Пенсионная система РФ – бомба с часовым механизмом
18 сен, 2012 0 Комментариев 572 Просмотров

Пенсионная система РФ – бомба с часовым механизмом

  Пенсионная система РФ – бомба с часовым механизмом
Через 10 лет она «рванет», и на улицы действительно выйдут миллионы недовольных россиян.

Известно, что накопительная часть пенсии «грозит» только тем, кто родился в 1967 году и позже. Старшим гражданам полагается лишь распределительная пенсия. Казалось бы, им не повезло, но это не так. Реально не повезти может именно пенсионерам с накопительной частью. Выйдя на заслуженный отдых, они обнаружат, что получают меньше тех, которым не досталась накопительная компонента, и разница между ними будет составлять примерно треть. Почему? В результате действий правительства. Но обо всем по порядку.

Условно назовем обе группы будущих пенсионеров «старыми» (родились до 1967 года) и «молодыми» (родились в 1967 году и позже). У «молодых» пенсионный платеж работодателя (22% от фонда оплаты труда) разделяется на две части – на выплаты текущих пенсий (16%) и на индивидуальный накопительный счет (6%). «Старые» не имеют индивидуального счета, все их выплаты идут на финансирование пенсий нынешних пенсионеров; следовательно, и их пенсии будут состоять только из гарантированного государством пособия.

На начало следующего года в накопительной системе будет 2,3 трлн руб., из которых свыше 450 млрд руб. размещено в негосударственных пенсионных фондах, а остальное – в ВЭБе. Эти деньги уменьшаются – ВЭБ вкладывает их в государственные же ценные бумаги, и доход оказывается ниже инфляции. «Государство в принудительном порядке забирает деньги и инвестирует без дохода», – приводят «Ведомости» слова сотрудника Администрации Президента, считающего, что это безответственно.

С другой стороны, Владимир Путин считает важным элементом своей политики индексацию пенсий. Она проводится такими темпами, что часто опережает инфляцию. В итоге распределительная пенсия растет быстрее, чем накопительная. В Пенсионном фонде (ПФР) посчитали, что за последние 10 лет распределительная часть выросла вдвое больше, чем накопительная.

Из этого следует, что «молодые» пенсионеры окажутся беднее, чем «старые». Нетрудно определить и сроки, когда это произойдет. В 2022 году 55-летние женщины смогут ощутить на себе разницу в доходах с теми, у кого не было накопительной части пенсии, а в 2027 году то же самое произойдет с 60-летними мужчинами. «Ведомости», исходя из данных последней переписи населения, подсчитали, что таковых окажется 9,3 млн человек.

Получится, что тот, кто ничего не копил, будет богаче того, кто копил. Ситуация чревата социальными волнениями, и если власти ничего не предпримут, так и произойдет: бомба, заложенная «реформаторами», рванет, и на улицы действительно выйдут миллионы. В правительстве оценили, что денег на компенсации потребуется 2,5 трлн руб. Данная сумма в два с лишним раза превышает нынешний дефицит ПФР, составляющий 1,1 трлн руб. Отсюда и такая спешка с выработкой концепции третьей пенсионной реформы, которую заинтересованные ведомства должны положить на стол Путину 1 октября.

Ситуация усугубляется тем, что масла в огонь могут подлить неправительственные пенсионные фонды (НПФ). В них уже сосредоточены большие деньги, но комплексно их работу никто не контролирует, и у чиновников нет уверенности, что НПФ смогут выполнить свои обязательства, когда придет время. Их крушение тоже способно вывести на улицы большие массы людей, вложивших деньги в НПФ. «Если ничего не поменять в регулировании НПФ, то именно так и будет. Это серьезно», – признает высокопоставленный правительственный чиновник.

И дело не столько в неудачных инвестициях, сколько в идеологии работы НПФ. Изначально НПФ создавались при крупных корпорациях как «денежные мешки», на которые учредитель может повесить непрофильный актив. В этом качестве НПФ используются и сейчас, и здесь начинается порочная цепочка. Средства пенсионных резервов, размещение которых довольно слабо зарегулировано, НПФ направляют на выкуп проблемных активов у родственных банков и компаний, долей в «дочках» учредителя, финансирование долга учредителя и даже в личный бизнес руководства фонда и компаний-учредителей.

Сами НПФ говорят, что это – отдельные от пенсионных накоплений инвестиции, другой учет и иной бизнес. Но понятно, что, потеряв пенсионные резервы, НПФ не смогут выполнить свои обязательства по пенсионным накоплениям.

