Неделя в армии: Vikramaditya с плеч долой
На минувшей неделе произошло два особо значимых события в жизни Российской армии и оборонной промышленности страныНачнем с последнего. Наконец-то закончена длившаяся почти 10 лет модернизация для индийских ВМС тяжелого авианесущего крейсера проекта 11 434 «Адмирал Горшков», который теперь носит название Vikramaditya (в переводе с санскрита «Всемогущий») и значится под новым проектом 11 430. Слово «наконец-то» автор употребил не только потому, что работа над переустройством корабля шла недопустимо долго. Но и потому, что в ней как в капле воды (простите за банальность) отразилось все несовершенство и непредсказуемость наших отношений с партнерами по военно-техническому сотрудничеству.
Авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (в девичестве «Баку») был построен в Украине в городе Николаеве в далеком 1987 году. На нем предполагалось использовать самолеты вертикального взлета и посадки Як-38, а в перспективе и сверхзвуковой Як-141. А кроме того, так как у нас в стране не удавалось создать межвидовых или многофункциональных авианосных групп, где вместе с авианосным крейсером действуют и другие корабли, его снабдили мощным ударным ракетным комплексом, системами противолодочной борьбы, ПВО и прочими боевыми системами, которые превратили авианосец в универсальный боевой корабль.
Но оказалось, что самолеты вертикального взлета и посадки – не самое лучшее ударное оружие для авианосцев, они имели слишком короткий радиус действия. Да и их конструкция могла бы быть гораздо надежнее. И от истребителей фирмы «Яковлев» было решено отказаться в пользу истребителей «Сухого», которые взлетали с трамплина авианесущих кораблей следующего проекта 11 435, единственным представителем которого у нас до сих пор остается «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов». А «Горшкову» была уготована участь отправиться на иголки, как случилось с его предшественниками – крейсерами «Москва» и «Киев». Спасли его от подобной судьбы индийцы, которым позарез нужен был собственный авианосец, чтобы почувствовать себя великой морской державой. Мы пошли им навстречу, практически подарив «Горшкова» за символическую цену в 1 долл. и обязательство модернизировать его на нашем заводе, переделав под самолеты горизонтального взлета и посадки.
Контракт был подписан с индийцами тогдашним министром обороны РФ Сергеем Ивановым на сумму в 1,5 млрд долл., и предполагалось, что 750 млн долл. будут стоить 18 истребителей МиГ-29К/КУБ, предназначенные для этого корабля. Обе стороны понимали, что за 750 млн зеленых модернизировать авианосец невозможно. Модернизация иногда обходится дороже постройки нового корабля, а средняя стоимость строительства авианосца как минимум 7–8 млрд долл. Но у всех были свои резоны согласиться на смешную по любым измерениям цену.
Она аукнулась после разборки старого оборудования «Горшкова» и обнародования планов по закупке и установке нового. Оказалось, что на него денег нет. Разразился скандал, который задержал работы на «Горшкове», который уже получил тогда имя Vikramaditya, практически на два года. Пока индийцы не согласились доплатить за предстоящие работы еще миллиард долларов.
Но в прошлом году разразился новый скандал. В ходе испытаний корабля на предельных скоростях выяснилось, что кирпичная облицовка паровых котлов крейсера без асбестовых прокладок, на чем настаивали заказчики, не выдерживает необходимой для эффективной работы турбин температуры – она просто рассыпается. И котлы при этом прогорают. Пришлось менять котлы и возвращаться к их традиционной изоляции. Все это заняло еще год. Наконец, в этом ноябре корабль был торжественно передан индийским ВМС. Как говорится, с богом.
Какой вывод из этой истории? С одной стороны, она учит, что никому не надо химичить – реальная цена реальных работ все равно даст о себе знать. А с другой стороны, модернизация «Горшкова» показала, что наши корабелы все-таки могут построить авианосец. Долго, с погрешностями, но могут. И когда такой проект появится и будет нужен стране, они с ним справятся.
Другое событие недели тоже связано с интересной предысторией, хотя и не международного значения. Президент Владимир Путин провел в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище совещание по проблеме развития военного образования, на котором приняты важнейшие решения по совершенствованию отечественной военной школы. Она, как знают наши читатели, в прошлые годы была подвергнута неоправданным волюнтаристским реформам, которые чуть было ее не погубили.
Министр обороны Сергей Шойгу за год нахождения у руководства Вооруженными силами многое сделал, чтобы вернуть соответствующий престиж и уровень подготовки офицерских кадров. Сейчас в стране работают 18 военных вузов и 15 их филиалов. Принято решение, что некоторые из филиалов станут самостоятельными. Им вернут старые названия, а главным критерием качества обучения офицера и контрактника станет умение профессионально действовать в реальных условиях боевой обстановки. Для этого в армии есть все возможности. 66% преподавателей ее вузов – доктора и кандидаты наук, 70% проходят военную службу и преподают. Первые экземпляры новой боевой техники для войск идут в вузы. Выпускник военного университета, училища или академии знает и умеет ее эксплуатировать и учить работать на ней подчиненных.
Виктор Литовкин