Северный ремонт
Индийские субмарины быстрее и выгоднее модернизировать в Северодвинске
Начиная с 60-х годов СССР, а затем Россия выступали главным поставщиком вооружения и военной техники для военно-морских сил Индии. Наше влияние на историю их развития символически выражено в том, что День флота в этой стране отмечается 4 декабря в честь победной атаки индийских ракетных катеров советской постройки на пакистанский порт Карачи в 1971 году. За годы двустороннего военно-технического сотрудничества Нью-Дели закупил более 70 боевых кораблей, включая авианосец «Викрамадитья». Теперь на повестке дня ремонт и модернизация индийских подлодок.
При помощи России и содействии ведущих европейских держав, в том числе Франции, Германии и Италии, Индия постепенно создала собственную судостроительную базу. Сотрудничество с иностранными фирмами налажено очень тесное. Корпусное насыщение и системы вооружения практически целиком привозятся из-за рубежа или изготавливаются методом отверточной сборки из импортных комплектующих. Но при этом местные корабелы при поддержке Министерства обороны стремятся к статусу единственного поставщика конечной продукции национальному флоту и довольно успешно. На День флота о соответствующих достижениях много сообщали СМИ, вспоминая завещание Джавахарлала Неру создать мощную военно-техническую отрасль. На индийских верфях строятся все 46 заказанных военным ведомством судов, и это большое достижение страны.
“С принятием долгожданного авианосца «Викрамадитья» и запуском реактора на «Ариханте» в стране значительно повысилось общественное внимание к морским делам”Однако на практике стремление развивать собственную промышленность нередко входит в противоречие с желанием вооруженных сил иметь на вооружении и заказывать только лучшую технику на мировом уровне. Красноречива ситуация в подводных силах Индии. Программа проектирования, строительства и ввода в строй первой собственной атомной субмарины «Арихант» с баллистическими ракетами подводного старта затянулась на десятилетия. На День флота политики и военачальники говорили об активации реактора на подлодке, но она по-прежнему неподвижна у причала военно-морской базы. Задержка с «Арихантом» объективно сдерживает строительство следующих корпусов.
Верховное командование понадеялось на собственную промышленность при составлении долгосрочных планов строительства подводного флота, рассчитывая на своевременное введение в строй серии «Арихант». Ситуация усугубляется огромным отставанием от первоначально заявленных сроков постройки в Индии по лицензии и при техническом содействии французской фирмы DCNS шести неатомных субмарин типа «Скорпен». Подводный флот Индии располагает лишь одним современным кораблем – это «Чакра 2», переданный Россией в 2012 году атомоход проекта 971И. Чтобы приостановить старение ВМС, Минобороны попыталось провести повторный международный конкурс на шесть неатомных субмарин в дополнение к недостроенным «Скорпенам». Официальный Нью-Дели намеревался купить две лодки напрямую у иностранного производителя, еще четыре собрать по лицензии на своих верфях. Однако в стране снизились темпы экономического роста, уменьшились доходы бюджета, и эти факторы наложились на традиционные здесь бюрократические проволочки и постоянно меняющееся законодательство о процедурах международных тендеров. Поэтому правительство до сих пор не дало добро на официальное открытие конкурса.
Индийский «Курск»
14 августа 2013 года подводный флот Индии получил еще один удар. Ночью на стоявшей около причальной стенки базы субмарине «Синдуракшак» (российский проект 877ЭКМ разработки ЦКБ МТ «Рубин») произошел взрыв и пожар, корабль потерял плавучесть и затонул, погибли 18 членов экипажа. На недавних фотографиях с места события видны торчащие из-под воды выдвижные устройства, слабо просматривается верхушка рубки. Официальная информация о случившемся и планах в связи с трагедией скупа. Понимая меру ответственности, военные не спешили публично выступать с разъяснениями и начинать подъем корабля. Возможно, власти и командование учитывали предстоящие в марте всеобщие парламентские выборы.
ДЭПЛ INS Sindhurakshak (S63) ВМС Индии |
Источник: Военное обозрение |
Выступил только министр обороны Аракапарамбил Куриан Энтони – опытный политик, претендент на высшие государственные должности в случае победы на выборах правящего Индийского национального конгресса (ИНК). Площадкой он избрал ежегодное собрание флотских военачальников (Navy Commanders Conference) 20 ноября. В своей речи первым делом поздравил собравшихся с введением в строй авианосца «Викрамадитья» и подчеркнул, что с многофункциональными истребителями МиГ-29К/КУБ, штатными средствами поражения, подготовкой личного состава новый флагман флота обошелся в сумму до пяти миллиардов долларов. Однако затраты окупятся расширением операционных и боевых возможностей ВМС страны, надеется министр.
По сообщениям местной печати, затем Энтони произнес ряд «сильных высказываний» на тему погибшей подводной лодки «при до сих пор неясных мистических обстоятельствах». Министр напомнил адмиралам об ответственности за вверенные силы и средства, которые должны корректно эксплуатироваться и не сгорать (буквально frittered away – расплавляться на пожаре). Ведь на их приобретение затрачены значительные средства и ресурсы страны. Энтони указал морякам на необходимость извлечь серьезные уроки из трагедии «Синдуракшака» и постараться избежать повторений в будущем.
«Должно быть гарантировано, что механизмы обеспечения безопасности поставлены высшим приоритетом и прочно закреплены в уставах и наставлениях без каких-либо исключений», – распорядился он и выразил удивление, что по истечении более чем трех месяцев после взрыва попытки поднять затонувшую субмарину и провести серьезное расследование с целью выявления причин трагедии все еще продолжаются. Назвав гибель 18 членов экипажа беспрецедентной трагедией, Энтони указал: «Обязанность флота – оптимально эксплуатировать и поддерживать в исправном состоянии вооружение и военную технику, а также должным образом обучать личный состав так, чтобы ресурсы нации использовались оптимально и не сгорали».
С принятием долгожданного авианосца «Викрамадитья» и запуском реактора на «Ариханте» в стране значительно повысилось общественное внимание к морским делам, так что упреки начальства не могли остаться без ответа. Начальник штаба ВМС Индии адмирал Девендра Кумар Джоши сразу прервал молчание моряков и сказал о возможности не только завершить расследование трагедии, но и поднять «Синдуракшак», отремонтировать и вернуть в состав флота. «Мы полны надежд использовать лодку после восстановления», – заявил он на специальном брифинге. По его словам, было принято пять заявок от фирм на подъемные работы, из них две признаны неприемлемыми. Отобрано два претендента, которые привлекли хорошо подготовленных специалистов по работе с боеприпасами, и теперь с ними ведутся ценовые переговоры.
«Как только субмарина снова окажется на плаву, мы тотчас же сформируем совет по оценке ее состояния», – подчеркнул Джоши. Он пообещал привлечь к обследованию корпуса разработчиков и инженеров в области морской техники, чтобы принять решение о судьбе корабля в зависимости от выводов комиссии и имеющегося финансирования. О причинах аварии адмирал сообщил: «Окончательное заключение будет сделано после того, как лодка снова окажется на плаву». Новыми сведениями о состоянии «Синдуракшака» он делиться с прессой не стал, а сказал только, что боезапас стабилен. От других флотских командиров, встречавшихся с прессой, удалось добиться признания, что причины ЧП все еще нуждаются в уточнении.
Помощь в расследовании готовы оказать российские специалисты. Вряд ли кто-то лучше знаком с кораблем и его системами, чем конструкторы ЦКБ МТ «Рубин» и инженеры центра судоремонта «Звездочка», где «Синдуракшак» проходил модернизацию. На «Звездочке», «Рубине» и в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) сразу после аварии заявили о готовности оказать любое содействие в подъеме и расследовании причин. В конце августа на заседании российско-индийской группы по сотрудничеству в области военно-морской техники, которое прошло на территории «Рубина», руководители российских предприятий обсудили проблему с индийскими моряками, после чего заместитель начальника штаба ВМС Индии заверил, что при необходимости официальное обращение поступит через военно-морского атташе в Москве. А в середине ноября, то есть спустя три месяца после пожара, гендиректор «Звездочки» Владимир Никитин сообщил, что пока индийцы к ним не обращались.
