Будущее русского образования, — мнение (ВИДЕО)
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО Владимир Романович Легойда делится с ТК «Царьград» своей точкой зрения на задачи, стоящие перед российским образованием после назначения на пост главы профильного ведомства Ольги Васильевой.
В сентябре нельзя не говорить об образовании. Нет, я сейчас не о назначении нового министра — о более общих вещах.
«Предложение выражает законченную мысль», — так нас учили в школе. Современные школьники предложениями, увы, не говорят. В лучшем случае — незаконченными.
Другой афоризм, который я также запомнил со школьной скамьи: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». В изложении мыслей, с которыми я сталкиваюсь у студентов младших курсов, о ясности говорить не приходится.
Еще одно «замечательное» следствие реформ — неумение аргументировать. Просишь на экзамене: «Обоснуйте». Ответ: «А это моя точка зрения!» Объясняешь, что фраза эта сама по себе аргументом не является, что нужны факты, доказательства, умение анализировать… В ответ — обида.
Невольно вспоминается «Мастер и Маргарита»:
«— Дайте нарзану, — попросил Берлиоз.
— Нарзану нету, — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась».
Впрочем, довольно критики. Еще одно правило, усвоенное мною со школьных времен: критикуя — предлагай. Предложения следующие:
Первое. Необходимо вернуть русскому языку и литературе то место, которое они занимали в учебном процессе до начала нынешних преобразований в школе. Нельзя жаловаться, что дети не успевают прочесть важнейшие произведения русской классики, если на это в программе просто не выделено достаточного количества часов.
Второе. Вариативность в преподавании литературы должна соседствовать с обязательным списком произведений, который должен стать результатом широкого обсуждения и общественного консенсуса. Иначе все мы будем говорить на разных языках, хотя и будет казаться, что на одном.
Третье. ЕГЭ должен включать в себя не только тестовые задания, но и другие, связанные в первую очередь с умением внятно излагать чужие и свои мысли, аргументировать и анализировать разные точки зрения.
Четвертое. Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. Поэтому профессия учителя должна стать уважаемой и престижной. Необходимо, чтобы учитель был обеспечен в материальном и защищен в социальном плане. Необходимо, чтобы школьная система оставляла простор для творчества, а не заставляла учителя заполнять кучу разных и ненужных форм отчетности. Важно снимать фильмы и делать программы про учителей. В общем — социальный заказ телевидению, кино и масс-медиа…
Пятое. Подготовка учителей. Необходимо пересмотреть и усовершенствовать программы в оставшихся педагогических вузах (их количество было относительно недавно сокращено примерно в пять раз). Значит, это уменьшенное количество должно с неизбежностью перейти в качество.
Задачи сложные. Но подъемные. Очень надеюсь, что свою лепту в их решение внесет и недавно воссозданное Общество русской словесности, которое весной этого года возглавил Патриарх Кирилл.
А новому министру я желаю всяческих успехов и умных помощников. Уверен, у нее все получится.
Царьград
Присоединяйтесь к «Русской Весне» в Одноклассниках, Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.
Читайте также
- Что известно о новом министре образования России Ольге Васильевой