Небо на двоих
Россия и Казахстан создали единую систему ПВО
"Российская газета" публикует закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан".
Напомним, что само Соглашение в начале этого года подписали в Астане министр обороны РФ Сергей Шойгу и его казахстанский коллега Адильбек Джаксыбеков. Этот документ, в том числе, санкционирует пересечение военными летчиками границы между Россией и Казахстаном без специальных политических решений. Вторгся нарушитель в воздушное пространство России или Казахстана, случилось в небе иное форс-мажорное событие, и для такого перелета в принципе будет достаточно приказа военачальника, наделенного Москвой и Астаной соответствующими полномочиями. То есть процедура борьбы с нарушителями воздушного пространства в приграничных зонах значительно упростилась. Другая ведомственная бумага, скажем, совместный приказ министров обороны России и Казахстана, дать пилотам особые права в чрезвычайной ситуации не могла.
Понятно, что пересечение национальных рубежей, как и обмен военной информацией, - тема очень щепетильная. Образно говоря, слегка поделиться суверенитетом, даже в интересах национальной безопасности, готово далеко не всякое государство. Возможно, это обстоятельство сыграло свою роль в явно затянувшейся подготовке двустороннего соглашения по ПВО - работа над ним шла шесть лет.
Но ведь Россия и Казахстан давно находятся под пристальным оком Объединенной системы ПВО Содружества. За охрану их неба отвечают еще и авиационные, зенитно-ракетные части и радиотехнические подразделения, привлекаемые к боевому дежурству в рамках Договора о коллективной безопасности. Зачем же, спрашивается, городить огород и плодить новые структуры?
- Начнем с того, что каких-то специальных частей для охраны воздушного пространства двух стран никто формировать не собирается, - объяснили корреспонденту "РГ" военные. - Речь идет о совместном боевом дежурстве, согласовании наших действий в различной обстановке, обмене информацией, совместных учениях и тренировках органов управления, экипажей и расчетов. Это нормальная практика, которая использовалась в прежние годы, в том числе по линии СНГ. Другое дело, что российско-казахстанское межгосударственное соглашение расширяет возможности такого взаимодействия и упрощает процедуру принятия решения командирами.
Своеобразный противовоздушный зонтик накроет обе страны. Для его создания нет нужды опоясывать Москву и Астану дополнительными аэродромами с самолетами-перехватчиками и рассаживать вдоль наших внешних границ зенитчиков с переносными ракетными комплексами "Стрела" и "Игла" на плечах. Перебрасывать подразделения из одной страны в другую или формировать из национальных воинских частей смешанные боевые единицы тоже никто не собирается. Штабы, расчеты и экипажи, которые от российских и казахстанских вооруженных сил войдут в Единую региональную систему ПВО, будут дислоцироваться на прежних местах, специалисты останутся в своих армиях и бригадах. Расширяется лишь круг их задач, в том числе на совместных учениях, да несколько меняется география их интересов. Так, между прочим, произошло, когда аналогичные военные структуры формировали в рамках Единой региональной системы ПВО России и Белоруссии, а также России и Армении.
Юрий Гаврилов
Эта статья является комментарием к:
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 392-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан"
Источник: http://www.rg.ru/