Titus жив!
Демонстрация машины журналистам на полигоне недалеко от Парижа
Новая машина от Nexter может взять на борт 14 человек
Командир отделения наблюдает за обстановкой снаружи со своего центрального места, немного углубленного по сравнению с двумя другими передними сиденьями. Слева от него водитель на полную мощь использует тягу машины, легко преодолевая препятствия (при этом езда на удивление плавная), а справа командир/стрелок управляет пушкой среднего калибра, находясь в полной готовности к любой возможной угрозе. Позади десять десантников готовы вступить в бой и высадиться через кормовую аппарель, в которой находится прибор наблюдения и амбразура для стрельбы.
Если бы не прилагаемые к статье некоторые фотографии, предыдущий параграф мог бы описывать езду на типичном бронетранспортере 8х8. Но нет, мы на борту новейшей машины в конфигурации 6х6, разработанной французской компанией Nexter, внешне похожей на Mrap, но представляющей собой существенный шаг вперед по сравнению со своими «собратьями». Взглянув на состояние рынка и накопленный опыт разработки своего технологического демонстратора XP2 6x6, в компании Nextеr решили, что настало время заполнить пробел между Aravis и VBCI и тем самым удовлетворить потребности тех армий, которым необходимо заменить свой парк БТРов и одновременно адаптироваться к меняющейся боевой обстановке. Что особенно важно, сюда входит нынешний гибридный характер существующих конфликтов, который, как подтверждают недавние операции, может включать широкий спектр военных операций вкупе с непреклонной позицией касательно сокращения общих расходов за весь срок службы. Стратегическая и оперативная мобильность плюс оперативная гибкость отложены в сторону, необходимо чтобы в менее богатых странах превалировал термин «недорогой» в противоположность термину «дешевый», к тому же это должно быть понято в странах первого ряда, военные бюджеты которых постоянно сокращаются.
В представляемой машине (прежнее обозначение XP3) все эти аспекты трансформировались в модульность, контроль над расходами в течение всего срока эксплуатации и высокоэффективное шасси с заслуженной репутацией. Впоследствии машина получила более величественно «имперское» имя Titus (Тит, древнеримский император), которое на самом деле обозначает Tactical Infantry Transport %26 Utility System (тактическая пехотная транспортная и вспомогательная система). При собственной массе 17,5 тонн ее боевая масса для смешанных конфликтов обычно составляет примерно 23,3 тонны, хотя ее максимальная общая масса может доходить до 27 тонн.
Хорошая видимость для впереди сидящего командира отделения и некоторых десантников, сидящих в задней кабине
Место водителя
Подвижность
Для военной машины повышенной проходимости ключевым фактором мобильности является постоянство сцепления с грунтом. Это в свою очередь влечет за собой соответствующее (фактически максимально возможное количество нагрузки) распределение нагрузки и «длинные ноги» чтобы не терять сцепление с грунтом в самых трудных условиях. При распределении нагрузки большую работу выполняют шины, которая в данном случае доверена Michеlin 16.00R20 — комфортным широким «ботинкам», давление в которых может меняться в зависимости от характера местности.
Другим компонентом, в огромной степени влияющим на сцепление является, конечно же, шасси. Существуют несколько (но не так много) способов обеспечения необходимого хода колеса вниз. Один из них — позволить шасси произвольно скручиваться, как это очень эффективно сделано одной хорошо известной немецкой фирмой. Но если шасси должно быть длинной, тяжелой и жесткой кабиной, то у такой схемы имеется большой недостаток, отрицательно влияющий на полезную грузоподъемность. Вторая, номинально совершенная схема, это жесткое шасси лежащее на полностью независимой подвеске с длинным ходом, работающей на накладных поперечных рычагах, и которая также хороша, как и дорога, особенно свыше определенного тоннажа. Идеальный ответ мог бы дать принцип качающихся полуосей. Он возможно стар, как и сама независимая подвеска, но его недостатки, например рыскание (угловые движения летательного аппарата, судна, автомобиля относительно вертикальной оси — прим. пер.), были блестяще решены компанией Tatra еще в начале 20-х годов. С тех пор компания имеет в своем активе много побед в различных гонках, в том числе в классе грузовиков на незабываемом ралли Париж-Дакар, начиная еще с 1988 года, когда Чехословакия была по другую сторону Железного занавеса. Уникальность шасси Tatra, которое выбрала компания Nextеr, состоит в его центральной несущей трубе (хребтовой раме) и независимо качающихся полуосях. Крутящий момент передает продольный вал, проходящий внутри рамы, а главная передача состоит из двух конических шестерен, насаженных на конец этого вала и входящих в зацепление с венцами зубчатых колес каждой полуоси (см. практически говорящие сами за себя рисунок и видео шасси Tatra).
Принцип действия подвески Tatra с качающимися мостами; на рисунке для стандартной колесной схемы 6 х 6 в которой каждая дифференциальная полуось в трубчатом кожухе качается вокруг соответствующей ведущей шестерни
Видео демонстрации принципа работы шасси Tatra
Однако, первое, что сделала компания Nexter, изменила компоновку мостов шасси Tatra 6x6. Второй мост, обычно размещаемый ближе к третьему мосту, был размещен ровно посередине между первым и третьим мостами. Конечно, это блестяще с точки зрения распределения тягового усилия и нагрузки на оси при преодолении пересеченной местности, но делает машину плохо управляемой, поскольку передние колеса при повороте разбивают линейную жесткость двух других мостов. Эту проблему компания Nеxtеr решила с не меньшим успехом, разместив второй дифференциальный рулевой механизм на третьем мосту.
Колеса, находящиеся в положительном постоянном контакте с грунтом, обеспечивают хорошую проходимость на пересеченной местности. Модернизированное шасси Tatrа целиком и полностью соответствует этому требованию
Что очень важно, это не только добавило маневренности, но также обеспечило неслыханный для грузовиков диаметр поворота 13 метров, в то время как современные пассажирские автомобили с трудом укладываются в отметку 12 метров! Вторым преимуществом такого двойного рулевого управления является уменьшение бокового заноса при полной блокировке колес. Необходимо сказать, однако, что движение по шоссе с виляющим «хвостом» недопустимо. Поэтому система безопасности уменьшает углы поворота заднего моста по мере увеличения скорости машины. Углы поворота колес до скорости 10 км/ч такие же, как и у переднего моста, при увеличении же скорости они плавно уменьшаются, и при достижении 45 км/ч фактически задний мост становится неуправляемым.
Подвижность транспортного средства также в немалой степени зависит от мощности силового блока. С этой целью компания Nexter отправилась за двигателем за рубеж и остановилась на двигателе Cummins мощностью примерно 440 л.с. и автоматической шестиступенчатой коробке передач Allison. В результате, при феноменальной эффективной мощности двигателя машина очень «чутко» и плавно реагирует на педаль акселератора. Ходовые испытания недалеко от Парижа были довольно трудным, но машине всегда хватало мощности двигателя, хотя ее боевая масса была больше обычной. Несмотря на впечатляющие громадные колеи, прорытые на полигоне, ни разу не было какого-либо заметного удара или потери сцепления с грунтом. Только когда в песке возникли проблемы с резервом мощности журналистам было сказано, что в качестве варианта рассматривается двигатель мощностью 550 л.с.
Защита
Целью компании Nexter является обеспечение заказчика тем, что действительно необходимо для повышения защиты. Базовая машина имеет уровень защиты капота двигателя Level 1 и пуленепробиваемые стекла, уровень защиты стальной капсулы экипажа составляет Level 2 (баллистическая и противоминная), также машина способна выдержать подрыв на СВУ (самодельном взрывном устройстве) массой 50 кг. Эти уровни, конечно, могут быть легко повышены за счет установки дополнительной брони, Titus с самого начала и создавался, чтобы принять подобные решения. В настоящее время, компания Nextеr рассматривает повышение уровней защиты: капот двигателя и пуленепробиваемые стекла — Level 3, баллистическая и противоминная — Level 4, защита от 150-кг заряда СВУ и 155-мм снарядного осколка; при этом конечно доступны и промежуточные уровни.
Как было сказано вначале, полное удовлетворение требований заказчика рассматривается в качестве ключевой задачи даже при снижении стоимости, в немалой степени этому способствует концепция модульности. Впрочем, модульность сама по себе может поднять стоимость изделия и таким образом, здесь нужно учитывать пожелания заказчика, все «за» и «против». Это означает, если покупатель посчитает, что ему будет необходимо добавить какие-то компоненты позднее, то машина будет оборудована для принятия подобных решений. И наоборот, если покупатель полностью уверен, что его машина не изменится, тогда решения, позволяющие добавлять модульные элементы, не будут приняты во внимание и закупочная цена машины станет ниже. Эти концепции должны быть проиллюстрированы и подробно описаны, а покупателю должна быть представлена диаграмма последовательных вариантов с множеством варьирующихся характеристик.
Ситуационная осведомленность
Как уже было сказано выше, в кабине водитель сидит слева и командир/стрелок справа, в левом переднем углу крыши прототипа установлен дистанционно управляемый боевой модуль Nexter ARX20. За кабиной в центральной позиции расположено сиденье для командира десанта. Такая выгодная позиция позволяет ему не только наблюдать за ситуацией на большом экране системы управления боем слева и дополнительном экране справа, но что более важно сохранить прямой обзор фронтального сектора в 120° через большое цельное лобовое стекло — ключевая характеристика, гарантирующая максимальную ситуационную осведомленность.
Широкое лобовое стекло позволяет также десанту, особенно тем, кто сидит впереди, наблюдать за внешней обстановкой. На каждом борту машины могут устанавливаться по три окна из бронированного стекла. Нынешний прототип не был оборудован такими окнами (но был готов для этого), вместо них была установлена непрозрачная защита Level 3. Ситуационная осведомленность дополняется четырьмя камерами, обеспечивающими круговой обзор 360°.
Эргономика
Компания Nexter при создании Titus провела тщательные эргономические исследования, впервые был изготовлен деревянный макет и в нем воплощен весь опыт, полученный с предыдущими машинами. Корпус не имеет помех для прохода по всей длине, его внутренний объем составляет 1,4 м3, к нему можно добавить места для хранения объемом 2,4 м3 внутри машины и 1,5 м3 снаружи, последний делится между шестью отсеками, по три на борт.
Днище машины находится достаточно высоко от грунта, кормовая аппарель и промежуточная ступень облегчают доступ в машину, дверь ограждена двумя боковыми поручнями, еще более облегчающими посадку и высадку из машины. Мы неоднократно проверяли вход и выход из машины: аппарель опускается ниже чем, например у VBCI, а промежуточная ступень играет важную роль для удобства входа и выхода. По бортам десантного отделения расположены два ряда энергопоглощающих сидений. Максимальное количество пассажиров 14, сюда входят два члена экипажа в передней кабине и два ряда по шесть сидений в задней части без командира отделения. При установке для него сиденья в средней части, число задних сидений в каждом ряду составляет пять; соответственно в этом случае число пассажиров составляет 13 человек. Меньшее число относится к личному составу, экипированному системами Felin, а большее к солдатам с облегченной экипировкой.
Габаритная высота составляет солидные 1,37 метра, тогда как каждый десантник имеет в своем распоряжении 570 мм по ширине, много внимания в машине уделено комфорту. Стоит отметить одну из особенностей, состоящую в том, что для армий, экипированных индивидуальными системами солдата подобных Felin, компания Nexter разработала для водителя и командира более широкие боковые двери для облегчения посадки и высадки. Предусмотрен также вариант без передней правой двери. В зависимости от уровня защиты и соответствующего ему увеличения массы передние двери могут оснащаться электроприводами. У командира машины и отделения имеются люки, а в задней части корпуса, на верхних углах модуля для перевозки десанта, предусмотрены еще два люка для доступа к установкам легких пулеметов. Кормовая аппарель может быть заменена двумя дверями.
