Поднебесная борется за господство в небе
Военно-воздушные силы НОАК на пути модернизации и развития
Во многом благодаря поставкам из России и налаживанию лицензионного, а затем и самостоятельного производства самолетов четвертого и 4 поколения российской разработки, процесс модернизации ВВС НОАК в конце XX – начале XXI веков осуществлялся наиболее быстрыми темпами и с наивысшей результативностью. В краткосрочной и среднесрочной перспективе КНР будет ограничивать парк своих ВВС, оптимальной для крупной индустриально развитой державы общей численностью в 1000 боевых самолетов. При этом основное внимание будет уделяться повышению в их составе доли авиационных комплексов 4 и 5-го поколений до 70 – 80 процентов.
Система управления и организационная структура
ВВС НОАК возглавляются главнокомандующим, который является одним из заместителей министра обороны КНР. Общая численность личного состава ВВС составляет приблизительно 330 тыс. человек.
Основными родами авиации являются истребительная, истребительно-бомбардировочная, бомбардировочная, военно-транспортная и разведывательная. В состав ВВС НОАК входят так же наземные силы ПВО, включающие формирования зенитно-ракетных систем (ЗРС) и ствольной зенитной артиллерии, а также воздушно-десантные войска*.
Оперативным объединением ВВС НОАК является воздушная армия, которая включает в себя несколько соединений и частей. Тактическое соединение – авиадивизия, она состоит из трех авиаполков, авиаполк – из трех эскадрилий, эскадрилья – из трех звеньев, звено – из четырех – пяти самолетов.
Военно-воздушные силы разделены на группировки, которые входят в состав семи военных округов. Количество дивизий, находящихся в составе военного округа зависит от размеров последнего. Например, в самых крупных из них – Гуаньчжоуском и Шеньянском – имеется по семь авиадивизий.
Структура авиационного парка
За период с 1995-го по 2012 год численность личного состава ВВС уменьшилась с 400 до 330 тыс. человек. Общее количество боевых самолетов сократилось с 5300 до 1693. Численность бомбардировщиков уменьшена с 630 до 82. Существенные изменения в количественном и качественном отношении произошли в истребительно-бомбардировочной и штурмовой авиации. Из ее состава были выведены самолеты авиационной поддержки войск (непосредственной авиационной поддержки) Q-5, которых в 1995 году насчитывалось 500 единиц, а в модификации Q-5C/D/E к 2005 году оставалось до 300 единиц. В 2012 году имелось 99 разведывательных самолетов JZ-8F.
Фронтовая истребительная авиация в период с 1985-го по 2012 год была сокращена с 4000 до 890 машин. Из боевого состава были выведены самолеты второго и частично третьего поколения. Всего ВВС имеют в своем составе 33 авиадивизии: три бомбардировочные, четыре истребительно-бомбардировочные, 24 истребительные и две транспортные.
Истребительная авиация
Несмотря на то, что в самолетном парке истребительной авиации остается довольно значительное количество истребителей третьего поколения таких, как Цзянь-8 (552 единиц), основу ее боевой мощи составляют легкие Цзянь-10 и тяжелые многофункциональные фронтовые истребители Су-27 российского и китайского производства. Последние получили китайское обозначение Цзянь-11. А также импортированные из России многофункциональные самолеты Су-30МКК и Су-30МК2. Су-27СК (Цзянь-11) разных модификаций относится к самолетам 4-го поколения, в то время как Су-30МКК и Су-30МК2 считаются самолетами поколения «4 ».
Таких машин в самолетном парке в 2012 году насчитывалось 340 единиц, из них: Цзянь-10А/S – более 200, Цзянь-11В/ВS – более 70, закупленных в России Су-30МКК – 73, Су-27СК – 43 единицы. По показателю численности группировки самолетов четвертого и «4 » поколения КНР занимают второе место в мире после США, обгоняя Россию, которая имеет не более 230 таких машин.
