Подвижность, доступность, возможности
Стратегическая мобильность и экономическая эффективность – вот основные причины продолжающегося спроса на бронированные разведывательные машины в конфигурации 4x4.
Посмотрим на состояние рынка в этой области. Канадская армия в настоящее время проводит испытания новой тактической бронированной патрульной машины TAPV (Tactical Armoured Patrol Vehicle) на базе канадской армии в Квебеке, сообщает Land Warfare International.
В июне 2012 года правительство выбрало конфигурацию 4x4 на базе бронетранспортера Commando Elite разработки компании Textron Marine and Land Systems с целью соответствия потребностям армии в 200 разведывательных машинах и 300 машинах общего назначения.
Видеопрезентация бронированных машин серии COMMANDO от компании Textron Marine and Land Systems с русскими субтитрами
«Акцент делается на защите, подвижности и огневом могуществе, - сказал Рон Джонсон, заместитель руководителя проекта TAPV. - TAPV - это чрезвычайно защищенная машина. Она также имеет превосходную подвижность на различных рельефах, плюс со своим сдвоенным боевым модулем [DRWS], впервые установленным на действующей машине, она также имеет превосходное огневое могущество».
Суровые испытания
Прототипы TAPV будут испытываться до апреля 2014 года на различных типах местности, начиная с дорог с покрытием и, кончая непроходимой местностью, в зимних и умеренных условиях для того, чтобы подтвердить надежность и долговечность машины и определить наилучший режим обслуживания. Солдаты из 5-ой канадской механизированной бригады также испытывают боевой модуль и проверяют возможности наблюдения, заявленные для машины TAPV.
«Отзывам пользователей мы уделяем пристальное внимание, ведь это способствует дальнейшему улучшению конструкции, характеристик и удобства обслуживания конечного изделия, – продолжил Джонсон. - С целью продолжения испытаний замечания и общие отзывы от солдат мы будем принимать ежедневно».
В Абердинском испытательном центре американской армии в Мериленде проводятся квалификационные испытания по проверке подвижности TAPV и ее характеристик, параметров боевого модуля, интеграции эргономических и коммуникационных систем. Работы включают также противовзрывные испытания мин и СВУ моделируемого корпуса.
Разведывательный вариант будет перевозить экипаж 4 человека и сиденье для дополнительного пассажира, в то время как универсальный вариант будет иметь экипаж три человека и сможет перевозить четверо полностью экипированных солдат.
Боевой модуль M153 Protector (CROWS II) от компании Kongsberg |
Источник: Военное обозрение |
TAPV будет вооружен дистанционно управляемым боевым модулем Protector от Kongsberg – новым вариантом широко распространенной системы Protector, разработанной для этого проекта
Сдвоенный ДУБМ (Дистанционно Управляемый Боевой Модуль) (фото вверху) может быть вооружен двумя типами оружия, например 40-мм автоматическим гранатометом и 7,62-мм пулеметом и отличается двойным режимом пользовательской функциональности и наблюдения.Protector DRWS будет изготавливаться на канадском заводе компании в Онтарио.
Машины TAPV будут стоять на вооружении разведывательных взводов мотопехотных батальонов и семи разведывательных дивизионов, где они будут работать вместе с 66 машинами LAV 8x8 в варианте разведки и наблюдения вариантами, которые модернизируются компанией General Dynamics Land Systems – Canada как часть модернизационной программы LAV Up армейского парка машин LAV III.
