Мы купили, вы заплатите
Офсетные сделки как инструмент эффективных оружейных продажКрупнейшие мировые экспортеры продукции военного назначения часто пользуются официальным механизмом офсетных сделок, которые представляют собой своего рода «благодарность» за заключение дорогостоящих контрактов. Способов выразить такую признательность у мировых поставщиков множество: от строительства заводов и создания новых рабочих мест на территории страны-покупателя до оказания помощи рыболовецким компаниям по загону крупной рыбы на морские отмели. По данным британских экспертов, только западные предприятия военно-промышленного комплекса «задолжали» своим покупателям 75 миллиардов долларов, а общая сумма офсетных обязательств на мировом оружейном рынке в 2012 году составила около 260 миллиардов долларов.
Анализ офсетных обязательств оборонных предприятий провели газета The Financial Times и информационное агентство Jane’s. Они рассмотрели экспортные поставки 12 крупнейших западных экспортеров продукции военного назначения. Поскольку содержание офсетных сделок зачастую не разглашается (а если и разглашается, то в самых общих чертах), точную сумму подобных обязательств оборонных предприятий рассчитать сложно, в реальности она может быть меньше или больше тех 75 миллиардов долларов, которые насчитали британские эксперты.
Офсетное соглашение представляет собой разновидность компенсационной сделки, которая заключается параллельно с контрактом на поставку какой-либо продукции. Как правило, такие сделки заключаются в сфере поставки высокотехнологичной и дорогостоящей продукции военного или двойного назначения. Офсетные соглашения оговариваются при подписании основного контракта, а заключаются в проработанном и согласованном виде уже позднее (но иногда они подписываются и одновременно).
Меняем самолет на оливковое масло
В большинстве случаев продавец обязуется в том или ином виде реинвестировать часть вырученных средств в экономику государства-импортера. Это может быть создание на территории страны-покупателя совместного производства военной техники, передача технологий производства, участие в важных проектах разработки вооружений, строительство инфраструктуры или реже – прямые инвестиции в экономику. Случается, что экспортеры оказываются неспособны выполнить офсетные обязательства в полном объеме и уже на частном уровне договариваются с властями государств-покупателей о других способах выражения «признательности» за сотрудничество.
Именно так появляются сделки, ничего, кроме крайнего изумления, не вызывающие. Например, военно-транспортные самолеты C-130J Super Hercules были поставлены Тунису частично в обмен на оливковое масло. Британская же компания BAE Systems оказывала помощь рыболовам Омана в загоне крупной рыбы на светлые отмели (там ее легче заметить и выловить) в качестве «благодарности» за покупку боевых самолетов Eurofighter Typhoon. Подобных соглашений заключается множество, но не все они становятся достоянием общественности.
Транспортный самолет C-130J-30 Super Hercules для ВВС Туниса. Источник: www.lockheedmartin.com
Ожидается, что в течение ближайших пяти лет их станет еще больше, а сумма офсетных обязательств «оборонщиков» всего мира как минимум удвоится. Это будет связано с выходом стран Азии и Ближнего Востока на мировой рынок вооружений и последующим обострением конкуренции (как известно, китайцы, например, предлагают относительно дешевую военную технику и зачастую соглашаются на все мыслимые и немыслимые варианты сотрудничества с покупателями).
В 2011 году крупнейшим совокупным объемом офсетных сделок располагала американская компания Lockheed Martin, обязавшаяся «отблагодарить» своих покупателей на общую сумму 27 миллиардов долларов. Это в десять раз больше чистой прибыли предприятия за 2012 год. Американский же авиастроительный концерн Boeing набрал офсетных обязательств на сумму 12,6 миллиарда долларов (чистая прибыль в 2012-м – 3,9 миллиарда долларов), компания Raytheon – 7,9 миллиарда (чистая прибыль – 1,9 миллиарда), а европейский концерн EADS – 7,6 миллиарда долларов (прибыль – 1,6 миллиарда).
На протяжении последних лет суммы заключенных офсетных соглашений на мировом рынке вооружений постоянно росли. Так, если в 2010 году общая стоимость таких контрактов едва дотягивала до отметки 200 миллиардов долларов, то в 2012-м она приблизилась к 260 миллиардам. С учетом темпов роста рынка вооружений можно предположить, что по итогам 2013 года этот показатель достигнет 290 миллиардов долларов, 2014-го – 320 миллиардов, 2015-го – 380 миллиардов, а 2016-го – 430 миллиардов долларов.
