"Единая Россия" теряет людей: как это скажется на партии власти?
Руководители «ЕР», несмотря на череду скандалов, считают: численность — не главное, главное - Путин. Выход из «Единой России» члена президиума Генсовета Алексея Чеснакова, одного из идеологов партии власти, всколыхнул общественное мнение. «Видать, дела у партии из рук вон плохо, если уже главные идеологи от них побежали!» - судачили на Интернет-форумах пользователи – конечно, те, кто вообще знал, чем занимался в «ЕР» редко мелькавший в телевизоре Чеснаков. А ведь партбилет за последнее время сдал не только он один… Действительно ли ряды «Единой России» стремительно редеют, и чем это ей грозит, выяснил «МК».По запросу «вышел из «Единой России» поисковая система «Яндекс» выдаёт ни много, ни мало – один миллион ответов. Из партии выходили за последнее время врачи, учителя, областные и региональные депутаты. Новостью номер один, подкосившей «ЕР», стало известие о том, что членство в рядах партии приостановили чиновники кремлёвской администрации – Вячеслав Володин, Олег Морозов, Михаил Бабич (см. ниже подборку «МК»). То же самое сделала член Центризбиркома Татьяна Воронова, в декабре перешедшая на работу на Старую площадь. А ведь Вячеслав Володин долгие годы был секретарём президиума генсовета «ЕР», одним из первых лиц партии…
Официально объявленная причина – кремлёвские служащие обязаны приостановить членство в партии, чтобы оставаться «над схваткой». Требование якобы формальное, никакой политики. Однако примечательно, что соответствующие заявления были написаны чиновниками ещё при формировании администрации в 2011-2012 годах, а известно об этом стало только сейчас.
При «запуске» этой информации в публичное пространство обошлось без официальных заявлений – новость принёс из-за кремлёвской стены председатель «Справедливой России» Николай Левичев, вернувшийся из АП после очередной встречи. Вроде как случайная утечка информации и вообще «ничего нового тут нет». Но любому понятно, что если бы о разрыве Володина с «ЕР» стало известно в декабре 2011 года, когда Москву сотрясали миллионные митинги, - это была бы одна история. И совсем другая – когда о том же самом нам сообщают в преддверии июньского учредительного съезда Общероссийского народного фронта (ОНФ), курируемого всё той же кремлёвской администрацией через Институт социально-экономических и политических исследований (глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский до октября 2012 года был замом Володина по АП).
Правда, сама «Единая Россия» утверждает, что проблем с массовым исходом партийцев у неё нет. На недавней пресс-конференции секретарь Генсовета Сергей Неверов привёл цифры: после выборов в Госдуму 2011 года армия единороссов возросла на 80 тысяч человек. «Прирост есть, люди идут», - подчеркнул Неверов.
Однако анализ данных показывает, что прирост идёт гораздо медленнее, чем в лучшие времена «ЕР». Пик популярности партии пришёлся на 2007 год. После того, как список единороссов на думских выборах возглавил президент Владимир Путин, местные отделения буквально осаждали толпы страждущих. Каждый месяц по всей стране около 40 тысяч человек подавали заявления в духе «прошу считать меня единороссом»! Пришлось даже вводить специальные меры и приостанавливать приём новых членов. А в 2012 году партбилеты получило 60 тысяч неофитов, в 2013 и того меньше – около 20 тысяч почти за полгода. Столько, сколько раньше за две недели набиралось.
Да и качественный состав новообращённых заставляет задуматься. Раньше в «ЕР» вступали артисты, олимпийские чемпионы и просто известные люди. Теперь элита и публичные деятели присматриваются скорее к ОНФ. Статистика исключений также показывает, что теперь единороссы вынуждены не разбрасываться кадрами. За прошлый год партия извергла из своих рядов 1,4 тысячи человек с формулировкой «за дискредитацию». А за пять месяцев этого года такие крутые меры были приняты по отношению только к 123 партийцам.
Впрочем, даже в руководстве «ЕР» есть мнение, что дрожать над численностью рядов смысла нет. «Численность партии не имеет никакого значения, по новому законодательству она вообще может составлять 500 человек, - сказал «МК» глава Агентства политический и экономический коммуникаций, член высшего совета партии Дмитрий Орлов. – Конечно, в партии, претендующей на федеральный масштаб, людей должно быть больше, но миллион или триста тысяч – это несущественно».
По мнению Орлова, гораздо большее значение имеет не прослойка в виде «мёртвых душ», а мышечный скелет партии – «часть актива, которая быстро мобилизуется, и в целом возможность электоральной мобилизации». В переводе с политологического языка это означает: чем больше друзей и родственников члены партии смогут затащить на избирательные участки в день голосования, тем лучше.
А вот что способно нанести партии власти ущерб, так это исход из её рядов известных VIP-ов. «Уход Чеснакова был ожидаемым, но он произошёл со скандалом, и это нанесло имиджевый ущерб партии, - признаёт Орлов. – На мой взгляд, надо избегать скандалов при уходе из партии людей, которые являются маркерами для групп общественного мнения. Достигать договорённостей, искать компромиссы, чтобы были приведены разумные обоснования ухода». Словом – не выносить сор из избы. Но этому «ЕР», похоже, до сих пор не научилась. Одного из отцов-основателей партии Владислава Суркова при уходе с поста вице-премьера проводили только что не свистом, и портрет его тут же убрали с сайта партии. А ведь Сурков официальных партийных постов никогда не занимал, так что истерику по этой линии можно было бы вообще не нагнетать.
Замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин, напротив, предлагает не преувеличивать роли партийных бонз для общественного сознания. «Если мы проведем на улицах опрос, кто такой Чеснаков, ответы могут быть самыми оригинальными, - сказал он «МК». – А вот уход региональных лидеров может быть серьезной проблемой, потому что на них ориентируются местные элитные группы». В отличие от них, уход федеральных лидеров для «ЕР» не будет проблемой – кроме одного человека. «Вот если Владимир Путин разочаруется в партии, это будет для нее серьёзным ударом, - считает Макаркин. – К нему партия апеллирует даже сейчас, когда председателем формально является Дмитрий Медведев. Рейтинг партии – производная от популярности Путина. Если он отвернётся от «ЕР», партия может просто прекратить своё существование».
В любом случае массовая численность никогда не могла спасти партию, обреченную уйти с исторической сцены. К началу 1989 года в КПСС состояло 19,4 миллиона человек по всему СССР – в пересчёте на Россию в её нынешних границах это не менее 8-9 миллионов коммунистов. Но тут началась массовая кампания по сдаче, сжиганию и уничтожению партбилетов – и некогда могучая партия не просто развалилась, но едва не угодила на скамью подсудимых после путча в августе 1991 года. Активнее всего сдавали партбилеты простые люди, рабочий класс. По разным данным, около 1,5 миллионов рядовых партийцев официально из КПСС так никогда и не вышли. Для сравнения: в рядах «ЕР» сейчас состоит 1,7-2 миллиона человек (точных данных нет). То есть численность «мёртвой» компартии почти равна численности живой «Единой России». Нужен ли другой аргумент, доказывающий, что массовое членство в наше время ничего уже не значит?
Кстати, в числе формально сохранивших членство в КПСС – глава государства Владимир Путин, ещё в начале своего первого президентского срока признавшийся: «Взял партбилет, учетную карточку, положил в стол, перекрестил. Все там и лежит». А вот партбилета «Единой России» ВВП так никогда и не принял…
ИЗ ДОСЬЕ «МК»
Кто уже вышел из «Единой России»?
28 сентября 2010 года партию покинул один из её основателей, бывший глава блока «Отечество – вся Россия», экс-мэр Москвы Юрий Лужков, отправленный тогда же в отставку в связи с утратой доверия президента.
2 февраля 2011 года – балерина Анастасия Волочкова рассталась с партией власти, напоследок покритиковав её в более чем эмоциональных тонах. «Меня просто использовали все это время», - заявила танцовщица.
3 мая 2011 года - афророссиянин Жоаким Крима, уроженец Гвинеи-Бисау, ставший знаменитым, когда двумя годами раньше он баллотировался на пост главы Среднеахтубинского района Волгоградской области. Крима даже встречался с самим Путиным! Но в политике партии власти всё равно разочаровался.
25 апреля 2012 года о разрыве с партией объявила бывшая вице-спикер Госдумы Любовь Слиска.
23 сентября 2012 года - мэр Дзержинска (Нижегородская область) Виктор Сопин в знак протеста против намерения его однопартийцев из гордумы изменить устав города с тем, чтобы отменить прямые выборы мэра и ввести должность сити-менеджера.
19 марта 2013 о выходе из «ЕР» заявило сразу… целое село в Красноярском крае. Единороссы протестовали против политики местного начальника – главы Абанского района Михаила Кривицкого.
22 марта 2013 года было официально объявлено о том, что членство в «ЕР» приостановили кремлёвские чиновники самого высокого уровня - замглавы администрации президента Вячеслав Володин, руководитель управления внутренней политики Кремля Олег Морозов, полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. Также было объявлено об их намерении покинуть руководящие партийные органы.
26 апреля – массовый исход из «ЕР» партийцев Тункинского района Бурятии из-за идеологических расхождений с секретарём местного отделения.
15 мая 2013 года партбилет на стол положила известная волгоградская врач Татьяна Цыбизова, депутат облдумы, состоявшая в партии с момента ее основания. «Стыдно давно, а ушла вчера», - пояснила она журналистам.
Наталья Рожкова
Источник:mk.ru