Если комфортные условия позволяют пассажирам высаживаться в относительно хорошем состоянии после долгой езды по пересеченной местности и, следовательно, сразу вступать в бой, тогда комфорт смело можно отнести к неотъемлемой части эргономики. Солдаты, принявшие участие в нынешних тестах на этой чрезвычайно суровой, если не сказать экстремальной местности, ранее участвовали в боевых действиях в бывшей Югославии и Афганистане. Они недвусмысленно подтвердили мнение присутствовавших журналистов о том, что Titus наголову превосходит любую боевую машину на шести колесах и едва ли может быть превзойден «восьмиколесником». Фактически, мы ни разу не попали в критичную ситуацию и ни разу не слышали громкие «протесты» шасси, когда водителю казалось, что в нас целятся из РПГ. Достоинства системы амортизации шасси Tatra просто огромны.
Машина в конфигурации для 13 человек, два ряда по пять сидений плюс три сиденья в передней кабине
Варианты
Вышеупомянутая модульность определяет различные конфигурации и варианты. Прежде всего, вариант БТР может быть оборудован в соответствии с уровнем угрозы и боевой задачей. Компания Nexter предлагает шесть различных комплектов с последовательно повышающейся массой и сложностью; в зависимости от личной экипировки схема расположения сидений остается 2 13 или 2 11.
Базовый вариант используется для патрульных задач, его единственным вооружением является дистанционно управляемый турельный 7,62-мм пулемет для самообороны. Машина также имеет на каждом борту по три боковых окна с амбразурами для стрельбы, то же самое имеется у двух других вариантов для проведения задач малой интенсивности: один для поддержания общественного порядка, и второй для разгона толпы. Громкоговоритель, нелетальные гранаты Galix и переднее ограждение отличают вариант для поддержания общественного порядка, тогда как машина для разгона толпы имеет также ножницы для разрезания проволоки и кабелей, системы противодействия коктейлю Молотова и бульдозерные отвал для сноса баррикад. Все эти варианты, патрульный и два для внутренних войск, имеют массу около 19 тонн.
Для традиционных боевых действий масса увеличивается примерно до 22 тонн, дистанционно управляемое вооружение заменяется более тяжелой башней ARX20. Уровень защиты отделения экипажа поднят до Level 3 (или даже 4), боковые окна уступают место дополнительной броне, также могут быть добавлены система обнаружения выстрела, ИК-глушитель, лазерный приемник системы оповещения, многосенсорное устройство предупреждения и система опознавания «свой-чужой», плюс возможна установка передней лебедки. Конфигурация для борьбы с повстанцами включает 12,7/7,62-мм боевой модуль, навесные экраны для борьбы с РПГ (например, Nexter PG-Guard), систему камер для кругового обзора 360°, глушитель и конечно всеракурсную защиту Level 4 с максимально возможной защитой от придорожных бомб; в корме машины установлены два легких пулемета и вполне возможно в связи с «полученным афганским опытом».
Подобный вариант может быть также может оборудоваться тактической лестницей на крыше, чтобы спецназ мог прямо штурмовать здания с более высоких этажей. Конечно, при этом необходимо убрать с крыши всё оборудование. Последние две конфигурации увеличивают массу до 23 тонн, что на тонну меньше чем у самого тяжелого варианта для городских боевых действий. Это по сути противоповстанческий вариант с бульдозерным отвалом и микророботом Nexter Nerva для ведения разведки.
