Кураторы в особо крупных размерах — часть II
Начало читайте в предыдущем номере.
Разве не является привилегией для наших госкорпораций то, что они практически не несут ответственности за выполнение ГОЗ. Например, ОСК сорвала сроки исполнения 23 государственных контрактов. При этом отклонение сроков выполнения обязательств составляло от трех месяцев до 21 года. Никто из работников ОСК не пострадал.
Меры ответственности применяются к руководителям и работникам предприятий-исполнителей. Именно к ним приходят прокуратура и ФАС. Вместе с тем ч. 2, ст. 21 № 488-ФЗ «О промышленной политике» предусмотрена субсидиарная ответственность головных организаций за невыполнение ГОЗ предприятиями, входящими в соответствующую ИС.
“ Сторожевой корабль «Туман» и учебное судно «Бородино» простояли у причала больше десяти лет. В прошлом году от их достройки отказались, посчитав, что они слишком устарели ”Своеобразной привилегией поддержки является возможность спокойного закрытия ряда профинансированных проектов. Например, по созданию ракеты «Русь-М». Для ее пусков с космодрома Восточный 31-му Государственному проектному институту специального строительства был заказан проект стартовой площадки. А поскольку проект закрыт, появилась возможность увода денег. Ведь результаты уже не нужны. В июне этого года Гагаринский суд Москвы приговорил к пяти годам колонии бывшего главного инженера 31-го ГПИСС Сергея Островского. По версии следствия, он похитил около 14 миллионов рублей, выделенных из федерального бюджета на выполнение проектных и изыскательских работ.
После землетрясения на Сахалине в 1995 году Росавиакосмос начал работы по созданию спутника «Вулкан», который должен был обнаруживать предвестников стихийных бедствий (наводнений, землетрясений...) Незавершенные НИОКР были переданы от одного института в другой, наименование изменилось. Закончены ли эти работы или как-то преобразованы и списаны? Ведь проблема предупреждения, например, о наводнениях осталась.
Прибалтийский «Янтарь» намерен утилизировать недостроенные сторожевой корабль «Туман» и учебное судно «Бородино». Оба принадлежат Минобороны и стояли у причала больше десяти лет. От достройки корабля и судна отказались в прошлом году, посчитав, что они уже слишком устарели.
Это потери федерального бюджета. Но ответственность заказчиков и госкорпораций не наступает. Почему, когда заказы открываются, то готовятся обоснования и т. д. А списать средства можно втихую. Хотелось бы спросить с тех, кто добивался денег.
Леденцы в пользу богатых
Существенной поддержкой является протекционистская политика, когда приходится покупать то, что не нужно.
Коллаж Андрея Седых
В романе Достоевского «Униженные и оскорбленные» один из персонажей – Маслобоев говорит, что купил в пьяном виде в овощной лавочке леденцы, может быть, для того, чтоб поддержать отечественную торговлю и промышленность. Благодаря усилиям наших госкомпаний сегодня многое приходится покупать не из желания осуществить такую поддержку, а по принуждению.
Например, Роскосмос внедряет «Глонасс», и собственники транспортных средств должны оплатить покупку навигационного оборудования. В ходе создания системы выявлены многочисленные хищения при строительстве Центра контроля тактико-технических характеристик, возводимого на территории ЦНИИмаш (Королев). Из федерального бюджета было выделено свыше миллиарда рублей. Однако смета превышена на 40 процентов, подписывались фиктивные акты по выполнению стройплана. Всего по делу проходят пять человек.
В технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» Роскосмосу и АО «Глонасс» удалось включить требование, согласно которому с 2017 года бортовое устройство вызова экстренных оперативных служб является обязательным. Росстандарт пока это условие отложил. Среди автопроизводителей, автотранспортных предприятий и автолюбителей особого интереса к внедрению «ЭРА-Глонасс» не наблюдается.
В 90-е была создана система низкоорбитальной связи «Гонец». Использовались спутники, от которых отказалось Минобороны. Система функционировала за счет бюджетных средств, получаемых по контракту от Росавиакосмоса. Пользователи (различные федеральные органы исполнительной власти, в том числе силовики) услуги не оплачивали. Поэтому была ли им действительно нужна эта система, понять сложно. Бывший руководитель ЗАО «Гонец» Александр Галькевич осужден за злоупотребления. Система «Гонец» реанимируется новой Федеральной космической программой. И похоже, навязывается пользователям. Так, в январе Росрыболовство потребовало от руководителей своих территориальных органов сообщить судовладельцам, что проверенная в эксплуатации спутниковая система «Аргос» до 1 июля 2016 года должна быть заменена на «Гонец».