Бронеавтомобиль VBR компании Panhard Defense |
Источник: www.arms-expo.ru |
В машине VBR от Panhard Defense сочетаются проходимость VBL и большая полезная грузоподъемность
У власти
Компания Textron описывает Commando Elite как «максимальный комплект» мобильности, летальности и живучести в семействе машин Commando, которое также включает варианты Advanced и Select. Начиная с 2000 года, компания изготовила более 3000 вариантов M1117 Guardian Armored Security Vehicles и M1200 Armored Knight оба базирующиеся на Commando Advanced. Разработанный для соответствия требованиям военной полиции на M1117 установлена однометсная башня Textron вооруженная 40-мм автоматическим гранатометом MK19 Mod 1 и крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом M2. M1200 в составе групп боевого наблюдения полевой артиллерии и групп обнаружения за лазерным излучением. Зарубежные покупатели серии машин Commando включают Афганистан, Колумбию, Ирак, Малайзию, Саудовскую Аравию, Тайвань и Таиланд. С 2011 года компания Textron получила подряды от армейского контрактного управления на изготовление 634 подвижных ударных машин MSFV (Mobile Strike Force Vehicles),на базе Commando Select для афганской национальной армии. Начальные серийные варианты включают MSFV с закрытой башней, MSFV с комплектом комплект защиты стрелка (Objective Gunner’s Protection Kit) и санитарную версию MSFV.
Еще один основной игрок на рынке 4x4 это компания Iveco Defence Vehicles. С 2005 компания продала более 4000 легких многоцелевых машин 4x4 Light Multirole Vehicle (LMV) покупателям в 10 стран, начиная с британской и итальянской армий (401 и свыше 2000 соответственно), а также Австрии (150), Бельгии (440 плюс опцион), Хорватии (10), Чешской республике (170), Норвегии (170), России (свыше 358), Словакии (10) и Испании (270).
Норвегия осталась довольна характеристиками LMV в Афганистане и заказала четвертую партию (62 машины) в январе 2013 года. Как и для более ранних платформ армия имеет выбор установки либо пулемета со стрелком, либо ДУБМ Kongsberg Protector.
Набор характеристик LMV с самого начала разрабатывалась для того, чтобы машина имела хорошую внедорожную проходимость и высокие уровни броневой защиты, могла бы выполнять самые разнообразные задачи, регулярно выполняемые легкими машинами общего назначения. Она отличается защищенной капсулой экипажа, V-образным корпусом и многослойной деформирующейся структурой днища для отражения и поглощения энергии минных взрывов. Система модульного бронирования позволяет устанавливать дополнительную защиту с целью повышения общего уровня с STANAG Уровень 1 до Уровня 4. LMV доступна как с короткобазной, так и в длиннобазной конфигурации. С целью удовлетворения требований покупателей развертывается всё большее количество специальных вариантов.
LMV постоянно модернизируется. Компания Iveco разработала полностью цифровую, электронную архитектуру на базе шины CAN, которая была интегрирована в новейший вариант LMV Digital. Основываясь на открытой архитектуре, она упрощает интеграцию сенсоров и других специализированных систем. Она также упрощает управление данными и энергопотреблением, и кроме того значительно увеличивается объем информации в реальном времени, доступный для экипажа. Платформа оборудована регистратором событий и системой автоматического управления поворотом.
Вдобавок, машина имеет более высокие уровни защиты от СВУ, лучшую эргономику и большую полезную грузоподъемность, достигаемую за счет снижения собственной массы машины и увеличения ее полной массы. Австралийская армия подписала контракт с Iveco на 150 LMV Digital в семи различных конфигурациях и соответствующую логистическую поддержку. Усовершенствования новейших серийных машин включают улучшенную эргономику, дополнительное повышение высоты крыши на 40 мм и больший внутренний объем.
На выставке DSEI в сентябре 2013 года компания Iveco показала новый вариант LMV разведки ОМП, оборудованный удаленной системой обнаружения химических веществ и контроля качества воздуха, системой обнаружения биологического загрязнения, радиационным контролем, метеорологическими измерениями и системой автоматического забора образцов и простановки маркировочных знаков. В качестве варианта на LMV может устанавливаться система предупреждения о лазерном облучении и на крыше система борьбы с взрывными устройствами.
Семейство EAGLE На выставке Eurosatory 2010 компания General Dynamics European Land Systems показала Eagle V 4x4, пятое поколение семейства Eagle. В Eagle 1 использовано шасси и ходовая часть AM General HMMWV, тогда как в Eagle II и III используют шасси и ходовая часть HMMWV Expanded Capacity Vehicle (транспортное средство с повышенной вместимостью).
