Черный страж Арктики
17 янв, 2014 0 Комментариев 114 Просмотров

Черный страж Арктики

Черный страж Арктики

Запад бьет тревогу: Россия вырвалась вперед в технологиях подводных лодок


В газетах врать не будут

С принятием на вооружение новейшей многоцелевой атомной подлодки "Северодвинск" (серия "Ясень") Россия вышла вперед в подводных технологиях, пишет The Sunday Times.

"Подходящие к концу тестовые плавания подлодки "Северодвинск" означают, по мнению ряда экспертов, что Россия вырвалась вперед в подводных технологиях", - отмечает издание. По его данным, уже предстоящей весной будет завершена опытная эксплуатация этой подлодки, она заступит на боевое дежурство в Арктике.

"Новый российский подводный флот будет располагать 8 подлодками серии "Ясень", каждая из которых имеет 24 крылатые ракеты большой дальности "Гранат" с боеголовкой в 200 килотонн, - пишет газета. - Технические показатели новой подводной лодки таковы, что ее почти невозможно обнаружить в Мировом океане, что делает "Северодвинск" практически неуязвимой перед лицом новейших систем противолодочных вооружений".

"В первую очередь появлением новой российской подлодки обеспокоены США, - цитирует издание слова источника из разведслужб. - Мы не знаем и половины того, что находится на борту "Северодвинска".

Приятно читать. Давно наш подводный флот не хвалили.


Я спросил у "Ясеня"


В самый канун Нового года - 30 декабря - на Северном флоте прошло рубежное, без преувеличений, событие, в предпраздничной суете не получившее должного освещения в прессе. Головная многоцелевая АПЛ 4-го поколения К-560 "Северодвинск" была передана ВМФ для опытной эксплуатации.

Судьба "Ясеня", так называется проект 885, складывалась непросто, но весьма символично. Задуманный в СССР, заложенный в самое непредсказуемое для России время, проект пережил приватизации, реформации, дефолты и был воплощен в металл, став по реализованным в нем характеристикам лучшим подводным крейсером планеты. А это значит - надежда на технологический прорыв совсем не утопия.

Техзадание на проект 885 предусматривало создание субмарины, которая ни в чем не должна была уступать американской серии Seawolf - подлодкам 4-го поколения, которые в США вводили в строй в конце 1980-х. Наши лодки должны были не только гарантированно уничтожать любую вражескую эскадру, но и надежно прикрывать стратегические субмарины в местах их боевых дежурств от тех самых заокеанских "морских волков". Разработчики с задачей справились.


17 лет без побед


Проект 885 был завершен в ленинградском КБ подводного судостроения (сейчас - Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит") к 1990 году. Лодка имела выдающиеся на то время характеристики. В проекте она оказалась менее шумной, чем "Морской волк", имела более мощное вооружение и большую глубину погружения - приближающуюся к 1 км (и это со стальным корпусом!). Многие решения при ее постройке были применены впервые. СССР реально мог получить практически неуязвимую атомную субмарину. Новая лодка должна была стать единой, заменив все многоцелевые АПЛ проектов 671, 705, 945, 971, 949А. И тут Союз рухнул.

Тем не менее 21 декабря 1993 года проект 885 под заводским номером 160 заложили на Северодвинском машиностроительном предприятии. Назвали лодку в честь города, где она строилась. Сначала не было денег, потом появились рыночные законы, требовавшие искать наиболее дешевых поставщиков, было много других проблем, которые, казалось бы, должны были объективно похоронить весь проект 885 еще в прошлом веке.

Но "Северодвинск" не только выжил, он был построен, став лучшим в своем классе. 15 июня 2010 года первую многоцелевую АПЛ 4-го поколения торжественно спустили на воду. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на ходовые испытания. И вот 30 декабря 2013 года она передана ВМФ в опытную эксплуатацию.

Субмарина строилась 17 лет! И что удивительно, морально не устарела. В российском "Северодвинске" не удалось реализовать многое из того, что предполагалось в советском проекте "Ясень". С другой стороны, кораблестроители смогли внедрить те ноу-хау, которые были немыслимы в начале 1990-х. Невзирая на все огрехи, лодка К-560 получилась очень даже современным подводным кораблем.


Грозная сила


Вот лишь некоторые характеристики из открытых источников.

Подводная скорость - 35 узлов, глубина погружения - 700 метров (не километр, но все-таки), автономность плавания - 100 суток, экипаж - 90 человек (32 офицера).

10 торпедных аппаратов калибра 533 мм расположены под углом побортно в районе рубки и ограждения выдвижных устройств. За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 ракеты. Возможность комбинирования ракетного вооружения дает гибкость в выполнении боевых задач - от поражения наземных целей до борьбы с субмаринами и уничтожения всех типов надводных кораблей сверхзвуковыми противокорабельными ракетами и торпедами. Лодка имеет активно-пассивную противоторпедную защиту и мощный комплекс ПВО.

Впрочем, перечисленное вооружение, взятое из открытых источников, отнюдь не определяет истинную ударную мощь "Ясеня". Она гораздо выше. Используя терминологию, принятую в авиации, можно утверждать, что "Северодвинск" - это субмарина не 4-го поколения, а 4 - почти 5-го. Намного опередили мы американцев, даже с учетом всех разрух.


Что впереди?


Вторая подлодка этой серии, "Казань", которая будет строиться по более совершенному проекту 885М с учетом опыта, накопленного за минувшие годы, заложена летом 2009 года, ее передача флоту запланирована на 2015 год. Третью лодку под названием "Новосибирск" заложили в 2013 году. До 2020 года ВМФ должен получить не менее 8 подлодок проекта "Ясень".

Новые лодки спроектированы, построены и строятся с учетом их действий в арктических широтах. Их корпуса покрыты синтетическим материалом нового поколения, окрашенным в черный цвет. Это покрытие не только снижает акустическую заметность субмарины, но делает ее почти невидимой также в радиолокационном и тепловом диапазонах.

В ближайшей перспективе нашим АПЛ вряд ли предстоит охотиться на авианосцы НАТО. Субмарины проекта "Ясень", скорее всего, станут охранять акваторию Северного ледовитого океана. Задача эта непростая, так как гидрология в районе Арктики очень сложная - там месиво из ледовой крошки и постоянно меняющаяся разница температур слоев воды, часто толщиной в несколько метров. Бывает, субмарины, идущие на расстоянии ста метров, "не видят и не слышат" друг друга.

Решение было найдено в создании уникального и чисто русского программного обеспечения работы гидроакустических комплексов. "Северодвинск" - первая субмарина в мире, которая видит в арктической подводной каше почти все.



Сергей Птичкин

Источник: http://www.rg.ru/

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация