Российские ВВС всё же смогут получить истребитель МиГ-35
В вопросе закупки истребителей МиГ-35 для отечественных ВВС наметились подвижки.Мы уже писали о том, что подписание контракта на закупку 37 единиц этих машин было перенесено по просьбе Минфина на 2016 год. Это означало, что истребитель МиГ-35 вообще мог не появиться в составе российских ВВС. Доводка почти готовой бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Жук-А» и ряда других ключевых систем для этого самолёта была приостановлена. А без них стала бы нецелесообразной и модернизация строевых МиГ-29, которые ещё очень долго будут оставаться на вооружении.И вот недавно стало известно, что министерство обороны всё же заинтересовано в МиГ-35, хотя и скорректировало свои требования. По словам генерального директора РСК «МиГ» Сергея Короткова, МиГ-35 для отечественных ВВС должен существенно отличаться от самолёта, который участвовал в индийском тендере MMRCA и выбыл из него. Судя по всему, будет возобновлено финансирование работ по БРЛС «Жук-А», для испытаний которой РСК «МиГ» уже предоставила и переоборудовала два МиГ-29. Вероятно, возобновятся работы и по другому бортовому радиоэлектронному оборудованию.
Вместе с тем Сергей Коротков дал понять, что государство видит в корпорации «МиГ» больше экспортёра военной техники. А закупка 37 единиц МиГ-35 для наших ВВС (по отложенному контракту) должна служить продвижению продаж этой машины на внешних рынках:
«Если государство закупает самолёты, то заказчики охотнее идут на заключение контрактов с теми производителями, которые поставляют боевую технику для собственных Вооружённых сил, понимая, что это обеспечивается поддержкой эксплуатации этих продуктов».
Такая постановка вопроса может убить одну из самых прославленных отечественных авиастроительных фирм. Конечно, РСК «МиГ» в настоящее время переживает не самые лучшие времена. До прошлого года корпорация восемь лет была убыточной, потеряв большое количество высококлассных специалистов и значительную часть своего научно-технического потенциала. Попытка возродить возможности корпорации за счёт индийского заказчика (тендер MMRCA на 126 истребителей мог вдохнуть в РСК новую жизнь) — провалилась. А продолжение строительства различных версий МиГ-29 за рубеж и для России (выполняется контракт на 24 палубных МиГ-29К/КУБ для ВМФ) — это не более чем реализация старого потенциала, заложенного ещё во времена СССР. Для развития корпорации и перспективы сохранить её высокий уровень в будущем — необходимы новые разработки и новые машины. И если уж иностранные заказчики не спешат помогать возрождать былую славу одной из самых передовых отечественных авиастроительных фирм — значит, это дело нашего государства.
Попытки обеспечить РСК перспективной работой, конечно, предпринимаются. Так, Комитет Госдумы по обороне собирается предложить президенту и правительству восстановить проект противоспутниковой системы 30П6 «Контакт». Носителем противоспутниковых ракет этой системы (разработка которой была начата почти 30 лет назад) должен был стать специальный самолёт МиГ-31Д.
Однако сейчас восстановить производство МиГ-31 невозможно. А имеющийся парк МиГ-31 играет важную роль в ПВО страны. Переоборудовать часть самолётов под противоспутниковую оборону представляется нецелесообразным, поскольку это только отвлечёт силы на задачу, которую можно решить другими средствами.
Так, даже радиолокационно-оптический комплекс «Крона», который должен был входить в систему «Контакт», в настоящее время выполняет свою функцию в составе более совершенных средств подобного назначения. Недавно комплекс «Крона» был модернизирован, получив новый лазерно-оптический локатор повышенной мощности. Ещё в 1984 году лазерный локатор предыдущего поколения 5Н26 /ЛЭ-1 провёл измерения параметров американского челнока «Челленджер» с минимальной мощностью излучения. В результате этого эксперимента на шаттле внезапно отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры, и астронавты почувствовали недомогание. В новой конфигурации комплекс «Крона» должен производить измерения и выдавать параметры целей в космосе новым средствам воздушно-космической обороны.
Для РСК «МиГ» могут открыться новые перспективы в том случае, если она начнёт работу над новыми самолётами. Завершение создания МиГ-35 могло бы стать промежуточным этапом на пути к новому лёгкому истребителю. О том, что у нас появится лёгкий истребитель,недавно сообщил Дмитрий Рогозин. Такая машина могла бы удачно дополнить тяжёлый истребитель ПАК ФА и иметь успех на внешних рынках. И было бы вполне логично, чтобы создание такого самолёта было поручено РСК «МиГ». В СССР конкуренция авиастроительных фирм всегда была одним из факторов, которые позволяли добиваться выдающихся результатов. И сейчас оставлять без перспективной работы один из гигантов советского военного авиастроения — было бы неразумно.
РСК «МиГ» вполне способна справиться с доводкой истребителя МиГ-35, если интерес Минобороны к этому самолёту сохраняется. И здесь высокие требования, предъявляемые к этому самолёту, вполне оправданны. Но для развития РСК должна быть и более перспективная работа, которой мог бы стать новый лёгкий истребитель. Так же весьма перспективным выглядит разработка малозаметного ударного беспилотного аппарата массой около 6 тонн, которую РСК ведёт совместно с НИИ ИСУ МГТУ им. Н. Э. Баумана. Системы автоматизированного управления и автономного полёта уже отрабатываются на действующем лётном образце. В перспективе этот БПЛА должен стать продолжением тех работ, которые были начаты РСК в ходе создания ударного БПЛА «Скат».