Военные по-прежнему заинтересованы в лазерах
27 дек, 2013 0 Комментариев 170 Просмотров

Военные по-прежнему заинтересованы в лазерах

Военные по-прежнему заинтересованы в лазерах ВВС США не собираются отказываться от идеи стать обладателем «лучей смерти». Речь идет о лазерном оружии.

В конце февраля 2013 года был обнародован документ, согласно которому был сделан запрос на получение информации о возможности разработки лазерного оружия воздушного базирования, которое можно было бы установить на перспективные истребители. Запрос был подготовлен специалистами Исследовательской лаборатории американских ВВС. Имеются в виду истребители, которые поступят на вооружение после 2030 года. Первые испытания лазерного вооружения для истребителей 6-го поколения планируется провести в 2022 году. Стоит отметить, что аналогичные разработки ведутся и в нашей стране.

Согласно требованиям американских военных, им нужен лазер, не зависящий от авиационной платформы, и система, которая сможет работать на высоте до 19,8 тыс. метров над уровнем моря на скорости полета от 0,6 до 2,5 числа Маха (690-2900 км/ч). Уже к октябрю 2014 года технологическая готовность данного лазера должна будет достичь четвертого уровня, когда все компоненты системы будут созданы и перейдут к стадии лабораторного тестирования. Пятый уровень - испытания образцов лазера в воздухе. Приступить к ним планируется к 2022 году. Принятие новых систем вооружения запланировано на период после 2030 года. Заинтересованные в выполнении данного заказа компании должны будут предоставить исследовательской лаборатории ВВС не только свои проекты, но и оценочную стоимость работ.

Согласно опубликованному запросу Пентагон проявляет интерес к трем видам перспективного оружия. Первый из них - это маломощные лазеры, которые применяются для наведения, сопровождения и подсветки цели, борьбы с системами наблюдения противника. Второй тип - это лазеры средней мощности, основное предназначение которых - самозащита летательного аппарата от ракет противника. Третий тип - лазер высокой мощности, основным предназначением которого станет поражение целей как в воздухе, так и на земле.

По информации ВВС США, истребители шестого поколения, оснащенные лазерным оружием, должны будут сравнительно свободно действовать там, где ограничены или запрещены маневры или в закрытых для полетов зонах. Под этими формулировками американские ВВС понимают не только ведение борьбы с вражеской ПВО и авиацией, но и условия, при которых поставки провизии и запасных частей серьезно затруднены или представляются невозможными. Сюда же относят также отсутствие финансового и политического влияния в регионе.

Американские моряки и летчики приступили к формированию списка требований, предъявляемых к боевым лазерам, еще в начале 2011 года. Предполагается, что финансирование проекта по разработке полноценных боевых лазеров начнется в 2015 году. Ранее американские военные говорили о том, что, скорее всего, истребители, относящиеся к шестому поколению, будут гиперзвуковыми машинами, которые получат возможность опционального пилотирования. Предполагается, что такие самолеты будут сверхманевренными и малозаметными, вероятнее всего, к программе по их созданию подключатся крупнейшие американские компании Boeing и Lockheed Martin.

России есть, чем ответить

В России также было принято решение о возобновлении работ по созданию боевого лазера воздушного базирования. Предполагается, что с его помощью можно будет выводить из строя не только самолеты, но и спутники, а также баллистические ракеты вероятного противника. Подобное оружие в Советском Союзе разрабатывали еще с середины 1960-х годов, именно тогда появился интерес к боевому лазеру. К 1973 году в СССР было организовано специальное КБ. Первая лазерная установка воздушного базирования была размещена на опытном самолете А-60, созданном на базе военно-транспортного Ил-76. Свой первый полет с установленным на борту лазером А-60 совершил в 1983 году, а в 1984 году советские летчики с помощью лазера смогли поразить свою первую воздушную мишень. К 1991 году в СССР было уже 2 самолета А-60, однако с развалом страны прекратилось и финансирование данной программы.

Самолет - летающая лаборатория для испытаний лазера воздушного базирования был создан на базе военно-транспортного Ил-76МД с незначительными изменениями конструкции. В носовой части машины вместо традиционной метеорологической РЛС был смонтирован бульбообразный обтекатель, в котором поместили специальную аппаратуру. Вероятнее всего, здесь находилась антенна РЛС или лидар системы прицеливания лазерной установки. С боков фюзеляжа, прикрытые специальными обтекателями, располагались турбогенераторы энергосистемы, которые обеспечивали функционирование всего лазерного комплекса. Вспомогательная силовая установка Ил-76МД была заменена на более мощную. Створки грузового люка были демонтированы, а сам люк зашит. На самолете отсутствовали передние аварийные выходы и были доработаны двери в фюзеляже.

Воздушная лазерная установка была изготовлена без обтекателя - она могла убираться в фюзеляж самолета. В верхней части фюзеляжа между крылом и килем размещались створки, которые включали в себя несколько сегментов. Створки свободно убирались внутрь самолета и лазер спокойно мог подниматься в образуемый проем. На втором опытном образце, который обозначался 1А2, лазерная установка находилась уже под специальным обтекателем, который прозвали «горбом». Лазерная установка находилась в фюзеляже за крылом самолета, ее размещение конструктивно отличалось от первого опытного образца 1А1.

После 1991 года работы в бюро велись практически по личной инициативе самих сотрудников. Лишь в 2009 году о возобновлении работ по финансированию разработки авиационных лазеров заявил действительный академический советник Академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев. Речь шла как раз о той же воздушной лаборатории А-60, на которой был установлен «ослепляющий лазер». Основным его предназначением является воздействие на оптические головки самонаведения современных баллистических ракет, а также на спутниковые системы наблюдения вероятного противника. На какой стадии в настоящее время находится данный проект, неизвестно. В 2011 году финансирование опять приостановили, но в 2012 году оно было возобновлено.

Финансирование работ по разработке лазера ведется в интересах Минобороны РФ. На самолет А-60 планируется поставить более мощный лазер, речь идет об установке 1ЛК222, которая разработана «Химпромавтоматикой». Работы ведутся в рамках ОКР «Сокол-Эшелон» концерном ПВО «Алмаз-Антей». Головным разработчиком лазерного комплекса 1ЛК222 является ГСКБ «Алмаз-Антей». На конец 2011 года в КБ была создана вся необходимая конструкторская документация. Испытания установки планировалось провести в 2013 году, но сначала самолет-носитель должен будет пройти необходимую модернизацию. Стоит отметить, что в российском военном ведомстве пока что еще не определились с тем, на какие самолеты будут ставить боевые лазеры. Скорее всего, это будут бомбардировщики и военно-транспортные самолеты.

Помимо работа по А-60, в России велись и другие работы по созданию лазерного оружия. Так в начале 1990-х годов в нашей стране был собран прототип мобильной лазерной пушки, которая была развернута на базе САУ «Мста-С». Проект получил обозначение 1К17 «Сжатие». В основе данного уникального комплекса находился многоканальный твердотельный лазер. По неподтвержденной информации, специально для установки «Сжатие» был выращен искусственный цилиндрический кристалл рубина общей массой 30 кг. По другой версии, телом лазера мог служить алюмоиттриевый гранат, в который был добавлен неодим.

Самоходный лазерный комплекс (СЛК) 1К17 «Сжатие» был готов в 1992 году. Основное его предназначение - борьба с оптико-электронными приборами потенциального противника. В нем был использован многоканальный лазер. Всего имелось 12 оптических каналов (2 ряда линз), каждый из которых обладал индивидуальной системой наведения. Использование многоканальной схемы позволило выполнить СЛК многодиапазонным. В качестве противодействия таким системам противник мог попытаться защитить оптику при помощи установки светофильтров, которые блокировали бы излучение определенной частоты. Однако против одновременного поражения лазерными лучами, обладающими разной длиной волны, светофильтры бесполезны.

При этом основной проблемой любого лазера на сегодняшний день является их очень низкий КПД. Даже в наиболее сложных и самых современных установках он доходит лишь до уровня в 20%. Установка «съедает» очень много электроэнергии. По этой причине генераторы большой мощности и вспомогательная силовая установка (ВСУ) заняли большую часть увеличенной рубки САУ «Мста-С» (которая и сама по себе была немаленькой), на базе которой и размещался СЛК «Сжатие». Генераторы занимались зарядкой батареи конденсаторов, которая давала мощный импульсный разряд на лампы. При этом на «заправку» конденсаторов необходимо было время, в это время установка была бесполезна. Скорострельность комплекса - это, вероятно, один из самых загадочных его параметров, а также один из самых серьезных тактических недостатков.

Если верить брошюрам НПО «Астрофизика», дальность действия СЛК «Сжатие» как минимум вдвое превышала дальность ведения огня современных танков. Следовательно, если гипотетический танк противника подходил к установке на открытой местности, он мог быть выведен из строя еще до того момента, как смог бы открыть огонь. С одной стороны, звучит заманчиво, с другой, прямая наводка - это и преимущество, и главный недостаток лазерного комплекса. То, что приемлемо в воздухе, неприемлемо на земле. Для работы лазера необходима прямая видимость, но на земле даже в пустыне цель на удалении в 10 километров скроется за горизонтом. Поэтому СЛК пришлось бы располагать на возвышенностях, на всеобщем обозрении, что противопоказано в реальных боевых условиях. К тому же на Земле большая часть театров военных действий обладает хоть каким-то рельефом.

Вопреки распространенным заблуждениям, СЛК 1К17 «Сжатие» не попадал под протокол ООН, который запрещает использование ослепляющего оружия, так как комплекс предназначен для борьбы с оптико-электронными системами боевой техники, а не личным составом подразделений. В то же время применение лазерного оружия, для которого ослепление солдат является возможным побочным эффектом работы, не запрещено.

В 1993 году проект создания самоходной лазерной установки «Сжатие» был остановлен. Единственная сохранившаяся копия данной машины в настоящее время находится на хранении в Военно-техническом музее, расположенном в подмосковном селе Ивановском. Однако с учетом возросшей заинтересованности Министерства обороны России перспективными разработками, многие отечественные воздушные и наземные лазерные комплексы могут рассчитывать на вторую жизнь. Именно для подобных целей Дмитрий Рогозин в октябре 2012 года инициировал создание в России Фонда перспективных исследований (аналог американского агентства DARPA). Скорее всего, денег на высокорискованные научные исследования и разработки Рогозин жалеть не станет.

Источник:topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация