Профессионалы завтрашней войны
Важнейшей проблемой военного образования в России стала модернизация системы подготовки офицерских кадров. В обучение и воспитание курсантов военных училищ были внесены изменения. Но до сих пор добавляются новые разделы, все время расширяется перечень плановых тем. При этом в программах много ненужного, в то время как многие вопросы остаются за рамками обучения.РАЗУМНАЯ ИНИЦИАТИВА
НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ НАКАЗУЕМА
Ни одной программой военного обучения не предусмотрена выработка у будущих офицеров инициативы, умения генерировать собственные варианты решения. Конечно, знать основополагающие закономерности, принципы и правила ведения боевых действий нужно, но очень часто командирам в бою приходится принимать решения, полагаясь исключительно на свою сообразительность.
Воспитанию инициативы и самостоятельности офицеров уделялось пристальное внимание с момента образования регулярной русской армии. Офицерам предоставлялась инициатива в действиях сообразно «случаю» и «обыкновению» противника. За «нерассуждение» в бою офицер подвергался суровому наказанию. Особо подчеркивалось, что в воинском Уставе «порядки писаны, а времен и случаев нет», поэтому в военных действиях нужно иметь «рассуждение», сообразуясь с обстоятельствами, а не держаться Устава, «яко слепой стены».
К сожалению, эти способности офицерами стали понемногу утрачиваться. «После войны на оперативно-тактических занятиях и учениях было принято говорить, что решение того или иного командира соответствует или не соответствует требованиям устава, – свидетельствует генерал армии Гареев. – Но решение по определенной задаче не может и не должно соответствовать уставам или иным теоретическим положениям. Оно может быть жизненным только в том случае, если учитывает все оттенки сложившихся условий, соответствует конкретной обстановке и обеспечивает наиболее эффективное выполнение поставленной задачи… Самый страшный враг рационального военного искусства – это шаблон и догматизм. Сила военного искусства – в творчестве, новаторстве, оригинальности, а следовательно, в неожиданности решений и действий для противника».
Будущему офицеру нужны фундаментальные знания истории военного искусства. Но не для возведения в ранг догм, а для осмысления и творческого приложения к современным условиям. Хотя классические теории войны в разработках Сунь-цзы, Вегеция, Макиавелли, Клаузевица, Свечина, Гарта и требуют адаптации к нынешней эпохе, фундаментально они остаются справедливыми. Логика войны и стратегического мышления столь же универсальна и бесконечна, как и сама человеческая природа.
Курсанты военных училищ должны получать такие знания, которые давали бы им возможность в короткий срок освоить любую военную специальность. Учитывая, что концепция вооруженной борьбы и военная техника кардинально меняется в течение 5–10 лет, будущий офицер должен уметь учиться, самостоятельно овладевать знаниями. Пример в этом показал Александр Суворов, который к 20 годам самостоятельно изучил и досконально знал все походы Македонского, Ганнибала, Цезаря, Конде и других известных тогда полководцев. В дальнейшем он освоил семь иностранных языков, в том числе турецкий и финский, прекрасно овладел математикой и другими науками. И не проиграл ни одного сражения.
В военном вузе педагоги должны делать все возможное, чтобы курсанты напрочь забыли школьную подготовку в виде «натаскивания» на сдачу ЕГЭ. Будущих офицеров необходимо учить мыслить самостоятельно, а не готовить из них начетчиков, как это делается в школе. Курсантов необходимо ориентировать на самостоятельный поиск нужного решения проблемных вопросов, а не на умение находить нужный вариант из представленного их набора.
Большую помощь в развитии творческого мышления оказывает изучение естественно-научных дисциплин, и прежде всего математики и информатики. В основе всех концепций вооруженной борьбы будущего лежит использование информационных технологий. Поэтому без знания информатики, без умения применять алгоритмические методы решения задач оптимального планирования и управления невозможно становление будущего командира. Каждый курсант должен проводить расчеты с использованием электронных таблиц, работать с базами данных, создавать алгоритмы и писать программы на языках программирования высокого уровня.
Немаловажную роль в становлении будущего командира играет изучение гуманитарных наук, в первую очередь педагогики и психологии. От командира требуется умение убеждать людей.
БОЕВАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ
И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Важнейшее значение имеет боевая подготовка. Основной метод обучения должен быть наглядный, а не словесный, как в большинстве военных вузов в настоящее время. Основное учебное время должно быть отведено напоказ и отработку практических действий – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но еще лучше – один раз сделать, чем сто раз увидеть.
Для качественной подготовки необходимы постоянные стажировки курсантов в воинских частях. В настоящее время стажировка проводится лишь на последнем году обучения курсантов. В результате после окончания училища офицеры нуждаются в дополнительной подготовке и адаптации к особенностям службы в воинской части. Стажировка в воинских частях по окончании каждого курса в военном вузе будет способствовать не только более качественной подготовке будущих офицеров, но и позволит командирам воинских частей заранее подобрать резерв для замещения вакантных офицерских должностей. Кроме того, тесное взаимодействие военных вузов с воинскими частями позволяет решить многие проблемы в обучении и воспитании курсантов. К сожалению, этот огромный потенциал большинство военных вузов не использует.
Не менее важной является политическая подготовка. На всем протяжении истории русской армии офицеров пытались вовлечь в политику, привлечь на свою сторону, исходя из разнообразных убеждений и верований.
Царская власть запретила офицерам обращаться к политике. При производстве в офицеры давалась подписка следующего содержания (текст ее так и оставался неизменен до 1917 года): «Я, нижеподписавшийся, даю сию подписку в том, что ни к каким масонским ложам и тайным обществам, Думам, Управам и прочим, под какими бы названиями они ни существовали, я не принадлежал и впредь принадлежать не буду, и что не только членам оных обществ по обязательству, чрез клятву или честное слово не был, да и не посещал и даже не знал об них, и чрез подговоры вне лож, Дум, Управ, как об обществах, так и о членах, тоже ничего не знал и обязательств без форм и клятв никаких не давал».