Три внешних ящика по каждому борту дают дополнительные 1,5 м3 для хранения индивидуальной экипировки и снаряжения отделения. Микроробот Nеxter Nеrva уложенный у задней перегородки Titus как правило может быть использован в городских условиях в задачах ближней разведки
Микроробот Nеxter Nеrva на выставке RAE 2013 в Нижнем Тагиле
Компания Nexter уже наметила разработку нескольких функциональных комплектов, которые трансформируют Titus в различные машины поддержки. К ним относятся 81-мм минометная установка с боекомплектом 80 выстрелов, противотанковая установка с 12 ракетами и двумя амбразурами для стрельбы и машина снайперов для двух снайперских групп с 12,7-мм и 7,62-мм винтовками; все эти машины имеют экипаж три человека и в зависимости от варианта соответствующую группу из трех-четырех специалистов. К модификациям, в полном смысле этого слова, относятся санитарный вариант с четырьмя носилками, инженерный, легкий эвакуации и снабжения (может перевозить поддоны стандарта НАТО и оборудован кормовыми дверями), пункт управления с тремя рабочими местами и машина артиллерийского наблюдения. Последняя модификация с мачтовой системой наблюдения Margot. Даже эти машин базируются на функциональных комплектах и могут реконфигурироваться в войсках в зависимости от выполняемых задач.
Единственным вариантом, требующим серьезной доработки машины, является минометный транспортер вооруженный 120-мм нарезным минометом TDA A 2R2M, который ведет огонь через открытые на крыше два люка.
Принцип функциональных комплектов упростит с логистической точки зрения поддержку машины Titus. Таким образом, компания Nexter разрабатывает всё более эффективную систему материально-технического снабжения, которая варьируется от поставки запчастей и до полного комплексного материально-технического обеспечения. По данным компании Nexter, будучи комбинацией машины типа Mrap (с усиленной противоминной защитой) и колесной БМП/БТР, Titus должен выполнять более 85 % боевых задач БМП и все задачи БТР в смешанных конфликтах, что открывает значительную долю рынка для этого французского новичка.
На снимке четко видна работа рулевого управления задних колес. На небольших скоростях углы поворота одинаковые для переднего и заднего мостов. На скорости свыше 40 км/ч поворот заднего моста блокируется
Комбинация опускающейся низко аппарели и промежуточной ступени перед ней значительно упрощает посадку и высадку. Такое решение будет высоко оценено солдатами в тяжелых бронежилетах
Рынок
Официальные представители компании Nexter сообщили, что они начали проект более двух лет назад после оценки сферы действия двух основных факторов. С одной стороны это число устаревших БТР и БМП, которые необходимо снять с вооружения, а с другой стороны развитие смешанных конфликтных сценариев, в которых ряд возможностей будет упущен вследствие слишком высокой стоимости таких крупных машин, как, например VBCI и Boxer. Эти исследования позволили оценить компании объем потенциального рынка примерно в 1000 машин.
Машина, представленная в статье, является первым прототипом, но планируется, что второй прототип получит неизбежные улучшения (некоторые из них также будут реализованы и на первом прототипе), и возможно даже более мощный двигатель. Машина Titus, полностью соответствует нормативам дорог общего пользования и без проблем входит в транспортный самолет Atlas A400M. Она может быть готова к производству в начале декабря 2013 года (на 1 января 2014 нет информации).
Дистанционно управляемый боевой модуль Nexter ARX20 имеет довольно убедительное огневое могущество
В конфигурации борьбы с повстанцами на машину Titus может устанавливаться два легких пулемета, например, FN Minimi (на фото)
Технические характеристики машины TITUS
Собственная масса 17,5 тонн
Боевая масса (Уровень 3) 23,3 тонны
Полная масса 27,0 тонны
Длина 7,55 метра
Ширина 2,55 метра
Высота 2,73 метра
Колея 2,55 метра
Двигатель Cummins 440 л.с., опционально 550 л.с.
Макс скорость 110 км/ч
Запас хода > 700 км
Угол переднего свеса 40°
Угол заднего свеса 60°
Клиренс 0,29 — 0,49 метра (0,38 метров стандартно)
Уклон 60%
Боковой склон 30%
Горизонтальное препятствие 1,2 метра
Вертикально препятствие 0,65 метра
Брод 1,2 метра без подготовки
Источник: http://topwar.ru