Когда-то Роскосмос разработал проект ФЦП по использованию «внеземных» достижений в народном хозяйстве. Но была одна особенность – предполагалось, что почти все разработки будут использованы бюджетными структурами, в том числе региональными. А те говорили: космические технологии нам очень нужны, вы нам только денег на закупку дайте. Программа так и не была принята.
Ростех успешно продавливает разработки для бюджетных структур. Защищенные компьютеры и системы связи для чиновников. Например, «дочкой» госкорпорации Росинформэкспортом подготовлено предложение о разработке «электронного правительства» для Сирии.
Портфель Росинформэкспорта уже включает свыше 200 информационных систем для автоматизации государственного управления, например «Электронное правительство», ГАС «Выборы», Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения и многие другие.
Ростех вместе со своей «дочкой» «РТ-Инвест» пытается реализовать проект мусоросжигательных заводов. Лет десять назад такие производства начал делать московский «Салют», но с уходом Игоря Елисеева как-то заглохло. Представляется, что покупать эти заводы должны будут регионы за бюджетные деньги.
Объединенная приборостроительная корпорация (входит в Ростех) создает систему контроля и охраны периметров особо важных гражданских и военных объектов. Надо только оформить распоряжение правительства РФ об обязательном использовании этой системы.
Сильным является решение, обязывающее все нефтегазовые и транспортные компании России размещать судостроительные заказы на чудо-верфи завода «Звезда» в Большом Камне.
Можно приводить примеры и далее. Хорошо, что государство помогает предприятиям ОПК. Плохо, что зачастую это приводит к монополизму. А верные друзья монополизма – рост цен и коррупция.
Например, в феврале 2010 года правительство определило «Оборонэнергосбыт» единственным поставщиком для нужд Минобороны РФ. Но Главная военная прокуратура России в июле 2015-го сообщила, что при проверке выполнения госконтрактов на энергоснабжение военных объектов выявлены хищения на сумму почти миллиард рублей. Кроме того, используя липовые договоры с субподрядными организациями о якобы выполненных работах по обслуживанию сетей, злоумышленники похитили из казны более 400 миллионов рублей. По материалам проверки возбуждено уголовное дело.
Концерн ПВО «Алмаз-Антей» в соответствии с указом президента РФ имеет статус единственного поставщика по ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОВД) Российской Федерации (2009–2020)». Однако Счетная палата РФ, проверив эффективность использования средств на выполнение ФЦП, в феврале 2015 года отмечала, что «Алмаз-Антей» с возложенными на него обязанностями не справился. Значительная часть договоров, заключенных с концерном как с единственным поставщиком, фактически реализовывалась субподрядными организациями. Обязательства по разработке проектно-сметной документации концерн выполнял несвоевременно и некачественно. В мае этого года СМИ сообщили, что Счетная палата РФ приняла решение рекомендовать правительству РФ рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего использования ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» в качестве единственного поставщика товаров, работ и услуг программы.
Особенно плох монополизм при создании ВВСТ. Исчезновение конкуренции приводит к снижению качества разработок. Генеральный конструктор АО «НПК «КБМ», доктор технических наук, заслуженный конструктор РФ Валерий Кашин отмечает, что наличие на территории нашей страны сильной фирмы-конкурента, каким для КБМ является, например, Тульское КБП, – это благо. Это не дает успокаиваться. В производстве особо крупных систем страна не всегда имеет возможность держать две фирмы, но в нашей области это возможно. Главное, чтобы конкуренция шла по технике и не был задействован административный ресурс.
Ранее в СССР так и было. Сейчас это не редкость для США. В частности, в интересах ВМС США разработаны два варианта кораблей ближней морской зоны (LCS): Freedom от корпорации Lockheed Martin и Independence от Austal USA. После завершения тендера военные не смогли выбрать победителя и решили заказывать корабли у обеих компаний.
К сожалению, с созданием госкорпораций облегчилось оформление решений, приводящих к монополизму, навязыванию продуктов и услуг. Во-первых, их руководители открывают двери в самые высокие кабинеты. Во-вторых, многое проводится под предлогом поддержки отечественной промышленности. В-третьих, ключевым словом многих решений является «запретить». Для чиновника это безопаснее и легче, чем разрешить. В-четвертых, можно написать главную фразу: расходы федерального бюджета не требуются. Хотя это неполная истина. А как сказал владыка из рассказа Н. Лескова «Человек на часах», неполная истина не есть ложь. Полная же состоит в том, что потом это часто приводит к расходам в регионах и бюджетных организациях. Ведь чтобы они могли приобрести что-либо, на это им должны быть выделены средства.
Представляется, что при такой поддержке необходимость в дополнительном бюджетном финансировании может быть сокращена.
Предложения:
1. При рассмотрении просьб об увеличении финансирования ввести практику заслушивания отчетов ИС, предприятий и организаций:
- о мерах по снижению затрат, в том числе трудоемкости на разработку и производство ВВСТ;
- о результатах внедрения РИД и новых технологий, росте на этой основе эффективности, в том числе производительности труда;
- об использовании дополнительных доходов, когда покупателей обязывают покупать какую-либо продукцию;
- о готовности предприятий и организаций «держаться» в условиях сокращения ГОЗ и объемов финансовой поддержки.
2. Закрепить возможные механизмы повышения заинтересованности исполнителей ГОЗ в снижении затрат и издержек производства, во внедрении РИД и новых технологий в соответствующем документе. Особенно это касается трудоемкости.
В числе таких стимулирующих мер могли бы быть:
- формирование нормативов оплаты труда при выполнении ГОЗ (например на рубль ГОЗ, который оставался бы неизменным в случае фактического снижения предприятиями трудоемкости и затрат);
- сохранение действующих цен (даже если фактическая рентабельность существенно превышает плановую) в случае уменьшения затрат за счет доказанного снижения трудоемкости при использовании новых технологий и внедрения РИД.
3. В 488-ФЗ положение о создании конкурентных условий рассматривать не как задачи промышленной политики (ст. 4), а как меры господдержки (ст. 12).
4. Для повышения ответственности госкорпораций и госзаказчиков за выполнение ГОЗ:
- принять порядок реализации ч. 2, ст. 21 ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» в части субсидиарной ответственности головных организаций интегрированных структур за невыполнение или ненадлежащее выполнение ГОЗ организациями, входящими в соответствующую ИС;
- 275-ФЗ и 488-ФЗ дополнить положениями о том, что в случае срыва сроков или некачественного исполнения ГОЗ проводится расследование с определением причин. При наличии вины госзаказчика или головной организации предприятие-исполнитель от ответственности освобождается. Такие случаи есть и в Роскосмосе, и в Минобороны.
5. Правительству РФ при принятии решений об обязательном использовании производимой кем-либо продукции:
а) ввести обособленный учет прибыли и использования ее части на исследования и разработку новых образцов ВВТ, технологий, материалов.
Указанный порядок можно дополнить положением о том, что предприятия, получившие экспортный ГОЗ, обязаны часть прибыли использовать на выполнение внутреннего ГОЗ. Ввести правило, что такие доходы и расходы подлежат государственному контролю;
б) оценивать не только возможные прямые расходы федерального бюджета, но также и вторичные, на закупку указанной обязательной продукции.
6. Проанализировать причины закрытия ряда проектов. Принять порядок прекращения работ и списания средств.
7. Вменить в обязанность госкорпорациям отвечать на вопросы граждан, как это сделано в отношении федеральных органов исполнительной власти.
8. Вновь избранному составу депутатов обратить внимание на пожелание Д. И. Менделеева «поработать мозгами в Государственной думе, чтобы законами поощрить труд и вызвать порывы долга перед Родиной».
При этом рассмотреть вопрос о повышении роли трудовых коллективов в управлении предприятиями, в том числе:
а) учесть опыт АвтоВАЗа, где коллектив решил выдвинуть в Госдуму мастера цеха монтажа с 27-летним стажем Владимира Держака (инициативу поддержал самарский губернатор Николай Меркушкин);
б) принять порядок внесения в Росимущество предложений о включении в состав органов управления представителей трудовых коллективов;
в) использовать возможности коллективных договоров;
г) проводить встречи работников предприятия с государственными заказчиками, на которых рассматривать пути улучшения взаимодействия.
Например, 23 июня РФЯЦ-ВНИИЭФ посетила представительная делегация Главного командования Военно-морского флота РФ. По итогам встречи представитель ВМФ сказал: «Используя идеи, которые высказали ваши сотрудники, мы подготовим предложения для главнокомандующего».
Представители дальней авиации ВКС России в июне посетили Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев». И в цехах рассмотрели ход выполнения ГОЗ.
Надо, чтобы госзаказчики слышали голос трудовых коллективов. Бывший директор Московского радиотехнического завода Владимир Милованов рассказывал, как Дмитрий Устинов, проводя совещания на заводе, приглашал начальников цехов.
Президент РФ Владимир Путин, выступая 27 июня на съезде «Единой России», произнес: «Убежден, вместе мы справимся с любыми трудностями и задачами, но только в том случае, если будем слышать людей, и только тогда мы сможем решить стоящие перед нами задачи».
Важно, чтобы были механизмы, позволяющие руководителям слышать людей и принимать решения с учетом их мнения.
Источник: http://vpk-news.ru