Такие клятвы пагубно сказались на политической подготовке офицеров и были одной из причин растерянности офицерского корпуса в ходе событий Февраля–Октября 1917 года. Политическое размежевание офицеров стало возможным лишь как следствие их политического невежества, а их практические действия нередко определялись сложившейся политической конъюнктурой, а не идейными позициями.
«Погоня за оставлением армии вне политики и общественных взглядов представляется ныне не чем иным, как плодом канцелярских мудрствований», – утверждал царский генерал-майор Владимир Воронецкий, до июля 1916 года воглавлявший штаб 13-го армейского корпуса.
Роль политической подготовки офицерского корпуса обусловливается следующими обстоятельствами.
Во-первых, армия является инструментом власти. Офицерский корпус не может блуждать в политических потемках: он должен быть политически просвещен и сопричастен к тем государственным задачам, которые решает власть. Офицер должен быть активным носителем государственной и национальной идеи.
Во-вторых, политическая подготовка войны, политический аспект самой войны требуют высокой политической квалификации не только высшего, но и старшего и младшего офицерства.
В-третьих, сама война требует от офицера умения управлять и направлять энергию масс на достижение победы, а без идеологии справиться с этой задачей невозможно.
В-четвертых, попытки политических партий использовать офицерство в борьбе за власть, требуют не только политической бдительности, но и политической прозорливости, умения за действиями отдельных партий, групп и лиц видеть общее благо государства.
Наконец, в-пятых, офицерство следует рассматривать, как важнейший кадровый резерв государства.
Поэтому важнейшим направлением обучения курсантов военных училищ должна стать политическая подготовка. При этом политическая подготовка курсантов есть нечто большее, чем просто сумма занятий и семинаров. Это – сложный и многогранный методический комплекс, позволяющий решать многие вопросы становления будущего офицера. Просто информировать о политических вопросах – лишь полдела. Необходимо вступать в дискуссию по спорным положениям. Лишь тогда будущий офицер станет компетентным в принятии политических решений и сможет убеждать и воспитывать военнослужащих срочной службы, которые могут быть членами различных политических партий и движений.
Сейчас физическое здоровье российских граждан значительно снизилось. Опыт чеченских войн показал слабый уровень физической подготовки и многих офицеров Вооруженных сил. Об уровне подготовки солдат и вообще не стоит говорить. Поэтому в военных училищах необходимо заняться вопросами укрепления и поддержания здоровья курсантов. Большую пользу принесло бы включение в программу обучения занятий боевыми искусствами. Такие программы есть в Китае, Корее, Японии. Был такой опыт и у нас, когда, например, бокс входил в программу суворовских училищ, а дзю-дзюцу – юнкерских училищ.
Изучение боевых искусств способствует также воспитанию собранности, внимательности, умению не упускать из виду детали, проникать в замыслы противника. Используемые в боевых искусствах методы психофизического воспитания употребляются и с целью развития определенных морально-волевых качеств, навыков саморегуляции, позволяющих противостоять стрессам и перегрузкам военной службы. Занятия боевыми искусствами способствуют развитию активности, целеустремленности.
НАС УЧАТ ТЕ, КОГО МЫ ВЫУЧИЛИ САМИ
Определяющая роль в подготовке будущих офицеров принадлежит руководству военным образованием. К сожалению, Департамент образования Минобороны РФ, когда его возглавляла Екатерина Приезжева, сделал немало для развала системы военного образования. Ликвидировали многие военные академии и вузы, в семь раз сократили профессорско-преподавательский состав. Перешли на трехуровневую болонскую систему, что повлекло снижение качества подготовки (кстати, министр обороны генерал армии Сергей Шойгу ее уже отменил).
Важнейшую роль в подготовке будущих офицеров играют преподаватели военных училищ. При этом уровень подготовки самих преподавателей за последние годы резко снизился. Это связано с отсутствием у некоторых преподавателей боевого опыта, а порой и службы в войсках. Один мой знакомый по военному училищу прошел «боевой путь» от лейтенанта до полковника, сидя за одним столом в одном помещении и обучая курсантов уставам Вооруженных сил. Другой сослуживец по Военной академии при написании кандидатской диссертации по эксплуатации боевого ракетного комплекса ходил в Центральный музей Вооруженных сил, чтобы посмотреть, как этот комплекс выглядит вживую.
Поэтому имеет смысл проводить ротацию офицеров-преподавателей и офицеров из войск, направляя первых в длительную командировку в войска для обновления и пополнения знаний, а наиболее подготовленных офицеров из войск откомандировывать в военные училища на преподавательскую работу. Например, в США после войны в Персидском заливе получившие боевой опыт офицеров были направлены на преподавательскую работу в Университет национальной обороны, военные колледжи и учебные центры в фортах Ливенворт, Нокс, Бенин и другие.
В наших гражданских вузах сейчас больше времени уделяется изучению фундаментальных наук, а узкоспециальные дисциплины выносятся в программу специальных курсов и семинаров. Это способствует тому, что каждый студент может сделать выбор в изучении специальных дисциплин, сообразуясь со своими способностями и наклонностью, что дает выпускникам базу для овладения любой специальностью по профилю вуза.
Такой опыт, думается, полезен и для Минобороны. Увеличение времени на изучение фундаментальных наук за счет некоторого сокращения узкоспециальных дисциплин и более гибкое их распределение способствовали бы скорейшему росту числа военных специалистов, используемых в различных областях деятельности.