HMMWV - High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle |
Модель Eagle V, как и Eagle IV, запущенная в серию в ноябре 2003 года, базируется на шасси Duro IIIP. Машина доступна в нескольких конфигурациях: разведывательный, командирский, материального снабжения, обезвреживание взрывоопасных предметов и для задач военной полиции. Защищенная капсула экипажа была спроектирована для снижения передачи энергии за счет разъединения внутренних систем машины и двойного V-образного днища. Модульная модернизируемая система баллистической защиты может справиться с крупными подрывами на СВУ и их высокоскоростными осколками. Система борьбы с РПГ также доступна, она вполне справляется с атаками противотанковых гранат РПГ-7. Все члены экипажа сидят на энергопоглощающих сиденьях, имеющих систему привязных ремней, что еще больше повышает вероятность их выживаемости. Семейство Eagle находится на вооружении армий Дании, Германии и Швейцарии.
С ноября 2008 года немецкая армия купила 473 машин Eagle IV, в массе своей они вооружены ДУБМ FLW 100/200 RWS от Krauss-Maffei Wegmann. В июне 2013 года Германия стала первым подрядчиком по Eagle V после заказа на 100 машин с опционом еще на 76 в конфигурации защищенной командирской машины.
Textron TAPV-H. Источник: defenseindustrydaily.com |
Канадская армия планирует продолжить приемочные испытания новой машины TAPV от Textron Marine and Land Systems вплоть до апреля 2014 года
Немецкий импульс
Основной машиной в немецкой армии является KMW Fennek. Она была разработана в 90-х годах с целью выполнения требований немецкой и голландской армий по транспортировке в самолете C-130 бронированной разведывательной машины 4x4, которая могла бы скорее работать скрытно, а не «воевать» за информацию. В разведывательной конфигурации немецкие машины Fennek вооружены 40-мм автоматическим гранатометом Heckler %26 Koch или 7,62-мм пулеметом, тогда как голландские машины вооружены 12,7-мм пулеметом M2HB. Они также оснащены сенсорным комплектом, устанавливаемым на выдвижную мачту высотой 3,3 метра- в его состав входят тепловизор, дневная камера и лазерный дальномер.
С экипажем три человека – водитель, командир и радиооператор/наблюдатель – Fennek может работать автономно до пяти дней. Голландская армия заказала 202 разведывательных, 78 противотанковых, 18 зенитных установок с ракетами Stinger, 16 артиллерийского наблюдения и 6 контроля воздушного пространства. Германия купила 178 разведывательных, 24 инженерной разведки и 20 машин в варианте объединенного управления огневой поддержкой. Германия получила свои первые машины Fennek в 2003 году и в следующем году развернула свои машины в Афганистане, где они присоединились к голландским Fennek. С 2008 года компании KMW и Rheinmetall Defence сотрудничали по разработке бронированной многоцелевой машины Armoured Multi-Purpose Vehicle (AMPV) в категории по массе 5-9 тонн с целью соответствия требованиям Class 1 и Class 2 по программе бундесвера GFF, в рамках которой разрабатываются защищенные командные и специализированные машины. Здесь нельзя путать с американской программой AMPV.
Семейство AMPV оборудовано прочным усиленным шасси с независимой подвеской колес, длинным ходом пружинной подвески и высоким клиренсом. В семейство входят два типа: меньший вариант AMPV 1 оптимизированный под машину связи и более крупная модель, которая предлагает более высокие уровни защиты и грузоподъемности. Оба типа доступны как патрульные машины с незащищенным днищем в задней части и как транспортер комплекта аппаратуры с упрочненной корпусом по всей длине машины.
ББМ VBL (Vehicule Blinde Leger) |
Источник: Panar |
Французская армия собирается оставить на вооружении Panhard VBL примерно до 2030 года
Специальный вариант Также запланировано создание варианта AMPV 1 «специальный патрульный», который может перевозиться в транспортном вертолете CH-53. По данным производителей, капсула экипажа изготовлена из стали и композиционной брони и «обеспечивает защиту, превышающую текущие требования, а также, что немаловажно, снижение массы». Прототипы AMPV были показаны с ДУБМ FLW 100/200.
