Конец танковой эры? Израиль отказался от создания танка пятого поколения и работает над «танком будущего»
Танковая эра, начавшаяся сто лет назад на полях Первой мировой войны, сегодня, похоже, близка к своему завершению.
«Израильское оборонное ведомство решило не продолжать работу по созданию танка "Меркава Марк V", и на данном этапе "Меркава Марк IV" останется последним танком, производство которого будет продолжено». Это сообщение вызвало эффект разорвавшейся бомбы в танковом мире — ведь танк «Меркава», в котором нашли воплощение новейшие идеи и технологии танкостроения, авторитетными экспертами признан одним из лучших, если не самым лучшим основным боевым танком в мире.
Хотя формальной причиной прекращения работ по созданию танка «Меркава» пятого поколения официально названо сокращение финансирования проекта, в действительности речь идет о подлинной революции в танкостроении и в самой концепции танков в современной войне.
Роль танков в современной войне сегодня проходит кардинальную переоценку. Противотанковая защита становится все эффективнее и дешевле, и в вечном споре между броней и снарядом теперь появился третий участник — средства активной защиты бронетехники. И, похоже, они могут поставить точку в танковой истории.
История пяти поколений основного боевого танка «Меркава» отражает эволюцию представлений о роли танка в современной войне.
Генерал и его танк
Израильский генерал Исраэль Таль (1924—2010) вошел в историю танковых войск не только как победитель танковых сражений, но и как создатель основного боевого танка «Меркава», совершивший подлинную революцию в танковом мире.
Исраэль Таль родился в 1924 году в Палестине, в галилейской деревне Маханаим, в семье, чьи корни идут от польских хасидов, поселившихся в городах Цфате и Тиверии в 1777 году. В возрасте пяти лет он чудом выжил, когда арабы подожгли дом, где он жил с матерью и младшей сестрой. С детских лет Исраэль познал тяжелый труд — мальчишкой он начал работать в деревенской кузнице.
Исраэль Таль, 1970 год.
Начавшуюся в 1948 году Войну за независимость Исраэль Таль встретил в рядах ЦАХАЛа — он начал службу инструктором-пулеметчиком, а затем быстро поднялся по командирским ступенькам. Окончив военную академию в Великобритании, в 1955 году Таль принял командование 10-й пехотной бригадой, во главе которой сражался в Синайской кампании 1956 года.
В 1959 году состоялось назначение полковника Таля на пост командира 7-й бронетанковой бригады, навсегда связавшее Исраэля Таля с танковыми войсками.
В 1964 году генерал Исраэль Таль стал заместителем командующего танковыми войсками. Как опытнейший танкист, он понимал, что в условиях многократного численного превосходства противника в танках только отличная выучка экипажей даст шанс выстоять и победить.
Основываясь на боевом опыте, он развивал абсолютно новые тактические приемы ведения танковой войны. Особое внимание Таль уделял огневой подготовке танковых экипажей, став подлинным новатором во внедрении в танковые войска снайперского огня башенных орудий танков на дальние и сверхдальние дистанции — до 5—6 километров и даже на 10—11 километров.
Это дало заметные преимущества в бою — противник воевал по советским танковым уставам и наставлениям, которые предписывали открывать прицельный огонь только на дистанции в 1,5 км. Так что израильские танкисты, открывая огонь с дальних дистанций, уничтожали танки противника еще до достижения ими рубежа открытия огня.
Генерал Таль коренным образом пересмотрел всю систему боевой подготовки танкистов: центральной фигурой в экипажах стал наводчик танковой пушки, и весь экипаж должен был работать на наводчика и на поражение им целей.
Проверку боем новые тактические приемы прошли в ходе «Битвы за воду» в 1964—1966 годах. Тогда Сирия попыталась отвести воду реки Иордан и тем самым лишить Израиль водных ресурсов. Сирийцы начали строить отводной канал, чего Израиль допустить не мог. Было принято решением огнем танковых орудий уничтожить землеройную технику, танки и артиллерийские батареи противника, прикрывавшие строительство.
С этой целью израильское командование укомплектовало танковые части подготовленными экипажами. В соответствии с принципом «Делай, как я», принятым у командиров израильской армии, место наводчика в одном из танков занял лично генерал Таль, командиром его танка стал командир батальона, а заряжающим — командир танковой бригады полковник Ш. Лахат.
В ходе танковых дуэлей снайперским огнем израильских танкистов были уничтожены все цели на расстоянии до 6 км, а затем танковый огонь был перенесен по целям, находившимся на расстоянии 11 км.
Сирийцы понесли тяжелые потери и были вынуждены полностью отказаться от своих планов по отводу воды.
В Шестидневную войну генерал-майор Таль командовал Стальной (84-й танковой) дивизией. Его танкисты прорвали фронт в районе Газы и, с тяжелыми боями наступая через Синайскую пустыню, через три дня вышли на берег Суэцкого канала.
Начавшаяся 6 октября 1973 года Война Судного дня стала еще одним испытанием для израильских танковых войск — на просторах от Синая до Голанских высот развернулось крупнейшее в мировой истории танковое сражение, в котором с обеих сторон вели бой до 7 тысяч танков.
Генерал Таль принял командование Южным фронтом. Там, в Синайской пустыне, сошлись в схватке до четырех тысяч танков. В египетском наступлении, начавшемся 14 октября, были задействованы более тысячи танков и двухсот БТР с пехотой.
Наступающие египетские войска были атакованы израильскими танковыми дивизиями, в составе которых было до 700 танков. В завязавшемся крупнейшем со времен Второй мировой встречном танковом бою танкисты генерала Таля нанесли противнику тяжелое поражение — было уничтожено более 250 египетских танков, израильские потери составили 40 танков.
143-я, 162-я и 252-я израильские танковые дивизии перешли в контрнаступление, в ходе которого были окружены и уничтожены 3-я и 2-я египетские армии, израильские войска форсировали Суэцкий канал. В боях на Синае был тяжело ранен сын генерала Таля — командир танковой роты капитан Яир Таль.
Проект «Меркава»
Анализируя итоги танковых сражений Синайской кампании и Шестидневной войны, в Израиле пришли к выводу о необходимости создания собственного танка.
Иного выбора просто не было: до Шестидневной войны на вооружении танковых войск ЦАХАЛа были американские танки М48 и М60 и британские «Центурионы», однако США установили тогда запрет на поставки вооружений Израилю, а Великобритания была настроена проарабски и в любой момент могла наложить вето на закупки танков и запчастей к ним.
В иной ситуации находились арабы: СССР бесплатно поставлял арабам тысячи своих современных танков, гарантируя при этом замену всей битой техники.
При создании своего танка генерал Таль руководствовался не только техническими усовершенствованиями. Он выдвигал абсолютно новые концептуальные идеи танка. Основной акцент, наряду с огневой мощью и маневренностью, делался на максимальную защиту членов экипажа (пусть танк будет полностью выведен из строя, но экипаж должен уцелеть) и на ремонтопригодность танка (даже после серьезного повреждения танк должен быть быстро восстановлен и вновь идти в бой).
Танк Меркава в Восточном Бейруте, 1982 год. Фото: AP
Израильский танк принципиально отличается по компоновке от всех боевых машин, построенных по классической схеме, впервые примененной на французском танке Reno FT-17 образца 1916 года: впереди отделение управления, посередине — боевое, сзади — моторно-трансмиссионный отсек.
Генерал Таль полностью отказался следовать танковым традициям и предложил совершенно новую схему боевой машины.
1. У израильского танка моторно-трансмиссионный отсек расположен в передней части машины, являясь дополнительной защитой экипажа от противотанковых средств — в лобовую проекцию танка по статистике попадает большинство снарядов.
2. «Танк — это дом экипажа в военное время». Танкисты могут по нескольку суток не выходить из боев, испытывая тяжелейшие перегрузки от усталости и нервного истощения. Потому Таль предложил концепцию круглосуточного использования танка, для чего боевое отделение должно быть большим и вмещать два экипажа — один отдыхает, второй воюет, или же может использоваться для транспортировки танкового десанта.
Чтобы даже раненный танкист мог покинуть подбитую машину, десантный люк должен быть большим и расположен в кормовой части танка.
Пожар в подбитом танке ведет к гибели экипажа, поэтому система пожаротушения должна быть многоразовой, ведь в течение боя в танк могут быть многократные попадания.
3. Статистика показывала, что в случае детонации боекомплекта и топлива экипаж гибнет полностью. Потому боевое отделение должно быть отделено броней от топливных баков и боекомплекта, а сам боекомплект должен быть размещен в отдельном контейнере и автоматически отстреливаться от танка при поражении его противотанковым средством. Топливные баки должны быть в кормовой части танка, в зоне наименее вероятного поражения от противотанковых средств.
4. Танк должен иметь модульную конструкцию — путем замены модулей подбитый танк может быть быстро восстановлен на поле боя. Кроме того, модернизация танка может быть легко осуществлена путем замены устаревших модулей на более совершенные.
Все эти идеи были революционны для танкостроения и полностью изменяли традиционные представления о роли и месте танка в современном бою.
Программа создания танка была утверждена в августе 1970 года, и группа в составе всего 35 офицеров-танкистов под руководством генерала Тала начала разрабатывать новый танк.
Так создавалась израильская танковая промышленность, сегодня в проекте участвуют более 200 израильских промышленных компаний, производящих большинство компонентов танка — от броневой стали и артиллерийских орудий до сверхточного электронного и компьютерного оборудования.
Реализация идей генерала Таля привела к созданию большой, тяжелой (вес танка 63 тонны) машины с мощной броневой защитой в передней части танка и просторным боевым отделением. Боевое отделение может использоваться для транспортировки десанта и имущества, а также обеспечивать эвакуацию с поля боя раненых.
Своему танку генерал Таль дал название «Меркава», что на иврите означает «Боевая колесница». Слово это пришло из ТАНАХа, оно упоминается в первой главе Книги пророка Иезекииля как символ движения, мощи и устойчивого основания.
Первые слухи о том, что Израиль разрабатывает свой танк, начали распространяться в 1972 году. Весной 1977-го израильское телевидение показало новый танк, после чего снимки, сделанные с экрана телевизора, обошли страницы многих военных изданий.
Тогда же появилась информация, что началось производство предсерийной партии из 40 машин; в октябре 1978 года первый танк «Меркава» был официально передан в войска. Командование одним из первых батальонов, укомплектованных «Меркавами», принял сын генерала Таля.
Официальная презентация танка состоялась во время визита премьер-министра Израиля Менахема Бегина на танковый завод израильской военно-промышленной корпорации Israel Military Industries.
Танк Меркава на границе с сектором Газа. Фото: Emilio Morenatti / AP, архив
С конвейерных линий израильских танковых заводов вышли уже четыре поколения танков «Меркава». Начиная с 2005 года весь танковый парк ЦАХАЛа состоит из отечественных боевых машин «Меркава».
Сегодня практически вся бронетехника, производимая в разных странах мира, строится на основе концепций, впервые апробированных в танке «Меркава». В конструкции самого современного российского танка «Армата» также реализованы идеи израильского «танкового гуру».
Каким будет «танк будущего»
«Арабская весна», начавшаяся несколько лет назад, привела к крушению стран, враждебных Израилю. Сегодня регулярные армии Сирии и Египта практически разрушены и тысячи танков, стоявших на их вооружении, больше не в состоянии атаковать израильские границы. Противник больше не способен вести классическую «симметричную» войну, по типу Второй мировой войны, в которой участвуют огромные регулярные армии противоборствующих стран. А танк создавался для ведения именно таких войн.
Сегодня резко возросла вероятность «ассиметричной войны» — войны регулярной армии против террористических группировок. Противник здесь проявляет себя совсем не однозначно, зачастую он скрывается среди сочувствующего террористам гражданского населения. Однако на его вооружении может находиться современное оружие, которым он способен нанести регулярной армии тяжелые потери.
Примером такого разгрома регулярной армии террористами является штурм Грозного российскими войсками в новогодние дни 1995 года и гибель Майкопской бригады, которая тогда потеряла 189 человек убитыми, пленными и пропавшими без вести, 22 танка Т-72 из 26-ти, 102 БМП из 120-ти. Танки оказались беззащитны против противотанковых средств террористов, действующих вопреки законам «симметричных» войн.
Стремительное развитие средств уничтожения бронетехники поставило под вопрос перспективы боевого применения танков и боевых машин. Решить проблему живучести танка и его экипажа за счет дальнейшего наращивания толщины брони оказалось невозможным из-за фатального увеличения массы бронесредства. Мощная броня перестала быть залогом живучести современной бронетехники.
Ответом на победу снаряда в схватке «броня — снаряд» cтало создание Active Protection Systems (APS), совершивших настоящий переворот в борьбе за живучесть танков и их экипажей.
АPS уничтожает или изменяет траектории полета подлетающих к танку ракет, снарядов и гранат. Для решения этих задач используются различные технические решения, условно разделяемые на методы Soft-kill and Нard-kill.
Soft-kill методы защиты бронетехники предназначены для создания ложных целей или изменения траектории полета подлетающих боеприпасов. В результате подлетающий боеприпас уходит «в молоко», не достигая атакуемое бронесредство.
Нard-kill методы защиты бронетехники предполагают активное воздействие на подлетающие боеприпасы, их перехват и уничтожение. Работа APS в этом случае сводится к обнаружению нападающего противотанкового снаряда и отстрелу в соответствующий момент времени защитным боеприпасом.
Обнаружение летящих к танку боеприпасов осуществляется бортовой радиолокационной станцией, установленной на танке. В бою РЛС обеспечивает поиск и обнаружение целей, подлетающих к танку. Информация о параметрах движения цели передается в бортовой компьютер. Компьютер выдает команду на пуск защитного боеприпаса. Весь этот процесс от обнаружения подлетающего боеприпаса до его уничтожения лежит во временном диапазоне от миллисекунд до секунд. ЦАХАЛ стал первой в мире армией, в которой все серийные танки «Меркава Мк4» оснащены системами активной защиты танков Trophy.
Впрочем, развитие средств активной защиты танков неожиданно привело к, казалось бы, парадоксальному выводу — если бронетехнике теперь не угрожают противотанковые ракеты и снаряды, то тогда ни к чему оказывается и сама броня.
Получается, что любая мобильная платформа, оснащенная системами активной защиты и лишенная тяжелой брони, будет намного легче, дешевле и быстрее традиционного танка.
В израильском военном ведомстве была создана специальная группа из офицеров-танкистов и инженеров, чтобы определить принципы построения «танка будущего». Их задачей было сформулировать концептуальные идеи боевой бронированной машины, способной обеспечить мобильную и мощную огневую поддержку на поле боя.
Перед группой стояли следующие вопросы:
1. Будет ли танк будущего легче нынешней 70-тонной «Меркавы». Ведь существующие уже сегодня средства активной защиты бронетехники, уничтожающие противотанковые ракеты на подлете, позволяют безболезненно отказаться от толстой многослойной брони, которая снижает скорость танка, а также увеличивает расходы на топливо и издержки производства.
2. Какой экипаж необходим для обслуживания танка будущего. Развитие компьютерных систем и телекоммуникаций позволяет уже сегодня отказаться от ряда членов экипажа и даже сделать его полностью «беспилотным».
3. В танке будущего будет использоваться традиционное башенное орудие, или же это иная система. «Когда мы думаем о том, каким должен быть танк будущего, нам необходим широкий взгляд на все существующие технологии, — считает генерал Игаль Словик, до недавнего времени командующий бронетанковыми войсками ЦАХАЛа. — Например, электромагнитные и лазерные пушки, которые сейчас слишком велики по размерам, и использовать их невозможно. Однако в недалеком будущем такое оружие станет реальностью».
4. Какой танковый двигатель необходим. Например, в качестве силовой установки в танке может быть гибридный двигатель, который за счет сжигания топлива заряжает батареи, а потом использует их для обеспечения движения машины на протяжении длительного времени, и будет ли «танк будущего» колесным или останется на гусеничном ходу.
Израильские эксперты на основе этих опросов пришли к такому выводу:
Танк будущего будет радикально отличаться от традиционных танков. Сомнительно даже то, что его вообще можно будет назвать танком — настолько он будет отличаться от привычной бронетехники.
Автор Александр Шульман