Регуляторов у НПФ несколько: Минфин, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Минтруд и ПФР. Но каждый отслеживает «свой» сегмент их работы, и целостной картины нет ни у кого. Сейчас чиновники думают, как все это поменять: ввести нормальный надзор, сделать систему страхования накоплений, ввести нормативы достаточности капитала, как у банков.

Тем временем Минтруд предлагает уменьшить риски и сделать накопительную систему добровольной, исходя из того, что если накопительная часть не будет обязательной, то государству не придется отвечать. «То, что человек делает сам, – это его собственные риски. Это больше не отношения государства и человека, а отношения фонда и человека», – говорит чиновник Минтруда.

Как же власти дошли до жизни такой? Общими усилиями. С 2010 года был отменен единый социальный налог (26% с фонда оплаты труда) и введен страховой платеж (34%). Одновременно правительство валоризировало пенсионные права (увеличило трудовые пенсии через повышение пенсионных прав граждан, приобретенных ими до 2002 года, – в результате пенсию стали считать на базе выросшего расчетного пенсионного капитала) и индексировало пенсии. Все это окончательно разбалансировало бюджет ПФР.

Размер трудовой пенсии с 2002 года увеличился в 6,5 раза в номинальном выражении и более чем в 2,8 раза – в реальном. Мы уже писали, что, по данным Минфина, дефицит бюджета ПФР в 2011 году достиг 1,7% ВВП и, если ничего не менять, к 2050 году он удвоится. И если покрывать его трансфертами из государственного бюджета, то последний может и не выдержать такой нагрузки. Примечательно, что пенсии при этом все равно упадут, а коэффициент замещения (отношение пенсии к зарплате) уменьшится с нынешних 37 до 20%.

Можно долго искать виновных сложившегося положения вещей, называть конкретные фамилии министров и премьер-министров, предпринявших на разных этапах развития пенсионной системы неверные шаги, но дело не в этом. Что сделано, то сделано. Вопрос в том, что следует предпринять дальше.

И вот здесь «в товарищах согласья нет», как говорил классик. Минтруд, Минфин, Пенсионный фонд и Минэкономразвития никак не договорятся, о чем докладывать Путину. «Согласовывать нечего, потому что стратегии просто нет», – подытоживает чиновник одного из ведомств. Пока достигнуто лишь несколько компромиссов.

Во-первых, льготы по уплате страховых взносов, которыми сейчас пользуются многие, продлеваться не будут. Все плательщики должны будут перейти на единый страховой взнос.

Во-вторых, период дожития увеличивается с 19 лет до 21 года. Это позволит уменьшить базовую пенсию, поскольку деньги будут делиться на большее количество месяцев выплат.

В-третьих, увеличится фиксированный платеж в пенсионную систему для самозанятого населения – индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, фермеров и прочих. Формула для самозанятых станет иной, чтобы повысить их платежи.

В-четвертых, досрочные пенсии будет финансировать не государство, как сейчас, а компании. Еще с советских времен в России действуют списки «вредников» – № 1 и № 2 (первый и второй классы риска). Они столь обширны, что сейчас в них входят около 10 млн человек. Практика показывает, что утверждения о вредности труда многих из них сильно преувеличены, посему списки будут сокращены, а финансирование пенсий для оставшихся переложено на работодателей. Говорится о введении дополнительного страхового взноса для компаний: за людей из списка № 1 – 4%, из списка № 2 – 2%. Постепенно этот тариф будет увеличиваться и доведен до 9 и 6% соответственно.

На форумах в Интернете часто можно встретить пожелания относительно того, чтобы пересмотреть сроки выхода на пенсию всевозможных силовиков, имеющих право отправляться на «заслуженный отдых» в 45 лет, а иногда – даже в 40. Но насчет этого правительство не говорит ничего.

Вероятно также, что будут изменены требования к страховому трудовому стажу, необходимому для получения пенсии. Сейчас он составляет пять лет, но Минфин утверждает, что его можно удвоить или даже утроить. Минтруд тоже склоняется к подобной точке зрения, но не такими темпами.

Но даже все вышеперечисленное, будучи принятым, не сможет полностью устранить дыру в федеральном бюджете на ближайшие три года из-за пенсионной несбалансированности. Деньги на покрытие дефицита ПФР в следующем году, скорее всего, будут взяты из Фонда национального благосостояния.
Александр Романов
Источник: km.ru
http://www.newsland.ru/news/detail/id/1039012/

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация