Сердюкова работа исправит
На бывшего министра обороны завели уголовное делоПротив экс-министра обороны Анатолия Сердюкова возбуждено уголовное дело по статье о халатности (ч.1 ст. 293 УК РФ). Главное военное следственное управление Следственного комитета России (СКР) вменяет ему незаконное строительство автодороги в Астраханской области за счет бюджета военного ведомства.
По версии следствия, господин Сердюков, будучи главой Минобороны, в устной форме поручил подчиненным построить за счет бюджета министерства дорогу от села Краса Икрянинского района Астраханской области до острова Школьный, на котором располагается некоммерческое партнерство «Житное».
«Распоряжение Сердюков мотивировал якобы желанием создать базу отдыха для нужд Минобороны. Кроме того, по распоряжению бывшего министра также были проведены работы по обустройству территории «Житного». Надо отметить, что работы по озеленению проводились бойцами-срочниками авиационной части, а автодорогу строил батальон железнодорожных войск»,— говорится в сообщении СКР.
В итоге была построена дорога, которой могли пользоваться лишь владельцы и посетители «Житного». Заметим, сама база отдыха стоимостью 150 миллионов рублей принадлежала зятю экс-министра Валерию Пузикову. В сентябре этого года сообщалось, что Пузиков передал ее Минобороны.
Ущерб, нанесенный Анатолием Сердюковым государству, следствие оценивает в 56 миллионов рублей. Окончательная квалификация его действий будет дана по результатам расследования уголовного дела. Пока ему грозят штраф в размере до 120 000 рублей, исправительные работы сроком до одного года или арест на три месяца.
В пятницу к 10:30 Сердюков вызван на допрос в Следственный комитет. «Он будет давать показания в качестве подозреваемого, а не свидетеля, свидетелем он уже был», - пояснил «Интерфаксу» источник, знакомый с ситуацией.
Бывший глава Минобороны уже дал понять, что готов сотрудничать со следствием. «Анатолий Эдуардович готов к труду и обороне, он законопослушный гражданин», - заявил адвокат экс-министра Константин Ривкин. На ближайшие допросы экс-министр будет приходить в присутствии двух своих адвокатов.
Что означает новый поворот в судьбе Сердюкова?
– Сейчас в российской элите имеются две большие группы, одна из которых настаивает, чтобы дело Сердюкова было доведено до обвинительного приговора, – считает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. – В свою очередь, вторая группа опасается, что оно приведет к делигитимации власти. По мнению этой группы, борьбу с коррупцией на федеральном уровне надо свернуть, а вести исключительно для видимости на региональном и муниципальном уровнях.
Представители первой группы получили серьезный удар, когда Анатолия Сердюкова назначили в «Ростехнологии». Они сразу просигналили, что готовы повышать ставки. Как только стало известно о трудоустройстве экс-министра, в СКР заявили, что ему рано расслабляться. И вот сейчас мы видим ответный шаг со стороны Следственного комитета. Раньше у СКР была достаточно мягкая стратегия – в рамках дела «Оборонсервиса» набрать достаточно компромата, чтобы перевести Сердюкова из свидетелей в подозреваемые. Сейчас в ход пошел жесткий вариант: возбуждается новое уголовное дело, и по нему Сердюков сразу становится подозреваемым. Это значит, ставки действительно повысились, и вероятность раскола внутри элиты растет.
«СП»: – Две группы элиты – это силовики и либералы?
– Деление на силовиков и либералов во многом устарело. Мы видим, например, что Сердюков получил назначение в «Ростехнологии», которые контролируются Сергеем Чемезовым. Чемезова принято относить к силовикам, именно он год назад приложил руку к отставке Анатолия Сердюкова – и, тем не менее, предоставил ему крышу.
На мой взгляд, сегодня элита делится по-другому. Первую группу составляют сторонники жесткой линии – «хардлайнеры». Эти люди выступают за закручивание гаек, форсирование оборонно-промышленного комплекса, мобилизационное развитие экономики и строительство мобилизационной политической надстройки. А вторую составляют «умеренные» – они выступают за сохранение статуса-кво, который существовал в «нулевые» годы. И в первой, и во второй группе есть представители силовой корпорации, причем весьма высокопоставленные.
«СП»: – Насколько глубокий раскол намечается между «хардлайнерами» и «умеренными»?
– Все зависит от желания сторон идти на компромисс. Сейчас я такого желания не вижу. «Хардлайнеры» прямо говорят, что статус-кво себя исчерпал, пора переходить к мобилизационному сценарию, и уже предъявляют претензии лично Владимиру Путину. «Умеренные» считают, что разрушать статус-кво недопустимо. Сердюков стал разменной монетой в этой крупной игре. По большому счету – он маркер, показывающий, какая из сторон перетягивает одеяло на себя.
Если бы речь шла только о личности Сердюкова, думаю, обе стороны без проблем пошли бы на компромисс. Но он поневоле стал знаковой фигурой, от судьбы которой зависит выбор курса.
«СП»: – Претензии к Путину означают, что если победят «хардлайнеры», то последует смена президента?
– В принципе, да – «хардлайнеры» настроены на формирование новой системы координат. В нынешней системе есть Владимир Путин, который равноудален от всех групп влияния, и является арбитром во внутриэлитных спорах. В «нулевые» годы такое положение удовлетворяло всех – и нынешних сторонников жесткой линии, и либералов. Сейчас «хардлайнеры» ставят под сомнение статус Путина как верховного арбитра.
Во время предыдущего витка наступления «хардлайнеров» – осенью 2012 года и зимой 2012-2013 годов – близкие к ним блоггеры намекали: либо Путин принимает сторону «хардлайнеров», либо его ждут неприятности. Это можно расценивать как угрозу. К лету Путин с помощью сложных аппаратных комбинаций восстановил равновесие внутри элиты, и «хардлайнеры» на время затихли. Но с конца сентября текущего года они начали новое наступление: сначала в ход пошла критика правительства Дмитрия Медведева, а теперь – и аппаратные приемы, вроде возбуждения уголовного дела против Сердюкова.
Если события будет развиваться в этом направлении, внутриэлитный раскол рано или поздно приведет к революционной ситуации. Одна из сторон начнет апеллировать к массам, массы выйдут на улицы, элита потеряет над ними контроль – и дальше дело пойдет по классическому революционному сценарию…
– Главная проблема Кремля в связи с Сердюковым – не допустить возникновения в обществе ощущения безнаказанности экс-министра, – уверен член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. – Сердюков сыграл свою роль крайнего, которая была необходима для острастки политических элит. Доводить его дело до реального наказания Кремлю не нужно. В первую очередь, потому, что в рамках существующих правил внутриэлитной игры Сердюков ничего не нарушил: он был лоялен Путину и реализовывал программу, которую ему поручили. Другими словами, на его месте мог бы оказаться любой член бюрократической системы.
Сейчас Сердюкову предъявляют смехотворные обвинения. Масштаб коррупционных преступлений, который обсуждался в рамках дела «Оборонсервиса», никак не соответствует конкретной ситуации со строительством автодороги. Поэтому говорить, что кто-то хочет засадить его в тюрьму, не приходится.
На деле, Сердюкова выводят из-под удара. Но делают это так, чтобы в обществе не возникало разговоров, дескать, экс-министр вышел сухим из воды. Это не усиление давление на Сердюкова и не ужесточение наказания. Равно как и его назначение на нынешнюю мизерную должность нельзя рассматривать как большое поощрение. Это просто знак, что Сердюков – рукопожатный в нынешней системе, и что в будущем его карьера может быть успешно продолжена.
Думаю, после некоторого шума вокруг нового уголовного дела окажется, что толку от него никакого. В итоге, обвинения с Сердюкова либо вообще снимут, либо пожурят за самое незначительное правонарушение из тех, что ему инкриминируют…
– Я бы не считал уголовное дело против Сердюкова проходным, – отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. – Это единственное дело, где у следствия имеются материалы о непосредственном участии экс-министра в противоправной деятельности.
Есть еще важный момент: нынешней осенью появились слухи, что все дела в отношении Сердюкова могут закрыть. Как видим, этого не произошло. Это верный признак, что Следственный комитет будет дожимать ситуацию. В пользу этой версии говорит и тот факт, что Елена Васильева, судя по всему, не дает показания, и выйти через нее на обвинительный приговор Сердюкову невозможно. Поэтому вполне вероятно, что обвинение будет предъявлено именно по «автодорожному» делу.
Думаю, Путину необходимы реальные объекты антикоррупционной кампании и реальные посадки. Как отмечал сам президент, значительная часть коррупционеров отделывается условными сроками и штрафами. Теперь понятно, что кампания будет ужесточена, и одной из ее жертв станет Анатолий Сердюков.
Фото: Дмитрий Астахов/ РИА Новости