Французская компания Panhard Defense изготовила более 1600 машин VBL для французской армии, начиная с 1990 года, а также отправила на экспорт еще 700 машин в 15 стран. VBL была разработана в ответ на требования французской армии в компактном надежном автомобиле 4x4 связи и разведки.
Нынешний серийный стандарт VBL Mk 2 имеет множество улучшений, включая новый более мощный двигатель, защиту от ОМП, лучшую внедорожную проходимость, и при сохранении амфибийных характеристик прежних вариантов VBL. В 2009 году 20 машин VBL Mk 2 с установленным 12,7-мм ДУБМ были поставлены министерству внутренних дел Кувейта для патрулирования и задач наблюдения.
Машина VBL доступна длиной 3,8 м (стандартно) и в удлиненном варианте 4 метра. В зависимости от конфигурации она вмещает до 4 членов экипажа. С целью соответствия требованиям заказчиков, желающих иметь сравнимую подвижность с VBL в сочетании с большей грузоподъемностью и объемом, компания Panhard предлагает 10 тонную машину VBR. Она может быть сконфигурирована как разведывательный и патрульный вариант, установка вооружения для зенитного и противотанкового вооружения или легкий БТР для перевозки до 10 человек личного состава. VBR может оборудоваться баллистической защитой STANAG 4569 Уровень 2-4 и противоминной защитой Уровень 2A/2B.
В разведывательных подразделениях французской армии около 900 машин VBL работают вместе с 256 машинами Nexter AMX-10RC 6x6, вооруженными 105-мм пушкой, и 110 машинами Panhard ERC 90 Sagaie 6x6, вооруженными 90-мм пушкой. Бюджетные сокращения вынудили армию отложить до 2018 года постановку на вооружение новой машины EBRC взамен AMX-10RC и ERC 90, тогда как машина VBL не будет заменяться многоцелевой машиной боевой поддержки VBAE в бронетанковых и разведывательных подразделениях вплоть до 2025-2030 годов.
Бронеавтомобиль ERC-90. Источник: Военное обозрение |
Проект CRAB
На выставке Eurosatory 2012 компания Panhard показала свой демонстрационный образец боевого бронированного разведывательного багги CRAB 4x4 (Combat Reconnaissance Armoured Buggy) в качестве возможного решения в рамках требований VBAE. На нее была установлена дистанционно управляемая башня от Cockerill с 25-мм пушкой ATK M242 Bushmaster. В башню можно установить и другое вооружение калибром до 30 мм, например 40-мм систему телескопических боеприпасов CTA 40mm от компании CTA International.
Модификация боевого модуля Cockerill Protected Weapon Station (CPWS) производства бельгийской компании Cockerill Maintenance %26 Ing%26#233-nierie была установлена на прототип Panhard Crab показанный на выставке Eurosatory 2012 |
Источник: Оружие России |
Три члена экипажа новой машины CRAB размещаются в бронированной капсуле, которая может конфигурироваться для обеспечения баллистической защиты STANAG 4569 Уровень 2-4 и противоминной защиты Уровень 3A/B. Машина может менять направление на высокой скорости, двигаться «как краб» и поворачивать в круге диаметром 10 метров. Она весит около 8 – 10 тонн в зависимости от установленного вооружения, а компактная конструкция позволяет перевозить три такие машины в транспортном самолете A400M.
«Масса VBL с их афганскими комплектами достигает почти 5 тонн с легким вооружением и баллистической защитой, – сообщил председатель правления компании Panhard Defence Кристиан Мон. - Ее преемник, новая машина VBAE, должна иметь новые возможности касательно защиты, систем вооружения и дальнейших модернизаций. Инженерные разработки, выполненные компанией Panhard (и все мы полностью понимаем, что Panhard создает свои машины как можно более легкими), демонстрируют, что масса VBAE при всем желании не может быть менее 8 тонн».
Вячеслава Мерзлякова
Источник: http://arms-expo.ru/