Вообще трагедией «Синдуракшака» на «Звездочке» особенно опечалены, ведь именно в Северодвинске с 1997 года модернизировались индийские субмарины «Синдувир» (сдана после ремонта в 1999-м), «Синдуратна» (2002), «Синдугош» (2005), «Синдувиджай» (2008) и «Синдуракшак» (2013). Во время ремонта экипажи жили в этом городе, успели завести личные знакомства, потому смерть 18 моряков российские корабелы восприняли близко к сердцу. Здесь задаются вопросом, все ли правильно и в полном объеме сделано при ремонте и модернизации.
«Мы тоже переживаем, как и индийская сторона, в связи с данной трагедией», – сказал в свою очередь генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит. По его мнению, такие тяжелые аварии требуют тщательного изучения для предотвращения их в будущем. Соответствующий предупредительный анализ постоянно ведется в «Рубине» по всем подводным лодкам его разработки. К сожалению, в центральном конструкторском бюро так же, как в ЦС, нет никакой информации от официального Нью-Дели. «Оснований делать конкретные выводы о целесообразности внесения корректировок в проект лодки на сегодня нет», – не без сожаления сказал Вильнит на пресс-конференции с участием индийских журналистов.
«Рубин» провел внутренний анализ технических средств корабля с учетом выполнявшегося ремонта и не увидел возможных проектных корректировок. «Напомню, что в различных регионах мира таких кораблей эксплуатируется уже более 50 единиц. Многолетняя эксплуатация в различных условиях подтвердила абсолютную надежность механизмов и систем корабля и правильность решений, принятых в проекте. Результаты эксплуатации подтверждают правильность решений, принятых при проектировании и строительстве серии подводных лодок, – заявил гендиректор ЦКБ МТ. – Если в ходе расследования индийская сторона обратится к нам за консультацией или помощью, мы, безусловно, готовы оказать ее в любой форме и объеме. Это необходимо делать с целью повышения надежности и безопасности».
Рука Москвы
Видя непростую ситуацию в подводном флоте стратегического партнера, Россия активно предлагает дружескую помощь. К строительству новых кораблей для ВМС Индии готовы подключиться санкт-петербургские и северодвинские предприятия ОПК. Так, на мощностях Адмиралтейских верфей в Северной столице идет одновременная постройка 12 новых подлодок проекта 636 «Варшавянка», отличающегося от предшественников установкой мощных ракетных комплексов типа Club-S, внедрением оборудования на современной элементной базе. Корабль данного класса может быть построен достаточно быстро, в течение трех с лишним лет с момента заключения контракта, поскольку это серийный выпуск по отлаженной технологии. По информации руководителя проектного бюро, Нью-Дели пока не проявлял конкретной заинтересованности в «Варшавянках». «Но я думаю, что это хороший предмет для общения в ходе переговоров», – считает Вильнит.
Индия может также сравнительно быстро восполнить потерю, договорившись с Россией о приобретении подлодки, выведенной в резерв, с последующим ремонтом и модернизацией по спецификации заказчика. Существующий задел на Адмиралтейских верфях обещает, по оценкам экспертов, до трех раз снизить общую стоимость покупки и на несколько месяцев сократить сроки. Дизель-электрические подводные лодки проектов 877 и 636, созданные под руководством генерального конструктора Юрия Кормилицина, считаются самыми удачными неатомными субмаринами современности. К настоящему времени закончено 56 кораблей, а с учетом строящихся серия превысит 60 единиц.
Хотя официальный Нью-Дели молчит, его адмиралы продолжают высоко оценивать качество и организацию работ в России на подводных кораблях. 15 ноября в Северодвинске на приемке авианосца «Викрамадитья» находилась высокопоставленная индийская делегация. После личной встречи с Владимиром Никитиным Девендра Кумар Джоши подчеркнул, что никаких вопросов к «Звездочке» и «Рубину» индийская сторона в связи с трагедией на «Синдуракшаке» не имеет. Адмирал попросил Никитина передать его слова коллективу предприятия.
Джоши и Никитин обсудили возможность проведения вторых средних ремонтов на индийских субмаринах проекта 877ЭКМ. Тогда стало известно, что две лодки придут на ЦС «Звездочка» в июле 2015 года. «На встрече с адмиралом Джоши мы выразили общее согласие в том, что в ближайшее время приступим к работе по подготовке контракта по ремонту следующих кораблей», – сообщил Никитин. Никаких действий по изменению конструкции лодок, чтобы предупредить новые инциденты, не рассматривается.
