Страшилки под Рождество
Как помочь европейскому обывателю не бояться русских?
К концу году мировые массмедиа наполнились слухами о новых российских военных вызовах. То, мол, российский Черноморский флот готов взять под контроль украинский Крым. То, мол, российские ракетные комплексы малой дальности, появившиеся в калининградском анклаве, нацелились на объекты в Польше, балтийских государствах и чуть ли не в Германии. Польша, Литва и Эстония, по сообщению британского агентства Би-би-си, уже выразили обеспокоенность в связи с «возможным размещением ракет «Искандер» в Калининградской области». Собственно говоря, опять начались разговоры об угрозе с востока и, главное, как раз под очередной саммит НАТО в Чикаго, где было объявлено «о промежуточной готовности европейской системы ПРО».
Насколько основательны подобные разговоры о российской военной угрозе? И что на самом деле за ними стоит? На этот вопрос попытались дать ответ эксперты ведущего берлинского аналитического фонда «Политика и наука». В своей декабрьской работе, посвященной реформе Российских вооруженных сил, они отмечают, что нынешняя реформа появилась как следствие вскрывшихся недостатков в ходе российско-грузинского вооруженного конфликта летом 2008 года. Говоря о политических целях военной реформы, немецкие эксперты полагают, что ее основное направление – это постсоветское пространство. Именно там находятся главные болевые точки в сфере политики безопасности для России. Это этнотерриториальные и религиозные конфликты на Кавказе (Нагорный Карабах, Южная Осетия и Абхазия), в Центральной Азии и в Приднестровье. По оценке экспертов, названные регионы относятся к зоне привилегированных интересов России. Российская военная реформа, по мнению экспертов, вызывает неоднозначную реакцию в странах НАТО. Как раз государства, недавно присоединившиеся в Североатлантическому договору, демонстрируют традиционные опасения, связанные с политикой Москвы, и активно продвигают свои требования по усилению присутствия вооруженных сил альянса в своих странах.
В этой связи эксперты задаются вопросом: как должны Германия и Европа реагировать на российскую военную реформу? Прежде всего отмечается, что при всех специфических проблемах, которые стоят перед Российскими вооруженными силами (к ним относятся, например, коррупционные потери в размере 20% оборонного бюджета), Россия в организационном и военно-техническом плане пытается пройти путь, который европейские армии уже прошли за последние 20 лет. Да и технологическое отставание от США, по оценке немецких экспертов, вряд ли россиянам удастся ликвидировать в среднесрочном аспекте. В этом плане Европе не стоит опасаться России. Более того, в отдельных областях, таких как обучение сержантского состава, создание военной полиции и изменения в системах снабжения и медицинского обеспечения немцы могут помочь российскому Минобороны. Сотрудничество в этих сферах может повысить уровень прозрачности и доверия между Россией и НАТО. Кроме того, Россия, как считают в фонде «Наука и политика», как раз под углом зрения модернизации своих вооруженных сил могла бы стать интересным партнером в плане кооперации для Запада. Да и проблема стабилизации Афганистана и его северного приграничья, по мысли немецких аналитиков, создает возможность для усиления сотрудничества.
Однако немецкие эксперты упускают из вида, что военная реформа в России – это вынужденный шаг в интересах повышения уровня безопасности страны именно в связи с новыми угрозами. В том числе и ЕвроПРО, и здесь, чтобы успокоить западного обывателя, надо бы сесть за стол переговоров и обстоятельно поговорить о том, что на самом деле беспокоит Москву.
Источник: http://www.ng.ru/