Главарь в кустах
03 авг, 2017 0 Комментариев 1 Просмотров

Главарь в кустах

Киевские «политологи», наводнившие российские телеканалы, с пеной у рта пытаются доказать, что «фашизма в Украине нет», это все кремлевская пропаганда. Но как быть с лозунгом, который с утра до вечера выкрикивают не только радикалы, но и политики: «Україна понад усе!», аналогом гитлеровского «Deutschland uber alles» («Германия превыше всего!»)?

На возрождение украинского нацизма в Европе, «оплоте западной демократической цивилизации», долго не реагировали. Молчание неожиданно нарушила Польша. Министр иностранных дел Витольд Ващиковский заявил: «Украине с Бандерой и иными героями ОУН-УПА не видать Евросоюза как своих ушей». Наконец-то вспомнили о «Волынской резне», когда эти самые «герои» тысячами уничтожали этнических поляков, проживавших в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

Главный ее организатор – Дмитрий Клячкивский. Свидомые псевдоисторики пафосно называют его «украинским политическим и военным деятелем». На самом деле он оголтелый националист, убийца и садист, ярый сторонник этнических чисток. Его родина – Тернопольщина, часть антирусской Галичины, городок Збараж.

Клячкивский вырос в семье провинциального банковского служащего. Успешно окончил гимназию и будто бы даже юридический факультет Львовского университета. Два года отслужил в польской армии старшим стрелком, затем работал в кооперативных структурах Галичины.

“ Одним из чудом выживших оказался двухлетний Мирослав Гермашевский – будущий первый космонавт Польши ”

Его кумиром стал Степан Бандера, террорист, идеолог украинского нацизма, чье кредо – «установление преимущества для своей расы, своих обычаев, своей веры и борьбы». Клячкивский вступает в Организацию украинских националистов (ОУН), берет партийную кличку Билаш – светловолосый. Кстати, кличек у него было много: Охрим, Щур, Роман, несколько позже появилась вычурная Клим Савур.

В 1937-м Билаш попадает в польскую тюрьму за экстремизм, антигосударственную деятельность и организацию мятежа, но за недостаточностью улик выходит на свободу. Урок не пошел впрок. Клячкивский становится одним из руководителей подпольной сети ОУН в Галиции, вербует молодежь, является львовским руководителем националистического объединения «Юнацтво» и полувоенизированной-полуспортивной организации «Сокол». В 1941-м оказывается в поле зрения советских спецслужб – теперь за подготовку антисоветского выступления. Следуют арест и приговор: 10 лет заключения. Но когда гитлеровцы вторглись на Украину, Клячкивский оказывается на свободе и, судя по всему, уже под опекой германских спецслужб. Удостаивается чина обер-лейтенанта, а затем и гауптмана абвера. В 1942-м – командир ОУН(Б) (то есть сторонников Бандеры) на северо-западных украинских землях, а затем и «главный командир» УПА в чине майора под кличкой Клим Савур.

Была на Донетчине древняя легенда о храбром казаке Климе Сауре (Савуре) – руководителе сторожевой сотни, чей пост располагался на высоком кургане. Он погиб в битве с кочевниками, а курган назвали Саур-Могила. Бандеровец Клячкивский испоганил героическую историю.

«Повстанцы» на службе вермахта

Главарь в кустахФото: artyushenkooleg.ru

Армию головорезов УПА Клячкивский объединял террором и физическим уничтожением несогласных. Первым он устранил неугодного начальника краевого штаба УПА Василя Ивахова по кличке Сом. Затем разоружил отряды УНРА менее радикального Тараса Бульбы (Боровца), которые подчинялись правительству Украинской народной республики в изгнании. Жену Бульбы Анну и командиров разного ранга передали в службу безопасности, где после жестоких пыток убили.

Вскоре Клячкивский подмял отряды, подчинявшиеся старейшему украинскому националисту Андрею Мельнику, который был офицером корпуса сечевых стрельцов в составе австрийской армии, а у немцев являлся агентом абвера под кличкой Консул-1.

В апреле-мае 1943-го эти отряды уже официально именуются Украинской повстанческой армией. Создана головная команда УПА под началом Клячкивского.

Новоявленные украинские летописцы активно продвигают версию о том, что УПА якобы сражалась с гитлеровскими захватчиками, а при приближении Красной армии «повстанцы» даже получили инструкцию не выступать против нее. Но архивные документы говорят об обратном: националисты активно готовились к террору в тылу наступающей РККА. Уже 2 апреля 1944 года Клячкивский через абвер-команду немецко-фашистской группы армий «Северная Украина» предложил координировать борьбу с советскими войсками и предоставлять вермахту развединформацию. Также просил выделить его отрядам 20 полевых и 10 зенитных орудий, 500 автоматов, 250 тысяч патронов, 10 тысяч гранат и другое вооружение.

Еще один убедительный документ – доклад начальника Управления внутренних войск НКВД Украинского округа генерал-лейтенанта М. П. Марченкова лично командующему 1-м Украинским фронтом маршалу Г. К. Жукову от 1 мая 1944 года о результатах только одной операции по ликвидации банд ОУН в Кременецких лесах Ровенской области: «Захвачены трофеи: пушек – 7, станковых пулеметов – 5, ручных пулеметов – 43, минометов – 15, автоматов – 31, винтовок – 298, противотанковых ружей – 6, патронов – 45 тысяч, мин к минометам – 539. Кроме этого, обнаружен один исправный самолет У-2».

Что должна помнить Польша

Главарь в кустах

В 1943 году Савур как главный организатор и руководитель этнической чистки от неукраинцев отличился серией карательных акций, получивших название «Волынская резня». 10 июля в селе Кустище был зверски убит посланник польского правительства Зигмунд Рамел, которого разорвали, привязав к лошадям. В тот же день началась резня. По различным данным, общее число жертв составило от 60 до 100 тысяч человек, в основном поляков. А 11 июля 1943 года вошло в историю одним из самых кровавых преступлений украинских националистов. Тогда отряды УПА под командованием Савура оцепили сотни польских сел и деревень на Волыни и зверски убили всех жителей. Спаслись единицы. Одним из чудом выживших оказался двухлетний Мирослав Гермашевский – будущий первый космонавт Польши, которого мать сумела унести, убежав лесом от опьяненных кровью головорезов.

Террор против польского населения продолжался и весь 1944 год. Обратимся к архивным документам – оперсводке штаба 17-й бригады ВВ НКВД от 1 декабря 1944-го о зверской расправе националистов над мирным населением Львовской области: «В ночь на 30.11.44 г. банда неустановленной численности произвела нападение на с. Сьцянка. Сожжено 30 строений, убиты 15 чел. жителей, преимущественно поляков. Нападение сопровождалось дикими зверствами – в горящие дома бандиты бросали раненых жителей и детей».

После того как одна из савуровских банд из засады обстреляла кортеж командующего 1-м Украинским фронтом и смертельно ранила генерала армии Н. Ф. Ватутина, для агентурно-оперативной работы по борьбе с УПА в Ровенской, Волынской и Тернопольской областях создается единый руководящий штаб во главе с опытным чекистом – заместителем наркома внутренних дел УССР генерал-лейтенантом Т. А. Строкачем. Его помощник – начальник ВВ НКВД Украинского округа генерал-лейтенант Марченков – бывший командир дивизии имени Дзержинского, офицер с многолетним стажем службы в войсках ВЧК-ОГПУ-НКВД. Тандем оказался весьма эффективным. И уже к февралю 1945 года получен существенный результат – Клячкивский нейтрализован (на языке спецслужб).

В докладе Марченкова об успешно проведенных операциях против банд националистов в Ровенской и Волынской областях с января по март 1945 года говорится: «Уничтожено и захвачено большое количество руководящего состава ОУН и УПА. Обезглавлено руководство УПА – убит главнокомандующий Клим Савур и захвачен командующий западной группой УПА Рудый».

К слову, Клячкивского сдал с потрохами, надеясь на снисхождение, верный помощник Рудый. Из протокола его допроса: «Месторасположение указанного дома я хорошо знаю и безошибочно могу его указать. Вторая хата, где я ночевал с Климом Савуром, находится в южной части Оржевских хуторов».

На основе этих показаний была спланирована операция, к проведению которой привлекли нескольких сотрудников Клеваньского райотдела НКГБ Ровенской области и разведывательно-поисковую группу 233-го отдельного стрелкового батальона войск НКВД под командованием старшего лейтенанта Хабибуллина. Это только в больном воображении бандеровских летописцев против «повстанцев» бросили стрелковую бригаду в полном составе.

Операция была скоротечной: одна из групп под командованием старшего сержанта Демиденко наткнулась на скрывавшихся в густом кустарнике боевиков. На предложение сдаться те открыли огонь. Завязалась перестрелка. Бандитов уничтожили ответным огнем. В одном из них был опознан Клячкивский.

Николай Сысоев,
военный историк, полковник

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация