Нормандская четверка без России
Владимир Путин отказывается встречаться с Петром Порошенко — Ангела Меркель и Франсуа Олланд должны сами добиться от своего подопечного выполнения минских соглашений.
Первая встреча лидеров стран — членов нормандского формата состоялась 6 июня 2014 года в замке Бенувиль (Кальвадос). Эту историческую фотографию, взятую из архива президента Франции, Le Monde опубликовала лишь через два года после встречи. ФотоStephane Ruet, официального фотографа президента Франсуа Олланда.
На днях во Франции вышла книга о Франсуа Олланде, написанная журналистами газеты Le Monde на основе бесед с президентом. В ней содержится довольно подробный рассказ о том, как зарождался нормандский формат. «Я поговорил об этом с Меркель, и она сказала, что прекрасно меня понимает, даже если американцы вряд ли будут довольны», — вспоминает инициатор создания нормандской четверки, которая вот уже третий год пытается урегулировать украинский кризис.
Слегка лукавит, конечно. Стал бы он звонить Ангеле Меркель не согласовав свою идею с Белым домом, как же. А может быть, он вообще выполнял приказ из Вашингтона. И я, честно говоря, склоняюсь именно к этой версии.
Потом он пригласил в Нормандию Владимира Путина, потом Петра Порошенко, потом опять позвонил в Кремль, чтобы предупредить о новом госте, — словом, французский президент проявил чудеса изворотливости, чтобы российский и новый украинский лидеры, между которыми пробежала кошка, оказались в одно и то же время в одном и том же месте.
И у него получилось.
Так родился нормандский формат, который, надо признать, некоторое время был довольно эффективен. Во всяком случае, именно благодаря Путину, Меркель и Олланду 12 февраля 2015 года были подписаны минские соглашения, которые должны были перевести военный конфликт на Донбассе в мирное русло. С тех пор мировое сообщество ждет от Киева выполнения им своих обязательств.
На прошлой неделе стало известно, что очередной саммит нормандской четверки может состояться 18 октября в Германии по инициативе немецкой стороны. 12 октября канцлер позвонила Владимиру Путину, явно чтобы согласовать эту дату. Согласовать не получилось, поэтому возник закономерный вопрос: если российский лидер не станет завтракать с Франсуа Олландом 19 октября, то поужинает ли он с Ангелой Меркель 18 октября?
В минувшую пятницу Deutsche Welle со ссылкой на официального представителя правительства ФРГ написала: «Федеральный канцлер Ангела Меркель готова пригласить президента РФ Владимира Путина в Берлин для участия в саммите в нормандском формате по ситуации на востоке Украины, однако лишь при наличии шанса для урегулирования украинского кризиса».
У нас это заявление почему-то было интерпретировано так. «Россию и президента Владимира Путина западные партнеры оставили за скобками». Очень странный вывод, учитывая обстоятельства. Совершенно очевидно, что оставить Россию «за скобками», решая украинский кризис, невозможно.
Уже на следующий день после неудачной беседы канцлера ФРГ с президентом России состоялся телефонный разговор Ангелы Меркель с Петром Порошенко. «Собеседники договорились о проведении трехсторонней телефонной конференции между лидерами Украины, Германии и Франции в ближайшие дни», — доложил официальный сайт украинского президента. Можно только догадываться, насколько резкой была обычно уравновешенная фрау Меркель. Впрочем, давно замечено, что в общении с укропрезидентом она в последнее время не выбирает выражений.
Телефонная конференция пока не состоялась. Уверен, что именно от ее итогов зависит, удастся ли заполучить согласие Владимира Путина поучаствовать в саммите нормандской четверки. Впрочем, даже если итоги будут в целом положительными, непонятно, зачем ему встречаться с остальными участниками.
Парижу и Берлину не удается добиться от Киева самого главного: последовательного выполнения резолюции Совета безопасности ООН 2202 (2015). Нужно ли для усиления давления участие Москвы? Разумеется, нет. Петр Порошенко — клиент западных политиков, им на него и давить. Мы тут в России терпеливо ждем, когда соответствующие законопроекты будут внесены в Верховную раду, как того требует согласованный всеми сторонами и освященный СБ ООН Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Все давно изложено, согласовано, подписано и даже проголосовано — какой смысл раз за разом толочь воду в ступе?
Я допускаю, что встреч в нормандском формате больше не будет — работать с украинским президентом должны те, кто за него поручился. То есть, Ангела Меркель и Франсуа Олланд. В конце концов, Запад должен сам убедиться в полной невменяемости и недоговороспособности новых украинских властей.
По-моему, до европейцев начинает доходить, за каких хитрых идиотов они впряглись три года назад. Или уже дошло.
____________________
Депутат парламента итальянской области Венето Стефано Вальгамбери, находясь в Севастополе, сделал резкий выпад в сторону Украины. По его мнению, она должна оплатить убытки, которые несут итальянские фермеры от антироссийских санкций. «Мой регион Венето потерял 1 млрд евро из-за санкций. Особенно пострадали производители сыра и мясных изделий. Пришло время потребовать эти деньги с Киева», — заявил депутат.