Виток реформы космической отрасли: Роскосмос будет госкорпорацией
22 янв, 2015 0 Комментариев 20 Просмотров

Виток реформы космической отрасли: Роскосмос будет госкорпорацией

МОСКВА, 21 янв — РИА Новости. Реформа российской ракетно-космической отрасли вышла на новый виток: федеральное космическое агентство Роскосмос уходит в историю, ее сменит одноименная государственная корпорация. Этот шаг призван объединить и сделать более эффективными усилия государства и бизнеса для решения накопившихся в отрасли проблем.

Президент России Владимир Путин в среду сообщил, что поддерживает предложение правительства РФ о реформировании Роскосмоса и создании госкорпорации путем слияния с Объединенной ракетно-космической корпорацией (ОРКК).

Планируется, что у руля ГК "Роскосмос" встанет нынешний директор ОРКК Игорь Комаров, а руководитель космического агентства Олег Остапенко возглавит совет директоров одной из холдинговых компаний в составе госкорпорации.

По модели Росатома

На встрече с главой государства в среду премьер-министр Дмитрий Медведев предложил создать "космическую" госкорпорацию.

"Некоторое время назад мы подготовили предложения о создании целого ряда новых структур помимо Роскосмоса, в частности Объединенной ракетно-космической компании в форме акционерного общества. Она работает, но тот опыт, который был наработан, скажем так, за последнее время, показывает, что проблемы в отрасли все-таки более серьезные, более сложные, и для этого необходимо сконцентрировать усилия государства и бизнеса несколько иначе — так, как когда-то было сделано по линии атомной промышленности", — сказал Медведев.

По его словам, предложение правительства заключается в том, чтобы создать новую госкорпорацию "Роскосмос". В качестве модели для нее возьмут государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом".

"При этом, конечно, речь не идет о том, чтобы в очередной раз умножать количество государства, но в данном случае речь идет о том, чтобы рационализировать систему управления. Такая система управления, как в Росатоме, доказала свою эффективность применительно к выполнению важнейших государственных задач", — отметил премьер.

По его словам, новая госкорпорация объединит в себе, с одной стороны, управленческие функции, а с другой стороны — хозяйственные функции, что позволит решать "очень сложные, многоплановые задачи, которые стоят перед космической отраслью".

Путин поддержал это предложение. "Мне кажется, что это правильное предложение, идея правильная. Имея в виду, что это (Роскосмос) не просто отдельное какое-то предприятие и даже не отдельное направление научной, либо какой-то специальной практической деятельности. Ракетно-космическая отрасль интегрирует в себе огромное количество направлений и в науке, и в производстве. Это большие производственные коллективы, и задачи разноплановые — и в области обороны, и в области коммерческого космоса. Поэтому здесь, так же как мы сделали в атомной отрасли, наверное, будет оправданным применение таких инструментов", — сказал президент.

Правительство представит президенту соответствующий законопроект, пообещал премьер. Главой госкорпорации Медведев предложил назначить нынешнего директора ОРКК Игоря Комарова. По словам премьера, нынешний глава Роскосмоса Олег Остапенко сможет возглавить совет директоров одной из холдинговых компаний, которая будет работать в структуре госкорпорации.

Новая старая идея

Реформа российской ракетно-технической отрасли началась в 2013 году на фоне кризиса, сопровождавшегося, в частности, рядом аварий при запусках космических аппаратов. Тогда обсуждались разные варианты структурных изменений в отрасли. Идея создания госкорпорации на базе Роскосмоса высказывалась бывшим главой космического агентства Владимиром Поповкиным. Но это предложение не получило поддержки рабочей группы кабинета министров.

В результате была создана Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), куда вошли предприятия отрасли, а за Роскосмосом оставались отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры.

Несмотря на начавшуюся реформу, космическую отрасль продолжали преследовать неудачи. В июле 2013 года ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М", стартовавшая с Байконура, упала на первой минуте старта и взорвалась на территории космодрома. Выяснилось, что авария произошла из-за того, что технолог неправильно установил датчики угловых скоростей на ракете, перевернув их вверх ногами.

Менее чем через год, в мае 2014 года, случилось еще одно крупное ЧП. Тогда с Байконура стартовал "Протон-М" с самым мощным российским спутником связи "Экспресс-АМ4R". В полете разрушилась третья ступень ракеты с разгонным блоком "Бриз-М", и космический аппарат не был выведен на орбиту. Причиной ЧП стало разрушение подшипника турбонасосного агрегата рулевого двигателя третьей ступени "Протона-М".

Кризисная ситуация сложилась и на ряде ведущих предприятий отрасли. Так, было признано, что Центр имени Хруничева находится в очень тяжелой финансовой ситуации, для выхода из которой понадобится программа оздоровления, которая должна быть принята на уровне правительства страны. На пост главы Центра Хруничева был назначен экс-президент компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Андрей Калиновский.

Кадровые перемены коснулись и другого крупного предприятия — РКК "Энергия". Пост его главы покинул Виталий Лопота, вместо него пришел Владимир Солнцев, ранее возглавлявший НПО "Энергомаш".

Отстает от графика строительство на Дальнем Востоке нового стратегически важного российского объекта, космодрома "Восточный".

Мнения экспертов

Слухи о возможном создании госкорпорации вместо нынешнего Федерального космического агентства усилились в последние месяцы. В конце декабря ряд СМИ сообщал, что Роскосмос в ближайшее время может прекратить свое существование, а его функции будут переданы ОРКК и специализированному департаменту Министерства промышленности и торговли.

Решение о создании новой космической госкорпорации в России напрашивалось давно, считает первый зампред думского комитета по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

"Такое решение напрашивалось давно. Неудачи последних лет показывали, что острота накопившихся организационных, технических, финансовых и кадровых проблем неуклонно нарастала, а разделение функций заказчика и исполнителя космических программ ее не снимало", — сказал Гутенев журналистам.

По его мнению, стала очевидной необходимость консолидации усилий для проведения единой технической политики, выбора приоритетов при распределении финансовых потоков, повышения отдачи от реализации научно-технических программ в космосе, укрепления дисциплины и кадров.

"Кроме того, имеются достаточно серьезные предположения не только о неэффективном использовании бюджетных средств, но и не исключена серьезная коррупционная составляющая", — отметил Гутенев. По его мнению, политико-экономические события прошлого года повысили актуальность этих вопросов.

Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков сомневается, что новые изменения сразу принесут желаемые плоды.

"Мы пока еще не до конца создали Объединенную ракетно-космическую корпорацию, процесс ее создания продолжается, он только в течение этого года должен был завершиться. Я не думаю, что если мы сейчас создадим госкорпорацию, она тут же начнет эффективно работать", — сказал Железняков РИА Новости.

Источник: http://www.rian.ru/