«Авианосец» на мели
Вместе с Крымом в 2014 году в лоно России вернулся военный объект, имеющий важнейшее значение для обеспечения ее безопасности.
Это находящийся близ города Саки наземный испытательно-тренировочный комплекс палубной авиации (НИТКА).
Здесь готовились к полетам с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» уникальные пилоты. В период безвременья НИТКА оказался на территории соседнего государства, и России пришлось платить за аренду немалые деньги. Когда Крым еще был украинским, в Ейске началось сооружение нового комплекса – задачу подготовки летчиков палубной авиации никто не отменял. Решение о строительстве приняли от безысходности, поскольку Украина перестала выполнять обязательства по межправительственному соглашению о совместном использовании НИТКА.
В 2014 году историческая справедливость восторжествовала, Крым и вместе с ним НИТКА стали российскими, но по чьей-то недоброй воле (не будем все сваливать на прежнее командование ВМФ, это было бы во многом несправедливо) крымский «авианосец» оказался никому не нужным. Поскольку его аналог в Ейске не готов, возникает риск сорвать подготовку молодых летчиков палубной авиации.
Без летной практики
Точки над i в беседе с «Военно-промышленным курьером» расставил представитель ветеранской организации гарнизона Саки Александр Санников, долгие два года боровшийся за спасение НИТКА. Он прослужил здесь в должности старшего инженера почти 10 лет. «Авиация ВМФ получила новые палубные истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР, но они простаивают на аэродроме в Ейске, хотя могли бы второй год осваиваться на комплексе НИТКА в Саках, а к этому лету реально было бы начать полеты с корабля, – отметил собеседник. – К тому же на этих самолетах не полностью проведен цикл испытаний, а для их завершения опять же нужен НИТКА». Но до последнего времени не было ясности относительно перспектив его дальнейшего использования. «В условиях, когда чиновники при погонах и без них не могли принять быстрые и эффективные решения, полигон поддерживался в исправном состоянии только благодаря усилиям обслуживающего личного состава», – посетовал Санников.
“ Комплекс в Саках уверенно приводили в упадок, чтобы доказать: построить в Ейске (восемь миллиардов рублей первая очередь) дешевле, чем возвращать в строй объект в Крыму (около миллиона рублей) ”Он полагает, что до тех пор, пока не готов комплекс в Ейске (а судя по заявлениям должностных лиц, это произойдет лишь в конце 2016 года), в Саках можно и должно было бы проводить подготовку палубных летчиков. Чтобы продлить ресурс оборудования, провести необходимый ремонт систем и участков аэродромного покрытия, потребовалось бы один-два месяца при минимальных расходах, считает собеседник «ВПК».
«За два прошедших года на крымском комплексе работала только одна комиссия Черноморского флота – в ноябре 2015-го. К этому времени НИТКА уже полтора года был российским. А комиссия по своему составу не решала никаких организационных и главное – финансовых вопросов, хотя есть ГОСТ, который регламентирует весь порядок действий по продлению ресурса и вводу в строй подобных объектов. В Минобороны ранее на наши запросы отвечали, что работы по вводу в строй будут выполняться в 2016–2017 годах, финансирование предусмотрено. Как же так: стоимости работ нет, а финансирование предусмотрено?» – недоумевает Санников, подчеркивая, что только представители промышленности и организации-проектанта могут оценить объем предстоящих работ и их стоимость.
«Наш авианосец «Адмирал Кузнецов» после осеннего похода встанет в очередной ремонт. И вновь возникнет проблема летной практики для авиационного крыла. Тем более что большинство «палубников» – люди достаточно «взрослые», средний возраст приближается к 50 годам. А надо готовить молодежь, осваивать новую технику. НИТКА в Саках – идеальное для этого место», – уверен эксперт.
Роза ветров
«Комплекс в Ейске планировалось ввести в строй еще в 2012 году. Теперь это событие перенесено на конец 2016-го. Поэтому в 2014 и 2015 годах «палубники» использовали для тренировок комплекс в Саках. Правда, они решали упрощенную задачу – полеты с касанием палубы и проходы без зацепа за трос аэрофинишера, что не позволило восстановить навыки в полном объеме. Для этого необязательно тренироваться в Крыму. Можно было летать на любом аэродроме, даже в Заполярье. Нарисуй краской полосы на бетонке, поставь корабельную оптическую систему посадки – и вперед. И было бы гораздо дешевле, чем отправлять через всю страну в командировку десятки человек с самолетами. Доучиваться пришлось на корабле, а это удовольствие не из дешевых да и небезопасно», – говорит Санников.
Фото: geo-politica.info«Комплекс в Ейске выполнен почти полностью из бетона, достоверной методики расчета таких конструкций на прочность, тем более на динамические нагрузки нет. А НИТКА в Крыму проектировался ПКБ «Невское», которое создавало все авианосцы СССР, да и строился николаевским ЧСЗ, опять же знающим, как это делается. Все установленное здесь оборудование корабельное, что упрощает восстановление систем судоремонтными заводами Севастополя. К тому же комплекс в Ейске находится в зоне нестабильной погоды, там неустойчивая роза ветров. На время тренировок «палубников» придется ограничивать полеты самолетов из гражданского аэропорта, находящегося рядом. Новые аэрофинишеры не проходили летные испытания, их придется тестировать на месте, а сколько это продлится и чем завершится, неизвестно. Комплекс в Саках лишен перечисленных недостатков. О его надежности говорит тот факт, что с начала использования – с 1984 года на нем не было ни одного летного происшествия, – сравнивает два комплекса Санников. – К тому же в Саках хороший жилой городок, который любят летчики. Сам аэродром первого класса, на полигоне готовые помещения, есть резерв мощности для отработки новых технических устройств, которые планируется использовать на перспективном авианосце и, в частности, электромагнитных катапульт».
Есть предположение, что до настоящего времени комплекс в Саках уверенно приводили в упадок и всеми силами пытались доказать, что построить в Ейске (восемь миллиардов рублей первая очередь) дешевле, чем возвращать в строй объект в Крыму (около миллиона рублей).
По оценке Санникова, такая ситуация сложилась из-за того, что «комплекс в Саках подчинили Черноморскому флоту и Южному военному округу, которым НИТКА не нужен: он не выполняет задачи в интересах ЧФ и округа. Он также не попал в ведение ответственного за полигоны подразделения Минобороны, а комплекс в Ейске подчинен Главному штабу ВМФ, поэтому и внимание только ему».
Существуют как минимум три версии того, почему комплекс НИТКА оказался в пасынках у Минобороны, иронизирует эксперт: «К числу сторонников первой версии относятся те, кто не верит в окончательное возвращение Крыма в Россию. По их логике, зачем в этом случае вкладывать средства? Да и под санкции попасть можно. Вторые говорят, что все делалось специально, чтобы сначала комплекс разворовали, а затем сказать, что его восстановление невозможно, и пустить территорию (500 метров от береговой черты) под продажу. Третья версия банальна в своей простоте: в Ейске осваиваются огромные средства – миллиарды. А в Саках необходимо минимальное финансирование. Это никому неинтересно».
Санников предполагает, что отсутствие должного внимания со стороны военных к проблемам комплекса НИТКА в Крыму может привести к тому, что авианосец «Адмирал Кузнецов» скорее всего отправится в запланированный на осень этого года дальний поход с авиакрылом усеченного состава.
«Летный состав недавно сформированного 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка только что начал полеты с аэродрома 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава авиации ВМФ на новых МиГ-29КР и МиГ-29КУБР. Однако НИТКА в Ейске, возможно, будет готов к полетам только в конце года. Поэтому есть вполне обоснованные опасения в том, что к выходу корабля пилоты этого полка не успеют пройти все необходимые подготовительные процедуры», – предупреждает собеседник.
Как известно, на этот поход планировалось «посадить» на авианосец 279 и 100-й отдельные корабельные истребительные авиаполки. На вооружении 279-го находится десяток самолетов Су-33 и Су-25УТГ.
Главкому с надеждой
По словам Санникова, «есть информация, что для выполнения полетов летчиков авиации Северного флота в мае-июне этого года аэрофинишеры будут допущены к работе (то есть посадки начнут выполняться с зацеплением за трос) на определенное количество циклов».
«Почему планируется продление ресурса по циклам, а не по срокам эксплуатации (технический ресурс по циклам выработан менее чем на пять процентов, а ресурс по срокам истек)? Второе: чем обосновывается это количество? Кто-то проводил расчеты или испытания? Если да, где протоколы? Почему в 2014 и 2015 годах полеты выполнялись без зацепления за трос? И главное: кто разрешил нарушать Госстандарт по продлению ресурса?» – задается вопросами ветеран.
В итоге, по его оценке, «Адмирал Кузнецов» может выйти в море неготовым к выполнению задач в полном объеме. В этом случае пилоты 100-го авиаполка смогут впервые сесть на авианосец лишь в 2019 году.
Свою озабоченность ветеран изложил в многочисленных письмах по инстанциям. Долгое время в ответ получал то, что называется отписками. В одной из них, копия которой имеется в распоряжении «ВПК», в частности, говорится: «ВМФ заинтересован в восстановлении работоспособности комплекса, но на сегодня это не является первостепенной задачей». А как же без наземного тренажера готовить молодых летчиков и поддерживать форму асам?
Возможно, лед тронулся с назначением на пост главкома ВМФ России адмирала Владимира Королева. Он нашел время лично ответить ветерану. Главное из письма: «Все решения о сохранении комплекса НИТКА и восстановлении его техсостояния в Минобороны России приняты... Уже в текущем году на комплексе спланированы полеты корабельной авиации». Подтверждение этому намерению – сообщение о перелете 279-го авиаполка в Крым для прохождения подготовки к дальнему походу «Адмирала Кузнецова».
Чтобы намерение нового главкома ВМФ относительно крымского комплекса не осталось на бумаге, в первую очередь, считает Александр Санников, необходимо назначить межведомственную комиссию с привлечением специалистов от проектанта и промышленности для оценки технического состояния НИТКА, определения источников финансирования и выработки концепции дальнейшего использования.
И все равно остается открытым вопрос: а что с летчиками 100-го авиаполка, не отправится ли авианосец в поход без них?
Источник: http://vpk-news.ru