Многофункциональные истребители Цзянь-10 и Цзянь-11
В середине 80-х годов прошлого века в КНР была принята программа разработки истребителя нового 4-го поколения. В дальнейшем уточненное техническое задание направило усилия китайских разработчиков в направлении создания многофункциональной машины. К работе над проектом были привлечены российские специалисты. Впоследствии Россия стала поставлять в КНР для оснащения Цзянь-10 и его модификаций усовершенствованные двигатели этого типа АЛ-31 ФН с тягой 12700 кг. Первый полет Цзянь-10А состоялся 22 марта 1998 года. После завершения полного цикла государственных испытаний в июле 2004 года он стал поступать на вооружение ВВС НОАК.
Истребитель J-10 из китайской пилотажной группы "1 августа" во время генеральной репетиции МАКС-2013 26 августа 2013г. |
Источник: Марина Лысцева/fotografersha.livejournal.com |
Основные тактико-технические и летные характеристики многофункционального истребителя Цзянь-10: максимальный взлетный вес 19277 кг, максимальная скорость 2,2 М, боевой радиус с дозаправкой в воздухе 1600 км, без дозаправки в воздухе – 550 км. Самолет имеет 11 узлов подвески. Он оснащен вооружением широкого спектра, может нести боевую нагрузку до 6000 кг. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной 30-мм автоматической пушкой. Самолет имеет современное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО): систему управления вооружением, включающую интегрированный радиолокационный прицельный комплекс NPIET KL-10 с бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой, а также оптико-локационную станцию. Он может оснащаться подфюзеляжными контейнерами различного назначения.
Наиболее современными машинами в авиапарке ВВС НОАК являются самолеты семейства Су-27 и Су-30, поставленные из России или произведенные по российской лицензии. Освоение технологий их производства в Китае на десятилетие сократило цикл создания самолетов 4-го поколения. В 1998 году с помощью российских специалистов и по российскому проекту были переоснащены цеха на авиастроительном заводе в городе Шеньяне для лицензионной сборки самолетов этого типа. Несколько групп китайских инженеров и техников прошли практику на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А. Гагарина.
Лицензионная программа, рассчитанная на 10 лет, предусматривала сборку в КНР 200 самолетов, 105 из которых должна была собираться из машинокомплектов, поставленных из России. Однако китайская сторона в нарушение контрактных обязательств после сборки первой партии самолетов отказалась от дальнейшего производства самолетов из российских комплектующих, наладив полностью отечественный их выпуск. Самостоятельная китайская версия Су-27СК получила обозначение Цзянь-11. В дальнейшем Китай, отказавшись от помощи российских специалистов, приступил к развитию и модернизации Цзянь-11. Все новации позволяют в первом приближении отнести многофункциональный истребитель Цзянь-11В к поколению «4 ».
С 2007 года началось малосерийное производство самолета в такой комплектации, и он поступил на вооружение ВВС НОАК. Однако из-за ряда проблем при эксплуатации машины, связанных, главным образом, с двигателем WS-10, отличавшимся весьма низким ресурсом безаварийной работы, было принято решение переоснастить как ранее выпущенные, так и строящиеся самолеты данной модификации российскими двигателями АЛ-31Ф.
Китайские истребители J-11 совершают полет над Джомолунгмой – высочайшей вершиной мира (8848 м). Источник: english.people.com.cn |
Работы по созданию Цзянь-10, а также налаживание в Китае лицензионного производства Цзянь-11А и дальнейшему самостоятельному развитию базовой модели создали мощный фундамент, позволяющий начать НИОКР по проектированию многофункционального истребителя пятого поколения. Успешная реализация этого проекта обеспечит Китаю возможность войти в число великих авиационных держав мира.
Прототип самолета впервые был показан в январе 2011 года во время официального визита в КНР министра обороны США Роберта Гейтса. По мнению авиационных экспертов, внешний облик и компоновка нового китайского многофункционального истребителя под обозначением Цзянь-20 во многом напоминает многофункциональный истребитель Российской самолетостроительной корпорации (РСК) МиГ МФИ 1.42. Предполагается, что специалисты МиГа, участвовавшие в программе по разработке FC-1 и Цзянь-10, могли допустить утечку информации по МФИ 1.42.
31 октября 2012 года в воздух был поднят прототип более легкого истребителя 5-го поколения Цзянь-31 аналогичного американскому F-35 Lightning. Он предназначается для обеспечения господства в воздухе и для поражения наземных и морских целей. Предполагается, что на его базе будет создан палубный вариант для базирования на авианосцах.
В настоящее время Пекин ведет переговоры о закупке партии из 26 российских многофункциональных истребителей поколения 4 Су-35, являющихся переходной моделью между последней версией Су 30 и перспективным авиационным комплексом 5-го поколения Т-50. Получив Су-35, Китай сможет решить две задачи: с одной стороны – до принятия на вооружение Цзянь-20 сформировать авиационную группировку, способную практически на равных противостоять американским F-22 и F-35, а с другой – скопировать те системы и агрегаты российского самолета, которые приближают его к пятому поколению.
Истребительно-бомбардировочная авиация
После снятия с вооружения морально и физически устаревших истребителей-бомбардировщиков (штурмовиков) Nanchang Q-5 практически единственным представителем этого рода авиации в ВВС НОАК является самолет 3 поколения Цзянь-Хун-7 в нескольких его модификациях.
Машина этого типа была разработана и принята на вооружение ВВС НОАК в период наиболее интенсивного развития военно-технического сотрудничества с Западом. По внешнему виду, компоновке и вооружению базовый вариант самолета аналогичен англо-французскому SEPECAT Jaguar. Первый испытательный образец самолета поднялся в воздух в декабре 1988 года. В 2003 году после значительной доработки самолеты этого типа, известные как Block 2, были приняты на вооружение ВВС. Более поздняя модификация машины Цзянь-Хун-7А, способная применять высокоточное оружие, поступила в строевые части ВВС НОАК в 2004 году. По боевым возможностям Цзянь-Хун 7А примерно соответствует Panavia Tornado. Считается, что Цзянь-Хун-7 не может на равных противостоять современным истребителям. Они принимают участие практически во всех учениях Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Мирная миссия», включая последние, состоявшиеся в августе 2013 года.
Разведывательная авиация
Этот род ВВС НОАК представлен единственным типом самолета-разведчика JZ-8F. В 2012 году их численность составляла 99 ед. Кроме того приняты на вооружение восемь самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией (ДРЛОиУ), в частности, по четыре KJ-2000 и KJ-200. В качестве воздушной платформы комплекса KJ-200 использован советский военно-транспортный самолет ИЛ-76 МД..
Бомбардировочная авиация
Бомбардировочная авиация является главным ударным средством ВВС НОАК. После вывода из боевого состава фронтовых бомбардировщиков Сиань Хун-5 (китайская копия известного советского самолета Ил-28) единственным представителем бомбардировочной авиации в ВВС остался средний бомбардировщик Сиань Хун-6, который условно можно назвать дальним. Выпуск самолетов Хун-6 прекращен на том основании, что они не в состоянии преодолевать современную ПВО и гарантированно доставлять к цели бомбы. Часть самолетов Хун-6 в вариантах бомбардировщика была доработана в интересах его применения в качестве топливозаправщика.
С разработкой в Китае крылатых ракет различного назначения самолеты Хун-6 получили возможность применяться в качестве ракетоносцев, которые могли осуществлять пуск ракет, не заходя в зону действия ПВО и истребителей вероятного противника. В противокорабельном варианте они способны наносить удары по кораблям, входящим в авианосную ударную группу (АУГ).
В 2006 году был налажен серийный выпуск таких противокорабельных самолетов в модификации Хун-6М. Они были оборудованы поисковыми РЛС «тип 245» и четырьмя подкрыльевыми узлами подвески ПКР YJ-83/YJ-62 (C803/C602). Согласно некоторым источникам самолет данного типа оснащается системой следования рельефу местности и в целях преодоления системы ПВО обладает способностью полета на сверхмалых высотах. Для увеличения боевого радиуса на нем на месте бомбоотсека устанавливался дополнительный топливный бак. В варианте Хун-6Н самолет мог оснащаться двумя ПКР KD-63 или перспективными крылатыми ракетами KD-88.
В январе 2007 года в воздух поднялся новейший носитель крылатых ракет новой модификации Хун-6К с шестью подкрыльевыми узлами подвески. Благодаря установке двух российских турбореактивных двигателей Д-30КП-20 производства НПО «Сатурн» был увеличен как боевой радиус самолета, который достиг 3500 км, так и его боевая нагрузка.
Ракетоносцы модификаций Хун-6 К и Хун-6 М предназначаются для выполнения двух основных задач, а именно: для нанесения ядерных ударов по стратегическим целям, находящимся в пределах театра военных действий- и для уничтожения АУГ ВМС США на дальних подступах к акватории Тайваня. При этом планируется, что они будут наносить удары группами численностью от эскадрильи до полка. Их действия могут обеспечиваться самолетами ДРЛОиУ и прикрываться самолетами-постановщиками помех. Пуски крылатых ракет воздушного базирования будут осуществляться вне зоны действия средств ПВО и истребительной авиации противника.
К концу 2012 года на вооружении ВВС состояло 82 Хун-6 последних модификаций. Параллельно с модернизацией и развитием Хун-6 китайские специалисты ведут интенсивные НИОКР по созданию стратегических ракетоносцев нового поколения Хун-8 и Хун-10. По информации американских источников в конструкции обоих бомбардировщиков имеется много элементов, заимствованных у американских самолетов B-2 Spirit и F-117. Это объясняется, в частности, тем, что китайским конструкторам удалось скопировать некоторые из американских наработок в области технологии малозаметности Stealth, благодаря добытой китайской разведкой и киберформированиями проектно-конструкторской документации по В-2, а также исследованию фрагментов сбитого югославскими средствами ПВО истребителя-невидимки F-117, которые впоследствии были переданы Китаю.
Военно-транспортная авиация
Китайские военные теоретики пришли к выводу, что по мере усиления экономического и политического влияния Китая в мире его национальные интересы приобретают глобальный масштаб. Соответственно расширяется и роль его Вооруженных сил, которые поимо обеспечения военными средствами национальной безопасности КНР должны быть способны защищать эти интересы и в отдаленных регионах земного шара. Кроме того, такие возможности необходимы Китаю для выполнения миротворческих и других функций. Решение всех этих задач в наиболее короткие сроки можно обеспечить, главным образом, с помощью транспортной авиации, значительная часть которой в КНР входит в состав военно-транспортной авиации (ВТА) НОАК.
На середину 2012 г. военно-транспортная авиация НОАК насчитывала более 320 самолетов. По сравнению с 1995 г., когда в ней имелось максимальное количество самолетов, а именно 600 ед., численность самолетного парка ВТА уменьшилась на 280 самолетов за счет списания морально и физически устаревших машин 1-го и 2-го поколений, таких как советские «Ан-12», «Ли-2», «Ил-14», «Ил-18», американские – «Bae Trident 1E/2E». В результате в составе ВТА ВВС НОАК остались в основном самолеты третьего поколения российского и собственного производства: из них тяжелых транспортников Ил-76-10 ед., Юнь-8 различных модификаций – 53 ед.- средних – Ту-154-12 ед., Ту-154МД – 4 ед.- легких: Юнь-11-20 ед., Юнь-12-8 ед., Юнь-5-17 ед..
Китай уделяет повышенное внимание созданию тяжелых ВТС, многоцелевых воздушных танкеров и самолетов специального назначения собственной разработки и производства. Для создания самолетов данного класса были привлечены специалисты АНТК имени О.К. Антонова, которые оказывают китайским коллегам техническое содействие в разработке тяжелого ВТС Юнь-9. По своим летным и тактико-техническим характеристикам он существенно превосходит как находящийся на вооружении ВВС НОАК и поставляемый на экспорт самолет серии Юнь-8 с четырьмя турбовинтовыми двигателями WJ-6C, так и все еще широко эксплуатируемую в мире американскую машину С-130 «Геркулес».
Существенных успехов китайские разработчики добились в создании военно-транспортного самолета (ВТС) с ТРДД. Начались летные испытания первого прототипа тяжелого ВТС Юнь-20, который впервые был поднят в воздух 26 января 2013 года. Новая китайская машина обладает взлетным весом более 200 тонн, массой полезной нагрузки 66 тонн, имеет длину фюзеляжа 47 метров, размах крыла 45 м, высоту 15 м. Его конфигурация имеет определенное сходство с американским Boeing С-17 Globemaster и российским Ил-76. В ряде западных изданий прошла информация, что конструкцию крыла для Юнь-20 и технология его производства разработаны украинским авиастроительным концерном «Антонов». По мнению российских экспертов в основу Юнь-20 положен нереализованный проект советского тяжелого военно-транспортного самолета Ан-170. По сообщениям китайских СМИ, новый транспортник по всем параметрам превосходит российские машины серии Ил-76МД и по основным характеристикам соответствует глубоко модернизированному самолету Ил-76МД-90А, а по некоторым – превосходит его.
Параллельно китайские специалисты активно работают над созданием новых ТРДД с повышенной тягой, таких как WS-18 и WS-20. До их создания Юнь-20 будут оснащаться российскими двигателями Д-30КП2.
Вооружение самолетов
Серьезный импульс процессу разработки и производства собственных достаточно совершенных УР класса «воздух-воздух» был дан, когда китайские специалисты получили доступ к ракетному вооружению для произведенных в КНР по российской лицензии истребителей Су-27 и импортированных из России многофункциональных авиационных комплексов Су-30МКК и Су-30МК2, представленному УР класса «воздух-воздух» Р-27Р1 (ЭР1), Р-27П (ЭП), Р-27Т1 (ЭТ1), Р-27П (ЭП), Р-73Э и РВВ-АЕ (Р-77).
Синтезировав ранее полученные западные технологии и российские разработки, китайские конструкторы создали линейку собственных современных УР малой, средней и большой дальности таких, как PL-5 модификаций А, D, C, E, сопоставимых по тактико-техническим характеристикам с американскими УР AIM-9H, AIM-9L или AIM-9P, PL8. Ракета по дизайну и тактико-техническим характеристикам похожа на американскую МВDА AIM-132. Ее особенностью является то, что горючее практически бездымно и не оставляет инерционного следа, что затрудняет визуальное обнаружение ракеты. К УР средней дальности относятся PL-11 и ее улучшенный вариант PL-11B c активной радиолокационной головкой самонаведения (РГСН) AMR-1, а также PL-12 разных модификаций. Базовая ракета PL-12 имеет активную радиолокационную систему конечного наведения и максимальную дальность применения до 60 – 80 км.
Ее модификации представлены ракетами PL12B/C/D. Последняя PL12D является наиболее совершенной, представляя собой УР с активным радиолокационным самонаведением, оптимизированную для размещения на внутренних узлах подвески перспективных авиационных комплексов 5-го поколении, создаваемых по технологии малозаметности «Stealth».
УР большой дальности представлены многоцелевой ракетой «воздух-воздух» и «воздух-РЛС» PL-15. По массогабаритным характеристикам она напоминает последние модификации ракеты PL-12, имеет активно-пассивную головку самонаведения и аппаратуру, обеспечивающую двустороннюю линию обмена данными с самолетом-носителем. Максимальная дальность ракеты составляет около 100 км. На завершающей стадии разработки находится китайская УР сверхбольшой дальности PL-21 c перспективным прямоточным ракетным двигателем, обеспечивающим дальность применения до 150 – 200 км.
Авиационное вооружение класса «воздух-поверхность», предназначенное для оснащения многофункциональных истребителей Цзянь-11В представлено управляемой ракетой KD-88, представляющей собой развитие российской УР аналогичного класса Х-29ТЭ. К средствам поражения целей, находящихся на поверхности земли относится также свободно падающие (гравитационные) и корректируемые авиабомбы до 500 кг с лазерным наведением и бомбовые кассеты, которые входят в комплекс вооружения Цзянь-11.
Ракетное вооружение бомбардировочной авиации представлено линейкой противокорабельных ракет (ПКР) YJ-6 (С-601) KD-63, С-301, С-101, YJ-82, YJ-83/YJ-62 (C803), C-602, предназначенных для оснащения дальних бомбардировщиков Хань-6 последних модификаций. Серьезное внимание китайские разработчики уделяют созданию крылатых ракет воздушного базирования различного предназначения. Наиболее совершенной из них на настоящее время является крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) CJ-10A большой дальности полета (2500 км). Она может иметь ядерную боеголовку.
