"Калашников" вернется
Дмитрий Рогозин пообещал депутатам перевооружать промышленность и армию
В День Победы 9 мая 2015 года на Красной площади мы увидим новые образцы вооружения и военной техники. "Не модернизированные, а совершенно новые, новых унифицированных платформ - "Армата", "Бумеранг", "Курганец", - под аплодисменты пообещал вчера депутатам вице-премьер Дмитрий Рогозин на "правительственном часе" в Госдуме. Он выразил надежду на то, что у всех у нас "будет общее основание гордиться нашей возрождаемой оборонной промышленностью, нашей возрождаемой военной наукой и нашими Вооруженными силами". Кроме того, необходимо возрождать и поддерживать национальные брэнды, такие как "Калашников" и "Яковлев"
Такая перспектива порадовала даже тех народных избранников, которые в военном деле совсем не смыслили, а про сверхновые образцы бронетехники "Армата" и "Бумеранг" вообще впервые узнали. Рогозину парламентарии верили, хвалили его за работу Военно-промышленной комиссии, которой руководит, и за честные ответы на острые вопросы, даже когда речь шла о таких секретных темах, как обороноспособность страны. Впрочем, военных тайн с думской трибуны вице-премьер не открывал. Но о проблемах, возникающих при реализации госпрограммы вооружения 2011 - 2020 годов и подготовки новой программы на перспективу, говорил прямо.
Одна из проблем была связана с подготовкой промышленности к исполнению "наиважнейших задач" гособоронзаказа. "Конечно, по уму надо было бы действовать последовательно: сначала подготовка промышленности, а потом исполнение предприятиями задач, которые прописаны в госпрограмме, но приходилось все делать одновременно, синхронно, - объяснял депутатам Рогозин, - и поставки модернизированных образцов вооружения и военной техники в войска, и одновременно перевооружение самой промышленности". По словам вице-премьера, в каком-то смысле это напоминало "тяжелые времена Великой Отечественной войны, когда приходилось перебрасывать промышленные мощности на Урал, в Сибирь и там разворачивать производство". Так и сейчас. "Мы реализуем часть программы вооружения на существующих производственных мощностях, на старой технологической базе, где порой мы сталкиваемся с тем, что работаем на станках, которые были еще вывезены по репарациям и контрибуциям 1945 года", - признался парламентариям Рогозин
Пришлось решать и такую проблему, как мобилизационные задания, которые, как заметил Рогозин, во многом были обременением для многих производственных предприятий: когда государство делало вид, что оплачивает мобилизационные мощности предприятий, - на самом деле оплата едва доходила до 17 процентов того, что требовалось. А предприятия изображали, что они имеют и сохраняют эти мобилизационные мощности на случай чрезвычайных ситуаций. Теперь этот план переработан с учетом новых рисков и новых угроз. "Ставка сделана не на то, чтобы сохранять старые производственные мощности, старые цеха под амбарными замками, а на то, чтобы мгновенно, очень быстро запустить механизм резкого увеличения производительности труда на современном оборудовании и производить не всякое старье и хлам, а только то, что реально заложено в программе вооружения, - подчеркнул Дмитрий Рогозин.
Программа должна стать инновационной. "Отсюда резкая потребность в том, чтобы повысить статус генерального конструктора" - это человек, который несет полную ответственность за поиск новых решений. Мы нуждаемся в генеральных конструкторах уровня Королева, заметил Рогозин. Он не стал давать депутатам подробную информацию о крупных проектах, которыми занимается наука и Фонд перспективных исследований. Сказал только, что один из таких проектов связан с подготовкой военно-технического и научно-технического ответа на стратегию глобального молниеносного удара, которая сегодня является главной стратегией США. "Мы не можем себе позволить оказаться в другом научно-техническом укладе в военном деле, когда сегодня активнейшим образом развиваются высокоточные средства, гиперзвуковые технологии, новые материалы, которые тянет за собой развитие высокоточного оружия", - заявил Рогозин. И определил цели: надо развивать свою электронную промышленность - сегодня мы зависим полностью от импорта всей компонентной базы из-за рубежа. По сути, находимся просто под колпаком, под полным контролем тех, кто производит эту элементно-компонентную базу. Если наша промышленность не будет способна делать это, мы "просто сядем на очередную иглу", чего мы позволить себе в вопросах стратегической безопасности никак не можем".
А в перспективе - создание роботизированных машин, автоматизированных систем управления, техники, позволяющей нашему солдату (а их у нас немного, уточнил Рогозин) одному воевать против пятерых.
Депутаты спрашивали и про космодром "Восточный", который, как признал сам Рогозин, "единственная реальная гарантированная возможность беспрепятственного доступа Российской Федерации в космическое пространство и решение всех гражданских и оборонных задач". Вице-премьер ответил категорично: никаких срывов в строительстве здесь быть не может. Ответственные за срыв стройки уволены.
Рогозин считает, что нужно "консолидировать промышленность под новые задачи". И возвращать, возрождать национальные имена, национальные марки, которыми мы можем гордиться: "Калашников", "Яковлев"... "Магистральный самолет двадцать первого века так и будет называться Як-242, а не МС-21", - порадовал депутатов вице-премьер. И предложил совместными усилиями разорвать дурную традицию, доставшуюся из советских времен, и научиться пользоваться достижениями оборонки "в гражданском смысле". В качестве примера Рогозин привел систему ГЛОНАСС, которая все никак не заработает в полную силу на "гражданке".
Тамара Шкель
Источник: http://www.rg.ru/