Злоключения украинских БТРов в Ираке
2013 год для украинского "Укрспецэкспорта" стал очень тяжелым. В первую очередь это было связано с конфликтной ситуаций, возникшей по поставкам Ираку БТР-4.
Так, согласно условиям контракта, заключенному в 2009 году, украинская сторона была обязана поставить арабам самолеты, танки и 420 БТР-4. Для Украины эта сделка была самая крупная со времен распада СССР — сумма по договору составила $2,4 млрд.
На начало 2013 года в рамках выполнения обязательств по этой сделке Ирак получил 88 бронетранспортеров, доставленных двумя партиями: 26 штук были отгружены в апреле 2011 года, а 62 бронетранспортера поставлены заказчику в октябре 2012 года.
А вот с партией, отгруженной иракской стороне весной 2013 года, произошел конфликт с заказчиком. 42 боевые машины, которые были доставлены в порт Умм-Каср на судне SE PACIFICA (владелец — Сингапурская фирма White Whale Shipping), не были приняты иракскими военными, поскольку оказались бракованными. Заказчик обнаружил трещины в корпусе боевых машин и наотрез отказался от приема груза. Судно с невыгруженными бронетранспортерами длительное время стояло на якоре в Персидском заливе, затем отправилось к индийским берегам с грузом металла.
Задержка с передачей БТРов иракскому заказчику привела к тому, что был нарушен график поставки металла в Индию: корабль и его груз подверглись аресту в индийском порту. После освобождения из-под ареста (индийцы потребовали от поставщика платы за опоздание на три месяца) судно в сентябре вернулось в Персидский залив. За все время пребывания у берегов Ирака командир судна неоднократно и безуспешно пытался получить от украинской стороны указания и конкретные решения по поводу дальнейшей судьбы груза. Но это было напрасно: Ирак к этому времени объявил об аннулировании контракта с Украиной. Многострадальное судно SE PACIFICA отправилось в обратную дорогу вместе с отвергнутыми иракцами бронетранспортерами. Сухогруз SE PACIFICA в первых числах января 2014 года прибыл в порт Октябрьск, который еще с советских времен использовался при экспорте вооружения.
Печальный финал такого выгодного для украинского военпрома контракта имеет свои причины. И у каждой из сторон — свое видение ситуации с выполнением прав и обязательств по сделке.
Иракские военные не скрывают своего мнения об эксплуатации БТР-4 на территории Ирака. Они отмечают: "Очень хорошее и мощное вооружение, но с 30-мм пушкой ЗТМ-1 был ряд проблем. Кроме того, процесс снаряжения боевого модуля боекомплектом для 30-мм пушки достаточно сложный. Рукав подачи ленты требует более качественного изготовления с более гладкой поверхностью. Хорошей оценки заслуживает наличие противотанковых управляемых ракет". А вот СУО БТР-4, по мнению иракских заказчиков, хоть и лучше целого ряда украинских и российских, но все же уступает европейским системам. Кроме того, иракские военные в процессе эксплуатации БТР-4 вынуждены были заменить охлаждающую жидкость на ту, которая применяется в Ираке — из-за того, что охлаждающая жидкость поставщика техники не понижала температуру двигателя до необходимых значений. Также для иракских военных так и осталась неизвестной причина течи трубопроводов на многих украинских бронетранспортерах.
Как отмечают иракские специалисты, пробная эксплуатация проводилась на качественных дорогах и при не очень высокой температуре воздуха (летом же жара достигает 55 градусов), поэтому двигатель работал не при максимальной нагрузке. Но даже при таких обстоятельствах техника часто выходила из строя.
Суммируя все доводы, можно сказать, что иракские военные считают, что БТР-4 проще в эксплуатации по сравнению с американскими или европейскими машинами, но эта машина пока слабо защищена от фугасов и РПГ. По их мнению, при установке на БТР-4 решетчатых экранов бронетранспортеры станут более защищенными от данных средств поражения.
Кроме того, иракские технические специалисты очень недовольны обучением, которое они проходили в Украине. По их мнению, украинские инструкторы не были достаточно компетентными, и общий уровень подготовки был очень слабым.
Так что же могло стать основной причиной брака корпусов украинской бронетехники?
Есть достаточно обоснованное мнение, что причиной трещин, обнаруженных в корпусах БТР-4, поставленных по контракту Ираку, стал высокий уровень сварочных напряжений, который мог возникнуть при нарушении технологии проведения сварочных работ. По мнению специалистов, очевидно, был нарушен режим сварки, и работы проводились в холодном цеху, на сквозняках. В этом случае сварной шов охлаждается намного быстрее, чем положено — из-за этого в металле создалось термическое напряжение. Подтверждением этому предположению служит то, что именно у боевых машин, сварка корпусов которых проводилась зимой, обнаружены трещины и иные дефекты.
Иракские военные осматривают трещины в бронекорпусе бронетранспортера БТР-4, поставленного в Ирак в составе второй партии этих машин в октябре 2012 года |
Источник: "Зеркало недели. Украина" / gazeta.zn.ua |
Эксперты говорят, что для того, чтобы избежать этого дефекта, металлические части после сварки должны были помещаться в камеру с высокой температурой (200-300 градусов) и медленно остывать.
Виновником брака корпусов признан Лозовской кузнечно-механический завод (ЛКМЗ). Не исключено, что дополнительные расходы газа сделали проект для ЛКМЗ нерентабельным, и производственники экономили на газе в полной уверенности, что некачественно выполненная работа останется незамеченной. Так и произошло — ни госкомпания "Укрспецэкспорт", которая обязана была осуществлять авторское сопровождение всего проекта, ни специалисты Харьковского машиностроительного завода имени Малышева не заметили или сделали вид, что не заметили, допущенного ЛКМЗ технического брака.
Надо отметить, что некоторые эксперты говорят, что в советские времена такое отношение к работе было бы определено как саботаж и вредительство, но сейчас другие времена и иная оценка поступков. Жадность и недобросовестность лиц, отвечающих за соблюдение технологий, привели к печальному завершению украинско-иракского военно-технического проекта.
Не исключено, что то, что стало известно благодаря информации многочисленных СМИ, — только вершина айсберга. Ведь Ирак отказался не только от партии БТР-4, а и от других запланированных поставок военной техники. Этому тоже могут быть серьезные причины. В результате целой цепочки неблагоприятных событий украинский бюджет не получит огромной валютной выручки, репутации производителей также нанесен существенный урон. Государственные компании "Прогресс" и "Укрспецэкспорт" задолжали собственнику судна за непосредственную транспортировку бронетехники к берегам Ирака, за многомесячный дрейф в акватории Персидского залива. Возврат бронетранспортеров обойдется украинской казне также недешево.
Как только стало понятно, что все участвующие в сделке со стороны поставщика боевой техники не получат ни комиссионных, ни прибыли, и что не будут компенсированы средства, затраченные на маркетинг (а они, по некоторым подсчетам, равны трети всех средств по контракту), прокуратуре была дана команда разобраться в сложившейся ситуации.
Найти виновников такого провала украинского военпрома нетрудно — они известны. Ни для кого не секрет, что причиной неудачи с поставкой боевой техники по контракту является не только недобросовестность производственников, но и слишком большая цепочка посредников при реализации контракта. Вот только многие из них находятся за рубежом и продолжают свою работу на оружейных рынках, включая российский, и недоступны для украинского правосудия. Их значительные заработки спрятаны на оффшорных счетах зарубежных фирм. Такие компании, как UST-Tech Consulting, Hectorian Services, британская Lanefield Exports, принадлежащая компаниям из Белиза Milltown Corporate Services и Ireland%26 Overseas Acquisition, Universal Investment Group (UIG), хорошо известны украинским правоохранительным органам уже длительное время — они были посредниками и в других сделках украинских оружейников.
Кроме того, проблемы с иракским контрактом связывают и с приходом в госкорпорацию "Укрспецэкспорт" Д. Саламатина, который занимал должность главы "Укроборонпрома". Неудача с поставкой Ираку боевой техники стоила должности гендиректору "Укрспецэкспорта" Д. Перегудову. Его место занял А. Коваленко. Но эта отставка не помогла украинской оружейной корпорации — вместо украинских БТР-4 иракская сторона решила закупить российские БТР-82.
Надо сказать, что в некоторых СМИ прошла информация, что возвращенные иракской стороной 40 бронетранспортеров после прибытия в одесский порт будут осмотрены, и при наличии повреждений и дефектов на них будут проведены ремонтные работы. Если иракская сторона согласится, то после проведения технического обслуживания и ремонта БТРы смогут отправиться к заказчику повторно. Вот только поверят ли иракские заказчики своему поставщику?
Украина продолжает работу по заключению новых контрактов на поставку БТР-4 — покупателями могут стать вооруженные силы Казахстана, Индии, ОАЭ и армии других стран. Остается верить, что украинские поставщики учтут собственный опыт и ошибки при реализации других контрактов.
Использованы материалы:
http://andrei-bt.livejournal.com/258597.html
http://andrei-bt.livejournal.com/259038.html
http://btvt.narod.ru/raznoe/btr4iraq.htm
http://dumskaya.net/news/zabrakovannye-irakom-ukrainskie-btry-vozvraschay-031620/
http://bmpd.livejournal.com/705873.html
Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина
Источник: http://www.lenta.ru/