Боевая подготовка
Цели и задачи обучения и боевой подготовки в новых условиях были конкретизированы в принятых в 2009 году «Основных положениях военного обучения и оценок». В указанном документе подчеркивается, что основной упор боевой подготовки военных кадров должен делаться на проведении совместных операций, с участием формирований всех видов (родов) войск (сил), совместном обучении, совместных тренировках, которые должны быть направлены на воспитание военнослужащих (командиров) нового типа, имеющих гибкое стратегическое мышление и оперативный талант, позволяющий проводить эффективные совместные операции в сетецентрических войнах.
В «Основных положениях» выделены четыре руководящих принципа: адаптироваться к революционным изменениям, происходящим в военном деле- готовиться к силовому воспрепятствованию провозглашения независимости Тайваня- активно интегрировать передовое вооружение и военную технику- в ходе планирования, организации и проведения учений (тренировок) не снижать их реалистичность ради обеспечения большей безопасности.
Были разработаны новые программы обучения для военно-воздушных академий и летных училищ, а также краткосрочных курсов повышения квалификации, на которых проходит подготовку до 60 процентов военнослужащих. В соответствии с этими программами увеличено время, отводящееся на летную подготовку, а также продолжительность тактических упражнений в ходе одного вылета.
Количество учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов с 2005 года увеличилось приблизительно в 2,5 раза. В ходе летной подготовки стал активно использоваться новый учебно-боевой самолет L-15, разработанный с участием российских специалистов. Годовой налет летчиков строевых частей истребительной, истребительно-бомбардировочной и бомбардировочной авиации достиг 150 часов, а военно-транспортной – более 200 часов. При этом увеличилось количество выполняемых в ходе одного тренировочного полета упражнений. Если раньше ставилась лишь одна – две учебные задачи, то теперь три – четыре. Например, отработка элементов дальнего воздушного ракетного боя и ближнего маневренного воздушного боя с применением ракетного и стрелково-пушечного вооружения- отработка навыков ведения огневого, помехового и маневренного противодействия средствам ПВО- отработка навыков поиска, обнаружения наземных (морских) подвижных и неподвижных целей, выполнение прицеливания и применения управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения.
Китайский учебно-тренировочный самолет JL-10 (L-15) |
Источник: www/cjdby.net |
В интересах боевой подготовки и обучения активно используется и совместные учения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также тренировки и учения на двухсторонней основе. Во всех учениях ШОС «Мирная миссия», начиная с 2003 года, была задействована группировка китайской авиации, включавшая помимо армейских вертолетов Z-9 и Ми-17 подразделение истребителей-бомбардировщиков Цзянь-Хун 7А Flying Leopard. В последнем учении, проходившем на территории России с 27 июля по 15 августа 2013 года, также приняли участие истребители-бомбардировщики этого типа из состава 31-го авиационного полка 11-й авиационной дивизии Шеньянского военного округа.
Система базирования
ВВС имеет разветвленную аэродромную сеть, насчитывающую более 400 аэродромов, из них 350 – с твердым покрытием. Их оперативная емкость позволяет с избытком обеспечить не только постоянное базирование приписанных авиационных частей (соединений) и их рассредоточение в случае угрозы нападения противника, но и возможность рассредоточивать авиационные группировки после их оперативного развертывания. На каждом аэродроме базируется, как правило, авиационный полк, реже – авиадивизия с преобладанием однотипных самолетов. Это облегчает их обслуживание и предполетную подготовку.
Основной аэродром и два – три аэродрома рассредоточения с их инфраструктурой составляют авиационную базу, которая является составным элементом системы тылового обеспечения. Персонал баз обеспечивает эксплуатационную готовность аэродромов, решает задачи тылового, технического и отдельных видов боевого обеспечения.
С учетом наличия обширной аэродромной сети, обеспечивающей возможность маневра силами и средствами авиации, Китай уже в настоящее время может достичь более чем двукратного численного превосходства в авиации над любым потенциальным противником и на любом стратегическом направлении вдоль периметра национальных границ.
Александр Шлындов
Источник: http://nvo.ng.ru/