Неисполнение офсетных обязательств карается так же, как и неисполнение основного контракта: виновный (в данном случае продавец) выплачивает неустойку. Так, в 2010 году Греция применила штрафные санкции по 70 невыполненным в полной мере офсетным соглашениям, а Индия – по 13 из 18 таких сделок, заключенных в 2005–2013 годах. Подробности о штрафных санкциях раскрываются еще реже, чем детали офсетных сделок.
Практика офсетных соглашений в мире стала активно развиваться с начала 2000-х годов. Однако в Японии, например, она применяется уже с 80-х. В этой стране «благодарность» со стороны поставщиков оборонной продукции (большинство из которых – американские компании) является неотъемлемой частью поддержки промышленности и экономики. Так, покупая те или иные оружейные системы, Япония обязательно требует участия собственных предприятий в программе их разработки и производства. В подавляющем большинстве случаев это значительно увеличивает стоимость конечной продукции. Например, цена одного истребителя F-16 Fighting Falcon американского производства – около 60 миллионов долларов. В то же время боевой самолет Mitsubishi F-2, являющийся японской версией F-16, стоит уже около 110 миллионов долларов.
В Индии заключение офсетных соглашений при подписании военных контрактов в последнее время является обязательным – поставщики, заключая договоры, обязуются реинвестировать в индийскую экономику не менее 25 процентов суммы сделки. Как правило, подобные инвестиции принимаются в виде технологий, строительства совместных предприятий по производству и разработке военной техники или лицензий на выпуск конечной продукции и ее экспорт в третьи страны. Так, в 1996 году Индия купила 40 истребителей Су-30МКИ, получив при этом право самостоятельно произвести и при необходимости реэкспортировать до 150 самолетов такого типа.
В 2012 году министр обороны Индии Аракапарамбил Куриан Энтони рассказал о пользе офсетных соглашений, заключаемых при покупке иностранных военной техники и вооружений. В частности, к тому моменту объем реинвестиций американского концерна Boeing в индийскую экономику составил 1,7 миллиарда долларов. У этой компании Индия приобрела десять военно-транспортных самолетов C-17 Globemaster III и восемь патрульных самолетов P-8I Poseidon. Офсетная отдача от этих покупок составила 1,1 и 0,64 миллиарда долларов соответственно.
Среди других программ, оказавшихся полезными для экономики Индии, Энтони назвал закупку французских ракет MBDA MICA класса «воздух-воздух» (экономический эффект составил 386 миллионов долларов), российских вертолетов Ми-17В-5 (405 миллионов долларов) и модернизацию истребителей Mirage 2000 французского производства (593 миллиона долларов).
С недавних пор офсетные соглашения стали обязательными и в Индонезии. В феврале 2012 года эта страна приобрела у европейского авиастроительного концерна Airbus девять военно-транспортных самолетов C-295 за 325 миллионов долларов. По условиям контракта Airbus обязан реинвестировать в экономику Индонезии не менее 30 процентов от суммы сделки, в том числе за счет сборки части самолетов на индонезийском предприятии PT Digrantara.
В июле 2012 года Министерство обороны Израиля приобрело у итальянской компании Alenia Aermacchi 30 учебно-боевых самолетов M346 Master. Сумма этой сделки составила 600 миллионов долларов. Поставка самолетов начнется в середине 2014 года. Параллельно с основным контрактом было подписано и офсетное соглашение, согласно которому Alenia Aermacchi должна приобрести у израильских предприятий продукции военного назначения на сумму, сопоставимую с суммой сделки на поставку учебно-боевых самолетов. В частности, итальянская компания должна будет закупить часть продукции у израильской госкомпании Israel Aerospace Industries.
Россия не исключение
Есть такая практика и в России. В августе 2013 года российская самолетостроительная корпорация «МиГ» заключила два офсетных соглашения общей стоимостью 55 миллионов долларов. В соответствии с ними компания обязалась создать на территории Индии центры ремонта бортовых радиолокационных станций «Жук-МЭ» и обслуживания бортового оборудования истребителей МиГ-29UPG. Эти сделки заключены в рамках более масштабного контракта по модернизации индийских истребителей МиГ-29 до версии МиГ-29UPG.
МиГ-29UPG ВВС Индии
В сентябре текущего года Министерство обороны Турции подвело итоги тендера на поставку 12 дивизионов зенитных ракетных комплексов большой дальности. В конкурсе участвовали американские, европейская, китайская и российская компании. Победили китайцы – они предложили не только самые дешевые комплексы, но и их производство на территории покупателя со степенью локализации более 50 процентов. Российское же предложение оказалось самым дорогостоящим, а офсетные обязательства – несущественными и малопривлекательными. И даже в продленном тендере (власти Турции пошли на попятную и решили переиграть тендер в угоду США и НАТО) отечественному производителю с «неинтересным» предложением места не нашлось.
