Чрезвычайно уместен
Человек 2013 года по версии журнала «Эксперт» — министр обороны России Сергей Шойгу. Мы считаем, что он воплощает тренд на усиление боеспособности армии и восстановление объемов и качественных параметров работы оборонно-промышленного комплекса страны.
Кардинальная реформа армии и взаимодействия военного ведомства с ВПК была поручена президентом и в значительной степени осуществлена предшественником Сергея Шойгу на посту главы Минобороны Анатолием Сердюковым. Причем с таким рвением, что некоторые важные элементы политики Сердюкова, прежде всего неоправданную ставку на импорт конкурирующей с отечественной военной техники, новому министру пришлось — и уже вчерне удалось — подправлять.
Налаживание эффективного оборонзаказа, своевременное доведение средств до предприятий-изготовителей — именно в минувшем году наметился кардинальный прорыв в решении этих копившихся долгие годы проблем. Вряд ли будет справедливо приписать авторство этих успехов только министру обороны: сказались и системные усилия вице-премьера по ВПК Дмитрия Рогозина, и политическая поддержка Владимира Путина как президента и верховного главнокомандующего. Объем гособоронзаказа вырос за год на 60%, почти до 1,5 трлн рублей, и впервые за последние двадцать лет в войска пошла — штучные поставки прошлых лет не в счет — новая российская техника.
В ракетных войсках стратегического назначения доля современного вооружения, в частности комплексов мобильного базирования «Ярс» и «Тополь-М», доведена до 37%, поставлено восемь новейших комплексов радиоэлектронной борьбы «Дзюдоист» и 40 комплексов РЭБ «Лорандит». Войска военно-космической обороны получили 24 пусковые установки ракетного комплекса «Искандер-М», на вооружение различных частей Российской армии поступило шесть дивизионов ракетно-зенитного комплекса С-400 «Триумф» и восемь зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С».
В 2013 году наши заводы поставят российским ВВС 60 новых самолетов и 46 вертолетов. В общей сложности до 2020 года Российская армия должна получить более полутора тысяч новых и модернизированных самолетов различных типов, включая перспективные новинки, проходящие сейчас испытания, такие как Т-50 (ПАК ФА). В 2013 году было спущено на воду 12 больших и 43 малых судна. Главным проектом флота является проект 955 «Борей» — стратегические подводные ракетоносцы, по своим характеристикам не имеющие аналогов на планете. Головной корабль «Юрий Долгорукий» уже вошел в состав Северного флота, второй корабль — «Александр Невский» — завершил морскую часть государственных испытаний.
Правда, есть и ложка дегтя: новая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р-30 «Булава», которой должны быть оснащены новые стратегические подлодки, пока так и не принята на вооружение. Предпринимаются серьезные усилия по скорейшей доводке ракеты.
Целый ряд позитивных деяний в сфере обороны, очевидно, имеет непосредственное отношение именно к Сергею Шойгу. Речь идет прежде всего о резкой активизации военных учений — их за уходящий год проведено более трех тысяч, в большинстве из них участвовало и взаимодействовало несколько родов войск (необходимость такой координации напомнила о себе в ходе «пятидневной войны» с Грузией в августе 2008-го). Возобновлено постоянное присутствие Российского ВМФ в Средиземном море, а интенсивность походов всех четырех флотов в Мировом океане выросла в несколько раз. Принято решение о создании арктической группировки войск для защиты этого стратегически важного для России ареала. Главной же фишкой года в армии стали шесть внезапных проверок боеготовности, которые позволили оценить реальную способность войск решать нештатные задачи.
Одной из серьезных корректив, внесенных Шойгу в стратегию военного ведомства, стало смягчение курса на быстрый отказ от призывной армии. Масштабы страны и специфика угроз ее безопасности таковы, что чисто контрактной армией Россия не сможет в обозримом будущем поддерживать свою обороноспособность.
Первым распоряжением Сергея Шойгу в новой должности, о котором стало известно прессе, было возвращение на парад Победы курсантов суворовских и нахимовских училищ. Сердюков прервал многолетнюю традицию их участия в параде, чем вызвал резкое недовольство в армии. Казалось бы, деталь, но весьма показательная. Боевой дух и настрой в армии, отношение к воинству в обществе не менее важны, чем пушки, самолеты и правильная военная доктрина. Имиджу вооруженных сил в стране Шойгу уделяет специальное внимание. Именно этим объясняется создание Министерством обороны собственного информагентства и кинокомпании. Обе инициативы удостоились насмешек циничных столичных журналистов, а зря.
Семь лет назад, по итогам 2006 года, мы выбрали человеком года министра иностранных дел Сергея Лаврова — как человека — символ заметной активизации внешней политики нашей страны, обретения Россией самостоятельной линии в международных делах. Уже в феврале 2007 года этот курс — на суверенную внешнюю политику, отстаивающую национальные интересы, — был жестко и системно заявлен президентом Путиным в известной речи в Мюнхене на конференции по политике безопасности. А спустя пять дней после речи на пост министра обороны был назначен Анатолий Сердюков, получивший от президента карт-бланш на кардинальные реформы армии и ВПК, плоды которой — при несомненных собственных усилиях — начинает пожинать Сергей Шойгу сегодня.
За 20 лет из горстки энтузиастов-экстремалов и пыльной, заскорузлой системы территориальных штабов гражданской обороны Шойгу удалось создать МЧС — полувоенную мобильную структуру, которая имеет в своем составе даже тяжелое вооружение, воспитывает кадры в собственных кадетских корпусах и хорошо известна за пределами России. На посту главы МЧС Шойгу был самым популярным министром. Мобилизовать, организовать, популяризировать Сергей Кужугетович любит и умеет. Это правильный человек на правильном месте. А значит, курс на повышение обороноспособности страны и улучшение качественных характеристик оборонной промышленности будет продолжен.
От редакции "Эксперт"
Источник: http://www.expert.ru/