источник: svpressa.ru