Проблема С-300
Время от времени некоторые критически важные системы вооружения могут играть существенную роль в международной политике, создавать серьезные проблемы и даже менять стратегический баланс мира. Наглядным примером подобного оружия сегодня можно назвать систему ПВО российского производства С-300.Как известно, комплекс С-300, который за прошедшие годы многократно упоминался в этой колонке, в 1997-98 годы предстал перед нами как немаловажная проблема. В этот период греческие власти Кипра изъявили желание приобрести систему С-300 в России и разместить ее на острове. В результате длительных дискуссий, угроз вмешательства и давления, усилиями Турции, НАТО и Америки греки-киприоты были вынуждены уступить; тем не менее система, не размещенная на Кипре, была в итоге дислоцирована на греческом острове Крит.
Система С-300, которая привела к кризису в отношениях Кипра и Турции, а также ее последующие модификации сегодня известны как лучшие и наиболее современные системы ПВО. Благодаря радару и функционирующей параллельно с ним ракетной батарее, они обеспечивают в высшей степени эффективную и мощную защиту. Пуск ракеты в цель может осуществляться каждые 3-5 секунд. Максимальная высота, на которой эти ракеты способны поражать самолеты, составляет 30 километров, дальность зоны поражения - 150 километров. Специальные радары, разворачивание которых происходит всего в течение 5 минут, одновременно могут отслеживать 100 целей и, сосредоточившись на 12-ти из них, поразить их за достаточно короткое время.
Около трех лет назад система С-300 стала предметом продолжительного спора между Ираном, Россией, Израилем и Америкой. В 2010 году под давлением или по причинам, которые окончательно неизвестны до сих пор, Россия отказалась продавать данный ракетный комплекс Ирану, несмотря на достигнутое в 2007 году соглашение. Для Ирана, который, очевидно, стремился обладать С-300 для предотвращения вероятной израильско-американской воздушной атаки, это был неожиданный удар. В результате, так и не смирившись, Иран заявил, что намерен подать иск против России. Тегеран обратился в международный арбитражный суд в Женеве и потребовал от России компенсации в размере 4 миллиардов долларов. Этот судебный процесс продолжается и сегодня, но о каких-либо итогах говорить пока не приходится. Между тем Россия усиленно стремится заставить Иран отказаться от этого иска.
Вместе со стремлением Ирана обладать С-300 эта система ПВО фактически вышла на уровень международной проблемы, а в этом году эта проблема вновь возникла на повестке дня – на этот раз в контексте Сирии. Согласно сообщениям в прессе, в 2010 году режим Асада заключил с Россией контракт на поставку С-300 на сумму в 900 миллионов долларов. Ответом России на эти предположения стало довольно загадочное заявление, которое может быть истолковано по-разному. Иными словами, Россия как не отрицает, так и не признает факт продажи Асаду С-300. Такая ситуация продолжается и сегодня.
Несомненно, вероятность попадания С-300 как в руки Ирана, так и Асада вызывает наибольшее беспокойство Израиля. Если таковыми системами будет обладать Иран, это может осложнить направленную против него вероятную атаку Израиля; также возможно, что такую операцию и вовсе не удастся осуществить. Если же С-300 окажется у Асада, Израилю придется воздержаться от проведения воздушной атаки на Сирию в той форме, в какой ему заблагорассудится. С этой точки зрения Тель-Авиву во что бы то ни стало требуется предотвратить наличие С-300 в Иране и Сирии. На самом деле, до настоящего времени ему это так или иначе, в том числе с помощью Америки, удавалось. Далее же - неопределенность; очевидно, все зависит от позиции российского лидера Владимира Путина.
С другой стороны, спустя 15 лет система ПВО С-300 вновь возникает для нас как проблема, но уже как проблема другого характера. 13 декабря, в рамках проведенных на Крите учений под названием «Белый орел - 2013», Греция официально осуществила первые пробные стрельбы С-300 и определила их как успешные. Более того, министр обороны Греции Димитрис Аврамопулос как ни странно заявил, что военные испытания были важным посылом о мире и стабильности для Южной Европы и Восточного Средиземноморья. Таким образом Греция, которая годами держала комплекс С-300 в ожидании, наконец проводит его испытания и, конечно, тем самым подразумевает, что данная система готова к применению. Против кого? Конечно, против Турции, так как у Греции нет каких-либо военных, морских или воздушных проблем с другими соседями или странами. В этих условиях Турция, конечно, должна рассматривать испытанные греческие С-300 как новую проблему, которая в случае необходимости потребует своего решения.
Фикрет Эртан