ЦС «Звездочка» специализируется на ремонте и модернизации ПЛ отечественного флота. «Мы очень серьезно занимаемся обслуживанием военно-морской техники, отвечаем более чем за 300 кораблей ВМФ России, что базируются на Севере, их техническое состояние, готовность к выходу и боевому дежурству», – напоминает Никитин. В следующем году ЦС отметит 60-летие. С момента основания предприятие отремонтировало более 120 субмарин. В большинстве это атомоходы, но и по дизель-электрическим лодкам опыт накоплен значительный. Завод произвел работы, в том числе и второй средний ремонт, более чем с десятком кораблей проектов 877 и 636 отечественной и иностранной принадлежности.
Накопив соответствующий опыт, в 2010 году «Звездочка» и Рособоронэкспорт предложили Индии модернизацию лодок проекта 877ЭКМ, аналогичную той, что сделана на кораблях ВМФ России. В Нью-Дели предложение приняли, и с тех пор по теме регулярно ведутся двусторонние переговоры и консультации. Индийцы ценят, что в ЦС есть все необходимое, включая производственные и кадровые ресурсы, сложившаяся кооперация с соисполнителями работ и проектантом заказа.
Северодвинцы длительное время сотрудничают с индийскими моряками. Около 200 специалистов ЦС сейчас заняты на базах в Мумбае и Вишакхапатнаме. «Весь опыт, который накоплен за 60 лет работы, мы передаем индийским друзьям», – говорит Никитин. При посредничестве Рособоронэкспорта налажено тесное взаимодействие с Hindustan Shipyards по программе среднего ремонта и модернизации подводной лодки «Синдукирти». Это сложный и крупный проект, сопоставимый по объемам с предыдущими работами на пяти индийских субмаринах.
Рособоронэкспорт и «Звездочка» ведут работы по размещению современного ракетного оружия, в частности ракетного комплекса Club-S, и большого комплекта нового оборудования. Отметим, что на лодке интегрируется оборудование индийского производства. Все индийские субмарины по объему и глубине проведенных работ не уступают российским, а по качеству модернизации практически соответствуют кораблям новейших серий. «У нас большие планы развивать совместную работу, организуя ремонты ПЛ как в России, так и на территории Индии», – сказал Никитин.
Игорь Вильнит заявил в свою очередь: «Мы достаточно давно предлагаем партнерам по ВТС озаботиться темой проведения вторых средних ремонтов на их технике. Это связано с тем, что назначенные сроки службы индийских кораблей проекта 877ЭКМ скоро заканчиваются. Вместе с тем тендер 75И до сих пор официально не объявлен и наблюдаются задержки со строительством ранее законтрактованных новых кораблей для ВМС Индии. Даже если в ближайшее время конкурс по тендеру 75И будет открыт и по его итогам определится содержание следующего этапа развития подводного флота Индии, все равно возникнет временной разрыв. Мы совершенно уверены, что имеющиеся у Индии подводные лодки проекта 877ЭКМ способны пройти второй ремонт и продлить свой жизненный цикл еще на десять лет. Технические характеристики и свойства кораблей остаются приемлемыми на обсуждаемый период увеличения сроков службы. А вот необходимости в каких-то специальных углубленных модернизациях корабля я на сегодня не вижу. Тем не менее при таких больших ремонтах завод устанавливает много нового оборудования либо вместе с поставщиками выполняет ремонт ранее установленного оборудования и оно становится более современным. В этом смысле отремонтированный корабль приобретает лучшие характеристики, становится более совершенным».
Второй средний ремонт можно провести и на территории заказчика, так как теоретически индийская промышленность обладает необходимыми мощностями. Но на практике это чревато долгими сроками выполнения работ. Тот же «Синдукирти» ремонтируется на местной верфи более семи лет, еще две лодки застряли на другом заводе. Темпы выполнения средних ремонтов важны для Индии, и этот фактор может предопределить целесообразность размещения ремонтного заказа в Северодвинске.
Владимир Карнозов, Северодвинск – Москва
Опубликовано в выпуске № 49 (517) за 18 декабря 2013 года
Источник: http://www.vpk-news.ru/