Лейтенанты двойного назначения
Президент поддержал идею выдавать выпускникам военных вузов двойные дипломыВ пятницу в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище царила торжественная суета. С утра министр обороны Сергей Шойгу открывал здесь монумент «Звезда Героя», где на черных мраморных досках выбиты фамилии 53-х Героев Советского Союза и 74-х Героев России, окончивших училище. После обеда ждали Владимира Путина, который должен был наградить училище в честь его 95-летием орденом Суворова.
На плацу ровнялись шеренги, за их спинами стояли многочисленные ветераны ВДВ, на лестнице штаба по соседству грелись жены и дети офицеров, пришедшие на общий для всех праздник. У последних позиция для наблюдения была на зависть: через окно плац просматривался как на ладони.
- Здесь воспитывают профессионалов военного дела, учат беречь честь мундира, хранить верность присяге и неписаным законам боевого товарищества, - похвалил училище президент, прикрепляя к знамени части орден. - Подготовка кадров — это фундамент вооруженных сил России.
На совещание по развитию системы военного образования в Рязань съехалось военное руководство страны, все начальники военных училищ. На дверях штаба висели временные бумажные таблички: «Командующие родами войск РФ», «Начальники штабов», «Начальники училищ». Но перед заседанием президенту показали, чему учат в военном училище на высшем уровне.
В одном из классов на уникальном, единственном в России тренажере комплексного управления боем, под плакатом «Десантный взвод в обороне» курсанты отражали агрессию условного противника. В полноразмерных макетах боевой машины десанта и танка сидели «воюющие» экипажи, за мониторами - управляющие боем командиры отделений и взводов. Под громогласный комментарий полковника Кирилла Костина война выводилась на огромный экран, хотя известно, кто победит, не было до самого конца.
- После чего, потеряв тридцать процентов численного состава, противник отказывается от наступления и отходит, - решительно завершил непродолжительное сражение полковник.
- А что, бывает и наоборот?
- Конечно! - оживился Костин. - У нас группа генералов приехала на госэкзамены, решили попробовать свои силы, сели генерал-полковники за тренажеры — вот прямо на места курсантов. И сгорели! Потому что проигнорировали использование теплозащиты и систему пуска дымовых гранат «Туча». Вертолеты противника их тут же сожгли.
- И вы указали старшим по званию на их ошибки?
- Разумеется! Они еще раз сели и нормально справились.
На мониторе загорелось «Подключить тренажеры к учебной работе?» и варианты «Так точно» и «Отставить», бой запустили заново, и в класс вошел верховный главнокомандующий. Путин несколько минут наблюдал за битвой, в метре от него на экране сгорел вертолет условного противника. Сквозь грохот и звуки выстрелов изредка доносились пояснения начальника училища.
- Я вам зачинаю выписку из доклада 1946 года, который хранится в архиве Министерства обороны, - начал совещание глава государства. - Тогда специалисты анализировали завершившуюся войну и пришли к выводу, что причины многих неудач 1941 года были связаны с проблемами военного образования. Мы не должны забывать об этих тяжелых уроках.
Подчеркнув таким образом на примере важность дела, которым занимаются собравшиеся, глава государства перешел к текущим задачам.
- В последнее время мы серьезно обновили систему высшего военного образования, в том числе и организацию обучения, и эту важнейшую работу необходимо последовательно продолжать, настраивать военное образование на перспективные задачи военного строительства, - сказал президент. - Уже в 2014 году надо завершить оптимизацию сети военных вузов, привести ее в соответствие с параметрами кадрового заказа Вооруженных Сил. При этом считаю принципиально важным сохранить ряд военных академий в качестве самостоятельных образовательных учреждений. Вести подготовку офицеров по новым специальностям целесообразно на базе уже имеющихся вузов. Создавать дополнительные вузы с чистого листа вряд ли целесообразно. Тем более что в военном образовании особенно важна традиция.
То, насколько важно военному вузу идти в ногу с современностью, Путин вновь проиллюстрировал на примере Великой Отечественной:
- В вузах учили окопной войне, а когда начались эти танковые клинья в начале войны, картина резко поменялась не в нашу пользу.
Президент особо отметил идею гражданского человека.
- А что, если попробовать выдачу двойных дипломов? - предложил ректор МГУ и член общественного совета при минобороны Виктор Садовничий. - Есть специальности, которые можно освоить только совместно: информационная безопасность, робототехника, редкие языки. Что если сделать совместное обучение с ведущими академиями - «Бауманка», МГУ? Это принесет пользу офицеру и на гражданке, когда он закончит службу с дипломом солидного вуза.
- Даже не знаю, рассердиться на вас или поблагодарить? - развел руками Путин. - Я хотел как раз говорить об этом, а вы все за меня сказали. Правда, я до двойных дипломов не додумался.
- Вооруженная борьба будет все больше и больше принимать интеллектуальный характер, и в конечном итоге может превратиться не в столкновение людей на поле боя, а будет похоже на компьютерные игры с минимальными человеческими потерями, - сказал Путин. - Это будет война техники. Если будет! Хотелось бы, чтобы вообще не было никакой вооруженной борьбы, но все идет к этому. И если уж ректор МГУ считает возможным так построить работу, это в высшей степени перспективно. Это нужно попробовать сделать.