В мае 2003 года Малайзия приобрела у России 18 истребителей Су-30МКМ в обмен на помощь в отправке в космос первого малайзийского астронавта. Следует отметить, что долгое время российская сторона заявляла, что отечественное оружие поставляется на экспорт за наличные, однако в декабре 2009-го Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (контролирует весь военный экспорт России) призналась в использовании гибкой системы взаиморасчетов, при которой допускается и бартерный обмен. Например, в 1994-м Малайзия расплатилась за 18 истребителей МиГ-29 пальмовым маслом.
Так или иначе в 2000–2011 годах к механизмам офсетных сделок прибегали около 80 стран мира, покупавших военную продукцию, причем 23 из них при заключении контрактов на поставку вооружений и военной техники требовали обязательного подписания офсетных соглашений. При этом, по данным Jane’s, несмотря на сокращение расходов большинства стран мира на приобретение вооружений и военной техники, вызванное последствиями глобального финансово-экономического кризиса, объемы заключаемых офсетных сделок несколько возросли.
Не все согласны с бартерными сделками
Между тем офсетные соглашения уже не раз подвергались критике правительств Евросоюза и США (американские компании «благодарят» покупателей на суммы, превышающие объемы американской же правительственной военной помощи иностранным государствам). Против таких сделок выступают также Всемирная торговая организация и неправительственная организация Transparency International. Они полагают, что офсетные сделки нарушают структуру рынка вооружений и являются узаконенным видом взяточничества.
Кроме того, критики уверены, что подобные контракты способствуют развитию коррупции, приводят к неоправданному росту цен на продукцию военного назначения (поставщики нередко закладывают стоимость офсетных соглашений в сумму основного контракта) и иногда вынуждают власти государств-покупателей в погоне за экономической выгодой приобретать те вооружения и военную технику, которые им вовсе не нужны. Впрочем, критиковать офсетную систему проще, чем ей противостоять, и изменить сложившиеся механизмы закупки военной продукции скорее всего не получится.
Очевидно, что одновременно с ростом мирового рынка вооружений станет увеличиваться и сумма офсетных обязательств экспортеров. Причем это, по всей видимости, будет устраивать все стороны, участвующие в процессе купли-продажи. Поставщики смогут подписывать более выгодные для себя контракты, обеспечивая стабильный приток средств в государственную казну и собственные карманы. Покупатели получат возможность развивать свою экономику в условиях глобального финансово-экономического кризиса, обзаведутся средствами на собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и смогут перенимать зарубежные передовые технологии.
Следует отметить, что покупатели иностранных вооружений, требуя подписания офсетных соглашений, нередко ставят во главу угла именно экономический эффект от подобных сделок. Влияние офсетных сделок на экономику той или иной страны сложно просчитать из-за их сильной протяженности во времени, однако все возрастающая частота подписания таких договоров говорит об их выгоде для покупателей. Обычно совокупные инвестиции в экономику стран-покупателей от офсетных сделок не превышают одного процента внутреннего валового продукта, но временные и локальные эффекты положительно сказываются на экономической ситуации. Например, во время роста безработицы открытие дополнительного количества рабочих мест позволяет несколько выровнять ситуацию.
Тем не менее, позволяя решать сиюминутные сложности, офсетные сделки могут тормозить общее развитие промышленности стран-покупателей. Дело в том, что иногда иностранные компании, поставляющие военную продукцию покупателям, соглашаются в качестве исполнения офсетных обязательств предоставлять различные технологии, однако не дают разрешения на их реэкспорт или использование в других национальных программах разработки. По оценке критиков офсетных сделок, они этим тормозят развитие конкуренции на мировом рынке, вызывая необоснованный рост цен на продукцию военного назначения.
Наконец, критики офсетных сделок говорят и о возможности неконтролируемого распространения технологий, которые могут попадать в «плохие» руки. Так, передача тех или иных технологий в рамках офсетной сделки какой-либо стране может привести к тому, что рано или поздно эти технологии могут «утечь» к террористам или в страны с нестабильным политическим режимом. Таким образом, поставщики оборонной продукции, возможно, и сами того не осознавая, проводят перевооружение террористических организаций.
Василий Сычев